Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2006

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Серная кислота

9 КЛАСС • ОТКРЫТЫЙ УРОК

Цель. Познакомить учащихся с историей открытия серной кислоты, ее химическими свойствами, правилами техники безопасности при работе с ней и областью применения, отшлифовывать навыки химического эксперимента, способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях.

Оборудование и реактивы. Компьютер, мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией, халаты, очки, резиновые перчатки; концентрированная серная кислота, ткань, сахарная пудра, свеча, лучинка, листок бумаги с рисунком разбавленной кислоты, этанол, перманганат калия, вода, соляная кислота, растворы карбоната, хлорида и сульфата натрия в трех пронумерованных пробирках, соляная кислота, хлорид бария, нитрат серебра.

ХОД УРОКА

Урок начинается с организационного момента и приветствия гостей, присутствующих на уроке
(1-й слайд).

1-й слайд
1-й слайд

Затем следует мотивационный этап, на котором объявляется цель урока и девиз.

Объяснение нового материала начинаем с игры «Угадай-ка» (2-й слайд).

2-й слайд
2-й слайд

В результате учащиеся называют тему урока.

Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков. Серную кислоту называли: а) купоросным маслом; б) серным маслом (3-й слайд).

3-й слайд
3-й слайд

Алхимик Андрей Либавий в 1595 г. установил тождественность обоих веществ. Это – серная кислота. Серная кислота обладает всеми химическими свойствами кислот.

Задание 1. Перечислить физические свойства серной кислоты.

Задание 2. Перечислить характерные химические свойства кислот. Общие свойства относятся к разбавленной серной кислоте. Но наибольший интерес вызывает концентрированная серная кислота. Она обладает индивидуальными свойствами.

Учитель показывает емкость с концентрированной кислотой, указывает ее группу хранения
(4-й слайд).

4-й слайд
4-й слайд

Учитель показывает опыт – растворение кислоты в воде. Особенное внимание обращается на соблюдение правил техники безопасности (ТБ) (5-й слайд).

5-й слайд
5-й слайд

При работе с серной кислотой хорошо подходят слова Козьмы Пруткова: «Всегда держись начеку». Серная кислота – это особое вещество (6-й слайд).

6-й слайд
6-й слайд

Учитель проводит опыты:

а) бесцветные чернила;

б) обугливание ткани;

в) обугливание сахарной пудры;

г) возгорание свечи;

д) обугливание лучины.

Вопросы классу.

1) Что произойдет, если концентрированная кислота попадет на кожу рук или лица? Какую медицинскую помощь необходимо оказать? (Показать аптечку.)

2) Какой газ в опыте с сахарной пудрой поднимает массу, а какой вызывает запах?

Прав Дмитрий Иванович Менделеев: «Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» (7-й слайд).

7-й слайд
7-й слайд

Вопрос классу. Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с серной кислотой и почему?

Для определения серной кислоты и ее солей существует качественная реакция.

Задание (ученический эксперимент). В трех пронумерованных пробирках находятся растворы солей натрия – сульфата, карбоната и хлорида. Определить каждое вещество. Ответ оформить в виде таблицы, используя 8-й слайд.

8-й слайд
8-й слайд

Очень долго серная кислота не находила применения. Но как только началось ее использование, кислоту возвеличили. На 9-м слайде показано применение серной кислоты.

9-й слайд
9-й слайд

В ы в о д. Действительно, можно сказать, что серная кислота – «хлеб» химической отрасли промышленности.

Далее следует развлекательный момент – демонстрация слайдов 10–16 со сказкой о серной кислоте «Химическое королевство».

10-й слайд
10-й слайд
11-й слайд
11-й слайд
12-й слайд
12-й слайд
13-й слайд
13-й слайд
14-й слайд
14-й слайд
15-й слайд
15-й слайд
16-й слайд
16-й слайд

Д о м а ш н е е  з а д а н и е (дифференцированное). Написать уравнения реакций и разобрать окислительно-восстановительные реакции: для слабых учеников – а, в; для средних – б, ж; для сильных – г, д, е.

П о д в е д е н и е  и т о г о в. Оценка активности учеников и слова благодарности за работу на уроке и помощь, оказанную вне урока.

Л.В.Ущербова,
учитель химии школы № 519
(Москва)