Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ

Урок-презентация

Введение

Вследствие модернизации современной школы усиливается практическая составляющая и инструментальная направленность общего среднего образования. Оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний означает не только усвоение теоретических сведений, но и развитие мышления, выработку практических умений. Следует уделить внимание изучению информационных технологий, расширению различного рода практикумов, интерактивным и коллективным формам работы, привязыванию изучаемого материала к проблемам повседневной жизни [1]. Особенное внимание обращается на новейшие технические средства обучения: компьютеры, мультимедийные демонстрации, а также виртуальные и дистанционные методы обучения. Тем более что возможностей показать не просто статичные иллюстрации и таблицы, а целые видеоролики, демонстрирующие динамику процессов, стало больше. В соответствии с этими изменениями возникла необходимость обеспечения школ новым оборудованием.

Министерством образования Российской Федерации была принята программа по компьютеризации школ, которая к настоящему времени практически завершена. Теперь многие школы имеют на своей базе компьютерные классы и соответствующее программное обеспечение. Однако не все педагоги могут воспользоваться «прелестями» вычислительной техники, поскольку существующие в настоящее время программы не всегда удовлетворяют требованиям конкретного урока по различным причинам. Возникает вопрос: что делать учителю, который хочет двигаться в ногу со временем, у которого есть талант и желание показать нечто большее, чем иллюстрации учебника?

От школьной доски к экрану монитора

Информационные технологии все активнее входят в систему обучения химии. В настоящее время в химическом образовании применяют следующие информационные технологии и программные средства:

• компьютерные обучающие программы разного типа, электронные учебники (http://cnit.ssau.ru/organics/intex.htm), тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы заданий (www.teleschool.spb.ru) и др.;

• мультимедиатехнологии с использованием персонального компьютера, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

• интеллектуальные и обучающие экспертные системы;

• распределенные базы данных по разным отраслям знаний (базы конспектов, рефератов и задач) (http://chemistry.r2.ru);

• технологии телекоммуникаций (учебное телевидение, электронная почта, телеконференции, сети обмена данных и т.д.);

• интернет-технологии, дистанционное обучение (наглядно-демонстрационные материалы на сайте http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/physics/Periodic/Periodic.html; программы для самообразования – http://hemi.wallst.ru);

• виртуальные лаборатории (http://modelscience.com; http://vrml.main.ru);

• электронные библиотеки (http://www.chem.msu.su/rus/elibrary);

• электронные периодические издания (газеты и журналы, например http://www.1september.ru) [2].

Но и в использовании этих средств есть определенные трудности. Одна из проблем состоит в том, что большинство программ построено на жесткой, фиксированной логике, где каждый из компонентов занимает строго определенное место и нет возможности вариации. Они не могут быть применены одновременно для обучения детей из общеобразовательного класса и учащихся, занимающихся в классе с углубленным изучением данного предмета. Такие программные продукты неинтересны, быстро надоедают и поэтому со временем становятся малоэффективными.

Другая проблема состоит в том, что большая часть тиражируемых компьютерных программ пересыщена разнообразием используемых инструментов и внимание обращается на несущественные детали, что, естественно, отвлекает учащихся от сути изучаемого вопроса [3].

Творчески работающий учитель, стремящийся заинтересовать учеников своим предметом, должен проявить смекалку, самостоятельность и определенные навыки работы с вычислительной техникой и ее программным обеспечением и сам создать наглядные, понятные пособия для учащихся. При этом создание подобных дидактических материалов не должно занимать много времени. Мы предлагаем презентацию как один из простейших способов создания таких анимационных, информационных фильмов.

От наглядности к визуализации

Возможны три методических подхода к использованию компьютерных технологий на уроках химии.

1. Разработка собственного программного продукта (требует большой затраты ресурсов и времени, хотя и будет полностью отвечать требованиям педагога).

2. Использование готовых специализированных средств обучения и готовых программ для разработки авторских учебных курсов и индивидуальных программ обучения (сложность в адаптации к существующим требованиям и стандартам образования, временные затраты).

3. Использование всем известных программ в стандартном наборе любого персонального компьютера (ПК) и легкодоступных, распространенных программ: Microsoft Power Point, Corel Move, Corel Show, Gif Animator, Cool 3D, 3D Max и др. [4]. Последний из этих подходов, на наш взгляд, является наиболее верным. Известные программные продукты легко доступны для просмотра на любом ПК и с помощью средств мультимедиа, просты в обращении.

