Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2006

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

 

А.Н.ПОДАВАЛОВ

 

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20, 21/2006

9 класс

Практическая работа 5.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода»

Вариант  ______________ .

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; растворы в пронумерованных капельницах (по вариантам), скрепка железная, проволока алюминиевая, купорос железный (крист.), растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), сульфата меди(II), карбоната натрия, нитрата серебра, лакмуса, хлорида бария, роданида калия.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы
Задача 1
Первый вариант
Получите аммиак из сульфата аммония.

Второй вариант
Получите нитрат меди(II) тремя способами

Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах, покажите переход электронов в окислительно-восстановительных реакциях  
Задача 2
В трех пронумерованных капельницах находятся растворы веществ:

первый вариант
растворы аммиака, азотной кислоты и нитрата аммония;

второй вариант
растворы сульфата натрия, хлорида цинка, карбоната калия. Используя необходимые реактивы, определите вещества в каждой капельнице

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах. В результатах определения в графе «Используемые реактивы и результат» располагайте реактивы-определители в порядке их использования  

 

№ капельницы
(вещества)
Используемые реактивы и результат Вещество
(название или формула)
………………. ………………. ……………….
…………… ……………….. ……………….. ………………. ………..........…………….
…………… ……………….. ……………….. ………………. ………..........…………….
…………… ……………….. ……………….. ……………… ………..........…………….
…………… ……………….. ……………….. ……………….. ………..........…………….

Практическая работа 6.

Получение, собирание и распознавание газов

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, штатив с муфтой и лапкой, пробки с U-образной и прямой газоотводными трубками, спиртовка, лучинка, спички, вата, пробирка с пробкой, кристаллизатор с водой; раствор соляной кислоты, перманганат калия, вода известковая, мрамор.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода
В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте раствор соляной кислоты. Пробирку закройте пробкой с прямой газоотводной трубкой и наденьте на нее еще одну пробирку кверху дном. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом. Снимите верхнюю пробирку и проверьте наличие водорода, для чего поднесите ее отверстием к горящей спиртовке Напишите уравнения реакций получения и распознавания водорода в молекулярном виде, покажите переход электронов в окислительно-восстановительных реакциях

 
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание кислорода
В соответствии с рисунком соберите прибор и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на 1/4 ее объема порошок перманганата калия и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. В сосуд с водой опрокиньте пробирку, заполненную водой, предварительно закрыв отверстие пальцем, и вставьте в нее конец газоотводной трубки. Затем нагревайте пробирку с перманганатом калия. Сначала обогрейте всю пробирку. Затем постепенно передвигайте пламя от ее дна в сторону пробки. Kогда пробирка заполнится кислородом, закройте ее под водой резиновой пробкой. Подтвердите наличие кислорода в пробирке тлеющей лучинкой

Напишите уравнения реакций получения и распознавания кислорода в молекулярном виде, покажите переход электронов в окислительно-восстановительных реакциях

 
Опыт 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
В пробирку внесите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Kонец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2–3 мл известковой воды. Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа, вызывая ее помутнение

Напишите уравнения реакций получения и распознавания углекислого газа в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Шкала оценки интенсивности запаха воды в баллах

Характеристика запаха Интенсивность запаха (баллы)
Отсутствие ощутимого запаха 0
Очень слабый запах — не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах — обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах — неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах — делает воду непригодной для питья 5

2. Kачественное определение ионов

Определяемый ион Реактив, содержащий качественный ион Результаты качественной реакции
Н+ Индикаторы Изменение окраски
Ag+ Сl Белый осадок
Cu2+ OH Голубой осадок
Cu2+ S2 Черный осадок
Fe2+ OH Зеленоватый осадок, который с течением времени буреет
Fe3+ OH Осадок бурого цвета
Zn2+ OH Белый осадок, при избытке щелочи растворяется
Al3+ OH Белый желеобразный осадок, при избытке OH растворяется
NH4+ OH Запах аммиака
Ва2+ SO42– и окрашивание пламени Белый осадок. Окрашивание пламени в желто-зеленый цвет
Са2+ CO32– и окрашивание пламени Белый осадок. Окрашивание пламенив кирпично-красный цвет
Na+ Окрашивание пламени Цвет пламени — желтый
K+ Окрашивание пламени Цвет пламени — фиолетовый (через синее стекло)
Сl Ag+ Белый осадок
Вr Ag+ Желтоватый осадок
I  Ag+ Желтый осадок
SO32– Н+ Выделение SO2 – газа с резким запахом
CO32– Н+ Выделение газа, вызывающего помутнение известковой воды
NO3 H2SO4 (конц.) и Сu Выделение бурого газа
SO42– Ва2+ Белый осадок
PO43– Ag+ Желтый осадок
OH Индикаторы Изменение окраски

3. Растворимость веществ, осаждение солей и оснований

Примечание. Растворимость: Р – хорошо растворимое вещество (> 0,1 моль/л),
М – малорастворимое вещество (0,1–0,001 моль/л), Н – практически нерастворимое вещество
(< 0,001 моль/л). Для малорастворимых и практически нерастворимых веществ указан цвет продукта осаждения.