Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2006

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Деловая игра «Компетентность»

См. также № 20/2006

Понятие о полиэфирных волокнах • 11 класс

Цель. Дать первоначальные представления о строении, физических свойствах и применении полиэфирных волокон. Обобщить знания о высокомолекулярных соединениях (ВМС), показать разнообразные источники их производства и экологические проблемы, связанные с утилизацией изделий из синтетических полимерных тканей; развивать логическое мышление учащихся и умения работать в коллективе.

Правила игры

Команды по очереди выступают в роли «претендетов» с докладом на заданную тему. Выступить должны все члены команды, причем обязательным условием является рассказ, а не чтение текста выступления по бумажке.

После представления доклада команда, выступающая на данном этапе игры «нанимателем», задает вопрос каждому члену команды «претендентов» (таблица). Потом вопросы команде и классу по теме доклада задает учитель.

Таблица

Задания командам учащихся

№ команды Готовит доклад по теме Задает вопросы по теме
1 Сложные эфиры: строение и свойства Общие понятия, характеризующие ВМС
2 Общие понятия, характеризующие ВМС Полиэфирное волокно лавсан
3 Полиэфирное волокно лавсан Экологические проблемы утилизации синтетических изделий и использование эфиров
4 Экологические проблемы утилизации синтетических изделий и использование эфиров Сложные эфиры: строение и свойства

Вслед за этим команда-«наниматель» превращается в команду «претендентов» и выступает со своим докладом. Вопросы ей задает следующая команда и т.д. по схеме.

Схема

В конце урока арбитр-учитель подводит итоги игры и выставляет оценки всем ее участникам.

Вопросы по теме
«Сложные эфиры: строение и свойства»

Вопросы команде

1. Какой эфир имеет запах ананаса?

(Бутиловый эфир бутановой кислоты.)

2. Как называется реакция сложных эфиров с водой?

(Гидролиз.)

3. Как называются сложные эфиры уксусной кислоты?

(Ацетаты.)

4. Под каким названием широко известна и где применяется ацетилсалициловая кислота?

(Лекарство аспирин.)

5. Как сдвинуть равновесие в обратимой реакции этерификации?

(Удалить из реакционной смеси воду или эфир,
можно добавить один из реагентов.)

6. Где используется метилметакрилат?

(Для производства органического стекла,
или плексигласа.)

Вопросы классу

1. Какие вещества называют сложными эфирами?

2. Какая реакция называется реакцией этерификации?

3. Перечислите химические свойства сложных эфиров.

4. Назовите области применения сложных эфиров.

Вопросы по теме
«Общие понятия, характеризующие ВМС»

Вопросы команде

1. Какие соединения называют высокомолекулярными?

(ВМС (полимеры), состоят из больших гибких молекул
цепного строения, в которых многократно
повторяются одинаковые группы атомов.)

2. В результате каких реакций получаются полимеры?

(Реакции полимеризации и поликонденсации.)

3. Какая структура характерна для полимерных молекул?

(Линейная, разветвленная, пространственная.)

4. Какие полимеры называют пластмассами?

(Пластмассы – материалы, изготовленные
из полимеров, способны приобретать
при нагревании заданную форму
и сохранять ее после охлаждения.)

5. Какие свойства характерны для ВМС?

(Плохая растворимость, высокая прочность,
легкость, химическая стойкость,
диэлектрические свойства.)

6. Что такое степень полимеризации?

(Число, показывающее, сколько раз структурное звено
повторяется в молекуле полимера.)

Вопросы классу

1. Какие вещества называют ВМС?

2. Какие реакции называются реакциями полимеризации и поликонденсации?

3. Что изучает химия полимеров?

4. Где используется ВМС?

Вопросы по теме
«Полиэфирное волокно лавсан»

Вопросы команде

1. Назовите исходные вещества для получения волокна лавсан.

(Терефталевая кислота и этиленгликоль.)

2. Почему лавсан относится к группе синтетических волокон?

(Волокно получают из синтезированного
полимера.)

3. Какими важными положительными характеристиками обладает волокно лавсан?

(Износо-, свето- и термостойкость,
устойчивость к растворам кислот и щелочей.)

4. Под какими названиями выпускают лавсан в некоторых странах?

(Терилен и дакрон.)

5. Какими недостатками обладает волокно лавсан?

(Оно не гигроскопично, способно накапливать
статическое электричество при трении.)

6. Почему при производстве тканей для одежды к волокну лавсан добавляют природные волокна?

(За счет волокон природного происхождения
одежда приобретает гигиеничность.)

Вопросы классу

1. Что изготавливают из технической ткани лавсан?

(Пожарные рукава, канаты, паруса и т.д.)

2. В результате какой химической реакции получают волокно лавсан?

3. Почему волокно лавсан нужно формовать?

4. На какие группы делятся химические волокна?

Вопросы по теме
«Экологические проблемы утилизации синтетических изделий
и использование эфиров»

1. Как можно доказать наличие в растворе эфира пероксидного соединения?

(При добавлении свежеприготовленного 10%-го раствора
йодида калия появляется желтое окрашивание.)

2. Какой эфир, повышающий октановое число бензина, используют в настоящее время как безопасный антидетонатор?

(Метилтретбутиловый эфир (МТБЭ).)

3. Какие эфиры в настоящее время используются для охраны окружающей среды?

(Макроциклические криптанды.)

4. За синтез каких веществ удостоен Нобелевской премии американский ученый Ч.Педерсен?

(Краун-эфиры.)

5. Почему изделия из синтетических волокон практически не разлагаются в окружающей среде?

(Нет соответствующих микроорганизмов.)

Л и т е р а т у р а

Кузьменок Н.М. Экология на уроках химии. Минск: Изд-во ООО «Красико-принт», 1996, 208 с.

Г.А.Капецкая,
учитель химии гимназии
(г. Светлогорск, Республика Беларусь)