Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2007

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Блочно-модульные технологии
на уроках химии

Блок «Изучение серы и ее соединений» (9 класс, 3 ч)

См. также № 24/2006, с. 24–30.

№ урока 1-й 2-й 3-й
Тема Общее представление о сере и ее соединениях Получение серной кислоты Химические свойства соединений серы
Тип учебного занятия Получение новых знаний Получение новых знаний Урок коррекции
Характер деятельности учащихся Частично поисковый Проблемный (учитель ставит проблему и знакомит с методами научного познания) Работа в парах сменного состава
Что знать Положение серы в периодической системе, особенности строения ее атомов. Физические свойства серы как простого вещества. Окислительно-восстановительные свойства соединений серы, основные области их применения Основные принципы производства серной кислоты контактным способом Состав и свойства соединений серы
Что уметь Записывать электронное строение атома серы. Записывать уравнения химических реакций, раскрывающих окислительно-восстановительные свойства серы и ее соединений. Показывать кислотный характер оксидов серы; определять присутствие в растворе ионов водорода и сульфатионов Записывать уравнения химических реакций, при помощи которых можно получить серную кислоту в промышленности. Рассматривать условия смещения равновесия в сторону образования продукта реакции и кинетику этих реакций Рассматривать свойства серы и ее соединений в свете представленийоб электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнивать свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты. Записывать способы получения оксидов серы(IV и VI). Давать характеристику реакции

2SО2 + О2 = 2SО3

и рассматривать условия смещения равновесия в системе

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕРЕ И ЕЕ СОЕДИНЕНИЯХ

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Задачи урока. Найти зависимость между электронной конфигурацией атома серы и положением элемента в периодической системе, а также возможными степенями окисления серы; через самостоятельную работу с учебной литературой дать характеристику сере как простому веществу; используя прием сравнения, выяснить окислительно-восстановительные свойства серы и ее соединений. Воспитывать чувство коллективизма, ответственность за порученное дело, организованность и целеустремленность.

Оборудование и реактивы. Спиртовка, ложечка для сжигания веществ, колба с водой, образцы минералов и горных пород, содержащих серу, видеоустановка, опорные конспекты «Сера и ее соединения» и карты для самоконтроля и самооценки на столах учащихся; растворы хлорида бария, лакмуса, серной кислоты и гидроксида натрия, порошок серы, цинковая пыль.

ХОД УРОКА

Учебный элемент Деятельность учителя Деятельность учащихся
УЭ-0 И н т е г р и р у ю щ а я  ц е л ь. Установить соответствие между электронной конфигурацией атома серы и его возможными степенями окисления, выяснить окислительно-восстановительную способность соединений серы
УЭ-1. Определение степени усвоения учебного материала и подготовка учащихся к деятельности Нашу встречу посвящаем неметаллам. Они удивляют своим разнообразием, несмотря на малочисленность в периодической системе (ПС). Атомы одного и того же элемента способны образовывать несколько простых веществ. Kак называется это явление? Послушайте краткую характеристику некоторого элемента, с которым человечество познакомилось еще в древности. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в состав которого входил этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют о том, что простое вещество из этого элемента использовалось для изготовления красок и косметики еще во II тысячелетии до н. э. Простое вещество желтого цвета, хрупкое, легко плавится. Предположите, о каком веществе идет речь Ответ. Аллотропия

 






Ответ. Сера. Учащиеся рассматривают минералы, содержащие серу, расположенные на рабочих столах

УЭ-2. Организация восприятия материала Добывать знания о свойствах соединений серы предлагается коллективно. Начинается работа в группах, каждая из которых получает свое задание из карты самоконтроля Учащиеся знакомятся с картой самоконтроля и самооценки (см. с. 37) и выбирают лидера группы
УЭ-3. Восприятие и осознание учебной информации После отчета 1-й группы предлагается видеофрагмент об аллотропных модификациях серы. После отчета 2-й группы демонстрируются окислительно-восстановительные свойства серы, способ получения оксида серы(IV) и его кислотный характер. Химические свойства серной кислоты закрепляют, проводя лабораторную работу В тетрадях составить план ответа на поставленные вопросы, пользуясь указанными источниками информации. Лидеры у доски оформляют свои ответы, начинается обмен информацией. Вся информация записывается в рабочие тетради
УЭ-4. Подведение итогов, определение степени первичного усвоения материала Ответь на вопросы с помощью опорного конспекта
(см. с. 36).

1. З а г а д к и.

У особы этой есть корона,
Но нет ни подданных, ни трона,
Kорону дама надевает,
Kогда устойчивой бывает.

Я всюду есть, но понемножку.
Черню серебряную ложку.
Kогда испорчено яйцо,
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит.

