Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2006

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Первоначальные
химические понятия

Межпредметный КВН по химии и физике • 8 класс

После изучения раздела «Первоначальные химические понятия» в 8-м классе удобно провести обобщение материала в форме игры КВН. Поскольку некоторые темы курсов химии и физики пересекаются, предлагается включить в игру некоторые вопросы и по физике. Особенно хорошо проводить такое мероприятие во время предметной недели химии и физики.

Цель. Провести проверку знаний учащихся в форме КВН, закрепить сведения о первоначальных химических и физических понятиях, заинтересовать учащихся, привить любовь к химии и физике.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Представление команд

Голос (из-за кулис). «Ломоносов пикчерс» и «8АБ-телевидение» представляют химико-физический проект «Особенности интернациональных атомов и молекул».

Под музыку выходят две ведущие.

1-я ведущая. Добрый день, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на нашем КВН.

2-я ведущая. Сегодня соревнуются две команды 8-х классов. Это команда физиков «Атом» (под динамичную музыку на сцену актового зала выбегают участники одной команды и становятся на правой стороне сцены) и команда химиков «Молекула» (другая команда становится на левой стороне сцены). Поприветствуем их!

1-я ведущая. Сначала представлю тех, от кого зависит результат сегодняшней игры, – членов нашего жюри. (Члены жюри встают, и зал им аплодирует.)

2-я ведущая. Игра начинается! Капитаны команд, представьте своих игроков. (Капитан команды «Атом» называет по имени каждого участника, а в конце команда хором называет капитана.)

1-я ведущая. Команды, что поможет вам победить в игре? Какой ваш девиз? (Команды по очереди произносят девизы хором.)

Команда «Атом». Физика и химия – науки очень нужные. Мы ребята славные, мы ребята дружные. (Берутся за руки и поднимают их вверх.)

Команда «Молекула». Нам без химии и физики нельзя, а мы все – настоящие друзья. (Дружно поднимают вверх руки.)

2-я ведущая. Пожелаем удачи командам. В добрый путь!

Приветствие команды «Атом»

1-й ученик.

Черный дым клубами вьется,
Пламя лижет потолок.

2-й ученик.

Кислота рекою льется,
Химии идет урок.

3-й ученик.

На пути к великой цели
Не страшны страдания.

4-й ученик.

Менделеев бы одобрил
Наши начинания.

Приветствие команды «Молекула»

Мы уравнения реакций научились писать,
Соли, кислоты и щелочи распознавать.
Атомы, ядра, молекулы – нет им числа,
Химия, честно сказать, нас сводила с ума.

Химия моя, ты наука века,
Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами ль питаюсь,
С химией моей я всегда встречаюсь.

1-я ведущая. Объявляю первый конкурс – «Разминка». Каждой команде будет задано по 10 вопросов. Необходимо на них быстро отвечать. Если команда не знает ответа на вопрос, то на него может ответить другая команда. Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов (по 0,5 балла за вопрос).

Конкурс «Разминка»

2-я ведущая.

1. Определенный вид атомов?

2. Химик, который ввел современные обозначения химических элементов?

3. Автор атомно-молекулярного учения?

4. Молярный объем газов при нормальных условиях?

5. Самый легкий газ?

6. Какие силы действуют на брусок, лежащий на столе?

7. В каких агрегатных состояниях может быть вода?

8. Прибор для измерения массы?

9. Из каких частиц состоит атом?

10. Обозначение количества вещества?

1-я ведущая.

11. Аппарат для получения водорода и углекислого газа в лаборатории?

12. Формула серной кислоты?

13. Из чего получают кислород в промышленности?

14. В каком агрегатном состоянии находится в природе кислород?

15. Желтое вещество, образующееся в ушном канале, и минерал?

16. В честь какого ученого названа единица измерения силы?

17. Где используется двигатель внутреннего сгорания?

18. Где чай остывает быстрее – в блюдце или в стакане?

19. В чем отличия молекул воды, льда и пара?

20. Как ведут себя пассажиры при резком торможении автобуса?

