Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2007

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Химические уравнения

Урок-исследование • 8 класс

Цели. Познакомить учащихся с понятием «химическое уравнение», научить составлять уравнения реакций, закрепить навыки составления формул по валентности элементов, стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

Мотивация. Что такое химические уравнения и зачем они нужны?

Оборудование и реактивы (на столе учителя). Спиртовка, держатель; железо, сера.

ХОД УРОКА

Ориентировочно-мотивационный этап

Ориентация. Ау! Где мы находимся? (Учащиеся знают химические формулы веществ, понятие «химическая реакция», но пока не умеют записывать уравнения реакций.)

Целеполагание (чем конкретно займемся на уроке).

Мотивация (зачем нужны химические уравнения).

Ау! Где мы находимся?
Ау! Где мы находимся?

Вы – исследователи, которым необходимо ответить на один-единственный вопрос: что такое химическое уравнение?

Операционно-исполнительный этап

В нашу исследовательскую лабораторию пришел заказ изучить и создать общее представление о химическом уравнении.

Разминка для эрудитов

1. Что изучает химия?

(Вещество.)

2. Что такое вещество?

(Это определенный вид материи, то,
из чего состоит тело.
Примеры веществ – сера, железо, вода.)

3. Как мы выражаем состав вещества?

(С помощью химических формул.)

4. Как составить химическую формулу? Что для этого необходимо знать?

(Химические знаки элементов, валентность.)

5. Что такое валентность?

(Это свойство атома присоединять
определенное число других атомов.)

Повторим валентности некоторых элементов (игра в мяч). Один ученик бросает мяч другому и называет химический элемент из ряда: H, O, S, Fe, Cu, Al, Na, Cl. Ученик, который ловит мяч, называет валентность данного элемента.

К нам пришла телеграмма, но запись на ней частично исчезла, необходимо ее восстановить:

FeS, Na O, Al O .

В этом задании требуется определить валентности элементов, а затем расставить индексы в химических формулах. Работаем по восстановлению записи. Ученик, который справится с заданием быстрее всех, записывает на доске ответ:

При этом он вслух проговаривает алгоритм составлений формул по валентности: что он делает сначала, откуда берет значения валентности элементов, как составляет формулу по валентности.

А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.)

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.)

Демонстрационный опыт.
Взаимодействие железа с серой

Возьмем железо и серу в соотношении по массе 7:4. В семи частях железа находится столько же атомов, сколько в четырех частях серы. Нагреем смесь. Что произошло? (Протекает химическая реакция.)

По каким признакам мы судим, что произошла реакция? Какие условия необходимы для проведения опыта? (Нагревание, тесное соприкосновение исходных веществ.)

Чем отличаются химические реакции от физических явлений? Как можно выразить (записать) химическую реакцию? (В виде химического уравнения.)

Составим уравнение реакции на доске:

Где мы сегодня уже встречали формулу FeS? (В телеграмме.)

Какой закон необходимо применять при составлении химических уравнений? О чем он гласит? (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образующихся веществ.)

Лабораторный опыт.
Прокаливание медной проволоки

Обозначим медную проволоку знаком Cu, кислород воздуха – О2. Что нужно для составления химического уравнения?

Порядок действий следующий:

а) записать формулы исходных веществ;

б) составить формулу продукта реакции справа от знака равенства;

в) уравнять число атомов в правой и левой частях уравнения по закону сохранения массы веществ:

Сформулируем определение химического уравнения.

Химическое уравнение – это условная запись хода химической реакции с помощью формул и коэффициентов.

К нам пришло письмо. Ученик провел опыт, описал его, но не смог составить уравнение реакции и обратился к нам за помощью. Вот текст письма: «Нагретый железный порошок внесли в колбу с газом желто-зеленого цвета – хлором, молекулы которого двухатомны. Порошок воспламенился, в результате появился коричневый дым, образованный частичками хлорида железа(III)». Давайте поможем ученику. Запишите уравнение реакции:

Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. На трех примерах рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения. Пока остается неясным, зачем нужны уравнения реакций. Вот мы и обозначили задачу, над которой будем работать на последующих уроках.

Самоконтроль и самооценка

Учитель подводит итоги: чему научились на уроке, какие моменты требуют дальнейшей отработки. Выслушивает мнения учащихся по этим вопросам, благодарит их за работу на уроке.

О.В.МОВЛЯН,
учитель химии средней школы № 5
(г. Мыски, Кемеровская обл.)