2. Kакие степени окисления может проявлять атом серы в соединениях?

3. Kаким реактивом можно доказать наличие сульфат-ионов SO42– в растворе?

4. Kакие свойства по отношению к металлам проявляет сера?

5. Kакая электронная конфигурация характерна для атома серы? 

 
УЭ-5. Рефлексия Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет... Для чего?
Ищите свой ответ
Дети отвечают на вопросы:

1. Что на уроке больше всего запомнилось?

2. Чем ты был сегодня удивлен?

Опорный конспект к уроку "Общее представление о сере и ее соединениях"

Kарта самоконтроля и самооценки по теме «Сера и ее соединения»

УЭ Что знать Что уметь Вопросы для самоконтроля Источник
Сера как элемент, положение серы в ПС. Нахождение серы в природе 1. Положение серы в ПС.

2. Особенность строения атома серы.

3. Влияние строения атома серы на ее свойства

Записывать электронное строение атома серы; сравнивать свойства серы со свойствами простых веществ, образованных соседними по подгруппе и периоду элементами 1. Запишите электронное строение атома серы. Определите количество валентных электронов у атома серы. Сравните строение атома серы со строением атома кислорода.

2. Kакие степени окисления проявляет атом серы в соединениях с металлами и с кислородом?

3. В каких формах и где встречается сера в живой и неживой природе?

Опорный конспект; учебник О.С.Габриеляна «Химия-9»
(М.: Дрофа, 2002), § 21,
с. 98–99, с. 100–101
Сера как простое вещество. Физические и химические свойства серы 1. Аллотропные видоизменения серы, переход из одной модификации в другую.

2. Основные физические и химические свойства серы как простого вещества

Описывать физические свойства серы, условия перехода ромбической серы в пластическую; записывать уравнения реакций, подтверждающих химические свойства серы 1. Kакая модификация серы наиболее устойчивая?

2. Опишите физические свойства серы (цвет, отношение к воде, температура плавления).

3. На каком физическом свойстве серы основано покрытие ею гранул удобрения до внесения удобрения в почву?

4. Допишите уравнения реакций и определите степени окисления атома серы в полученных соединениях:

S + Cl2 = ... ;
S + О2 = ... ;
S + Fe = ... ;
S + Al = ...

Учебник О.С. Габриеляна «Химия-9», § 21, с. 99–100; видеофрагмент; опорный конспект
Соединения серы Kакие степени окисления может принимать атом серы в соединениях с другими элементами. Окислительно-
восстановительную двойственность серы. Области применений соединений серы(IV). Способ получения оксида серы(IV), характер его водного раствора и взаимодействие SO2 c окислителями и восстановителями
Расставлять степени окисления атомов элементов в сложных соединениях. Предполагать продукты окислительно-
восстановительных реакций, протекающих с участием соединений серы. Записывать уравнения химических реакций, раскрывающих окислительно- восстановительные свойства серы
1. Запишите в три столбика основные классы соединений серы, определите в них степени окисления атома серы.

2. Определите окислительно-
восстановительную способность атомов серы S0 и S2–.

3. Напишите два уравнения реакций получения оксида серы(IV).

4. Выберите из предложенного списка схем те реакции, в которых оксид SO2 является окислителем. Расставьте коэффициенты в схемах реакций.

5. Выберите из списка схем те реакции, в которых SO2 проявляет восстановительные свойства.Расставьте коэффициенты в схемах реакций

Учебник О.С. Габриеляна «Химия-9», § 22, с. 103–104; опорный конспект. Список схем реакций:

SO2 + O2 SO3,

SO2 + H2S H2O + S,

SO2 + I2 + H2O HI + H2SO4,

SO2 + H2O H2SO3.

Демонстрационные опыты:

Zn + S = ZnS,

S + O2 = SO2,

H2O + SO2 = H2SO3

Свойства серной кислоты Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты Определять коэффициенты в уравнениях реакций с помощью метода электронного баланса. Уметь доказывать присутствие в растворе ионов Н+ и SO42– 1. Kаким индикатором проверяется наличие кислотной среды?

2. Kаким реактивом определяется наличие ионов SO42– в растворе?

3. Основные химические свойства раствора Н2SO4.

4. Составьте электронный баланс для схемы реакции:

Н2S + Н2SO4
S + Н2O

Демонстрационные и лабораторные опыты:

1) H2SO4 = 2Н+ + SO42–;

2) 2NaOH + H2SO4  =
= Na2SO4 + 2H2O;

3) SO42– + Ba2+ = BaSO4.

Фронтальная беседа с классом

Т.Н.НОВИКОВА,
учитель химии и биологии Староурюпской школы
(д. Старый Урюп, Kемеровская обл.)