Ответы на вопросы конкурса «Разминка»

1 – химический элемент;

2 – Й.Я.Берцелиус;

3 – М.В.Ломоносов;

4 – 22,4 л/моль;

5 – водород;

6 – сила тяжести и сила реакции опоры;

7 – в твердом, жидком и газообразном;

8 – весы;

9 – из протонов, нейтронов и электронов;

10 («ню», греч.);

11 – аппарат Киппа;

12 – H2SO4;

13 – из воздуха;

14 – в газообразном;

15 – сера;

16 – И.Ньютона;

17 – в автомобилях;

18 – в блюдце (т. к. больше площадь поверхности);

19 – химический состав одинаковый – H2O, но различные скорость и свобода движения;

20 – стремятся сохранить свою скорость (продолжают движение по инерции).

1-я ведущая. Слово для объявления оценок предоставляется нашему жюри.

Объявляются результаты конкурса «Разминка».

Экспериментальная пауза

Два ученика показывают опыт «Дым без огня».

1-й ученик.

Это диво, так уж диво!
Чудо сделано красиво:
Чтобы получить «дымок»,
Нам не нужен огонек.

(Проводит опыт.)

Опыт «Дым без огня». В один стеклянный стакан добавить 5 капель соляной кислоты, а в другой такой же стакан – 5 капель раствора аммиака. Соединить стаканы отверстиями друг к другу, чтобы сверху оказался стакан с соляной кислотой. Выделяется белый дым хлорида аммония.

2-й ученик.

Не один я здесь, нас много,
И ребята мне помогут.
Вместе мы ответ найдем,
С честью выиграем бой.

(Объясняет «тайну» опыта «Дым без огня».)

Конкурс капитанов

2-я ведущая. Во втором нашем конкурсе соревнуются учащиеся, которые стали «лицом» своей команды. (Обращается к залу.) Вы догадались, кто это? Абсолютно верно! Капитаны, прошу вас выйти вперед.

Ведущие задают вопросы капитанам. Во время размышлений капитанов играет напряженная музыка.

1-я ведущая. За одну минуту каждому капитану предлагается:

а) назвать элементы, которые начинаются на букву «а»;

б) назвать элементы, которые заканчиваются на «а»;

в) из букв «б», «л», «м», «р», «о», «х» составить названия элементов.

Примерные ответы капитанов команд

а) Актиний, аргон, азот, алюминий, астат, америций;

б) сера, сурьма, платина;

в) хлор, бром, хром.

Жюри подводит итоги конкурса.

Экспериментальная пауза

2-я ведущая. И опять о приятном. Настало время эксперимента.

Два ученика проводят опыт «Вулкан».

1-й ученик.

Вот новая трудность на нашем пути:
Огнем испытание надо пройти.
Видишь, впереди «вулкан»,
Ты его пробудишь сам!

Ученик проводит опыт «Вулкан»: поджигает горку дихромата аммония, смоченного спиртом, в фарфоровой чашке.

2-й ученик.

Зрелище славное: искры столбом.
Браво! Кто может сравниться с тобой?
Ты можешь дать объяснение этому чуду?

1-й ученик объясняет, что произошла реакция разложения, из одного соединения хрома (NH4)2Cr2O7 (оранжевого) получилось другое – Cr2O3 (зеленое).

Конкурс кроссвордов

1-я ведущая (подходит к столу с приборами, на котором находятся колбы, пробирки, штативы и т.д., осматривает их). Где же тут коническая колба? (Почесывает в затылке.)

2-я ведущая. Наверное, там же, где и круглодонная? (Пожимает плечами.)

1-я ведущая. Может быть, нам помогут разобраться в этом наши команды?

Рис. 1. Прибор для фильтрования

Рис. 1.
Прибор для фильтрования

Рис. 2. Прибор для демонстрации разложения вещества

Рис. 2.
Прибор для демонстрации
разложения вещества

Каждой команде предлагается плакат, на котором изображены предметы химического оборудования (рис. 1, 2). Какая команда быстрее выполнит задание – назовет каждый предмет, та и победит в конкурсе. Названия предметов 1–10 надо вписать в сетку кроссворда по вертикали и сказать, какая фраза получится по выделенной горизонтали. Время на выполнение задания – 2 мин.

(Звучит музыка.)

Ответы на кроссворд

По вертикали: 1. Воронка. 2. Стакан. 3. Пламя. 4. Зажим. 5. Стержень.
6. Пробирка. 7. Горелка. 8. Колба. 9. Трубка. 10. Кольцо.

По горизонтали: князь Игорь.