Методист сначала проектирует и моделирует урок, затем составляет слайды к конкретным этапам урока, формирует их последовательность. При необходимости можно изменить слайд-шоу, в зависимости от уровня знаний и притязаний учащихся. И главное, учителю не требуются особенные навыки программиста – инструментальные средства подобных программ довольно просты. Здесь ваша фантазия не ограничена ничем. Слайды помогут объяснить учащимся сущность химических процессов, представить эти процессы в динамике.

На сегодняшний день динамические модели наиболее доступны пониманию учащихся, т.к. с такими моделями они сталкиваются в повседневной жизни, тесно общаясь с компьютером. Учащемуся, познающему сложный и многогранный мир химии, часто бывает трудно понять те или иные явления. Здесь на помощь приходит компьютерная динамическая модель, позволяющая наглядно представить и понять процессы микромира. Компьютерные модели могут быть использованы и при решении задач, и для контроля знаний учащихся, рамки их применения весьма широки. Такие модели способствуют развитию интеллекта учащихся, формированию у них логического мышления, операций синтеза, анализа, обобщения, знакомству с новыми понятиями, выявлению закономерностей и т. д. Не нужно забывать об одном из главных принципов педагогики – принципе наглядности. Еще Ян Амос Коменский говорил о том, что «все видимое нужно предоставить зрению». Этот принцип актуален во все времена изучения химии.

Полагая, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», мы составили уроки-презентации по теме «Теория электролитической диссоциации». Отдельные слайды презентаций, разработанных нами на базе программы Microsoft Power Point, представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Пример одного слайда (по кадрам) к уроку 1 по теме «Теория электролитической диссоциации»

Рис. 1.
Пример одного слайда (по кадрам) к уроку 1
по теме «Теория электролитической диссоциации»

Эти презентации учитель химии может использовать на уроках как в обычных классах, так и в профильной школе. Уважаемые коллеги, дерзайте, экспериментируйте. Пусть ваши уроки будут увлекательными и интересными. Презентации были апробированы нами на занятиях по методике обучения химии у студентов второго курса биолого-химического факультета Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского.

Рис. 2. Пример одного слайда (по кадрам) к уроку 2 по теме «Теория электролитической диссоциации»

Рис. 2.
Пример одного слайда (по кадрам) к уроку 2
по теме «Теория электролитической диссоциации»

Открывает презентацию фильм о нашем городе, университете и нашей работе. Сценарий фильма создан студентами четвертого курса биолого-химического факультета Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского: В.В.Андриевской, Е.Ю.Горовой, Е.А.Юргиной – под руководством профессора кафедры химии С.А.Герус. Съемки и монтаж фильма были сделаны студентом четвертого курса биолого-химического факультета университета Д.В.Гурчем, получившим в 2005 г. звание лучшего оператора города Калуги, а в 2006 г. в составе команды телекомпании CINV – первую в Калуге региональную премию ТЭФИ («ТЭФИ – Регион-2006»).

Данный фильм и презентации, а также планы уроков-презентаций по теме «Теория электролитической диссоциации» помещены на компакт-диске, который находится в редакции газеты.

* * *

Отметим отличительные особенности предлагаемых нами презентаций:

1. Простота интерфейса (последовательность прохождения слайдов управляется мышью либо кнопками клавиатуры).

2. Последовательность визуальных материалов может быть настроена на автоматический просмотр.

3. Разнообразие вариантов использования данного программного продукта.

4. Доступность для понимания, наглядность.

Л и т е р а т у р а

1. Стратегия модернизации образования. Сборник методических материалов. СПб., 2001, 25 с.

2. Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). В 2 ч., ч. 2. Под ред. проф. Н.Е.Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2005, 304 с.

3. Герус С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003, 160 с.

4. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании». СПб.: Изд-во Центра профессионального обновления «Информатизация образования», 2005, № 1.

С.А.ГЕРУС, профессор
кафедры химии Калужского
государственного педагогического
университета им. К.Э.Циолковского,
В.В.АНДРИЕВСКАЯ,
Е.Ю.ГОРОВАЯ,
Д.В.ГУРЧ, Е.А.ЮРГИНА,
студенты биолого-химического
факультета (г. Калуга)