2-я ведущая. Команды закончили свою работу. Прошу выйти вперед капитанов и прочитать свои ответы.

Капитаны читают ответы.

1-я ведущая. Слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет результаты игры.

Экспериментальная пауза

1-я ведущая (испуганно). Что сейчас будет!

2-я ведущая. Что же? Неужели опять экспериментаторы вернулись? (Обе убегают со сцены в разные стороны.)

Выходят два ученика (экспериментаторы) и показывают опыт «Несгораемый платок».

1-й ученик.

Платок носовой в руки возьму,
Сначала «водой» ключевой намочу

(обливает влажный платок спиртом)

И пламенем спички его подожгу.

(Проводит опыт.)

Что скажешь теперь, мой любезнейший друг?
Иль, может, ответить тебе недосуг?

2-й ученик.

На твой вопрос – ответ простой:
Ты намочил платок водой
И в спирте тоже намочил.
Его поджег. Весь спирт сгорел.
Зажечь платок он не успел.
Вода, испаряясь, тепло забирала,
И этим платочек она защищала.

Музыкальный конкурс «Домашнее задание»

1-я ведущая (обращаясь ко 2-й ведущей). Слушай, а ты выполняла домашнее задание по химии на сегодня?

2-я ведущая. А что нам было задано?

1-я ведущая. По-моему, выучить что-то про типы химических реакций.

2-я ведущая. Давай спросим, как выучили свое домашнее задание наши команды. Объявляю конкурс «Домашнее задание». (Уходит со сцены.)

1-я ведущая. Каждая команда инсценирует по одному типу химических реакций. Другой команде предлагается угадать тип этой реакции, записать уравнение реакции и объяснить смысл инсценировки. Начинает конкурс команда «Атом».

По теме «Типы химических реакций» 1-я команда представляет реакцию соединения, 2-я команда – реакцию замещения.

Инсценировка команды «Атом»

Действующие лица: Золото, Медь, Железо, Сера, Огонь.

На оформленной сцене под музыку П.И.Чайковского «Времена года» в вальсе кружатся Золото и Медь, Железо и Сера.

Наряд золота – корона и костюм желтого цвета. У Меди – корона и костюм красного цвета. У Железа – корона и костюм серебристо-серого цвета. Сера – в ярко-желтом наряде.

(Химической реакции не происходит, т. к. нет условий для ее протекания.)

Под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Полет шмеля» появляется Огонь в ярко-красном костюме, с горящим бенгальским огнем.

Скорость передвижения танцующих увеличивается.

К Сере приближаются все присутствующие металлы. Но она берет за руку Железо, и они кружатся в танце, символизируя произошедшую между ними реакцию.

После выступления команда «Атом» задает вопросы команде «Молекула»: «Какая химическая реакция была инсценирована? Почему сера выбрала из металлов Железо?»

Дается определение реакции соединения.

Инсценировка команды «Молекула»

Участники представления – Золото, Медь, Железо и Сера – одеты в костюмы из тканей разного цвета с блестками. На сцене два человека в одном балахоне изображают Сульфид меди(II). Звучит вальс А.С.Грибоедова. Он сменяется фонограммой Ф.Киркорова «Зайка моя», и появляется прекрасное Золото. В ходе танца у Золота не получается вытеснить Медь, и оно уходит ни с чем. Под музыку А.И.Хачатуряна «Танец с саблями» появляется железный рыцарь. Железо быстро и без труда замещает Медь, уводя с собой Серу.

После выступления команда «Молекула» задает вопросы команде «Атом»: «Какая химическая реакция была инсценирована? Почему Золоту не удалось вытеснить Медь из сложного вещества, а Железу легко это удалось?»

Дается определение реакции замещения.

2-я ведущая. Прошу жюри объявить итоги конкурса и всей игры.

Жюри объявляет результаты.

1-я ведущая.

Пусть улыбкой доброй, нежной
Каждый день ваш начинается.
Пусть заботы, тревоги житейские
На пути вашем реже встречаются.
Желаем, чтобы вам всегда везло
И чтоб любовь не покидала вас!
Спасибо вам за все!

2-я ведущая. Наш КВН подошел к концу. Спасибо всем за внимание.

О.В.Савостина,
учитель химии;
И.А.Манухова,
учитель физики,
Ломоносовская школа
(Москва)