Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2006

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

 

А.Н.ПОДАВАЛОВ

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20/2006

9 класс

Практическая работа 1.

Осуществление цепочки химических превращений металлов

Вариант ________________ .

Оборудование и реактивы. Д л я  в с е х: штатив с пробирками; раствор гидроксида натрия;
п о  в а р и а н т а м: первый – карбонат магния (тв.), соляная и серная кислоты; второй – сульфат меди(II), соляная кислота, скрепка железная с ниточкой; третий – сульфат цинка, серная кислота.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы
Проведите реакции, соответствующие превращениям:

Составьте уравнения соответствующих реакций. Реакции обмена запишите в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах  

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, штатив с муфтой; две железные скрепки с ниткой, кальций металлический, оксид кальция, карбонат кальция, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), сульфата алюминия, нитрата серебра, роданида калия.

Практическая работа 2.

Получение и свойства соединений металлов

Вариант ____________ .

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; скрепка железная, проволока алюминиевая, купорос железный (крист.), заданные растворы в пронумерованных капельницах (по вариантам), растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, хлорида железа(III), нитрата серебра, хлорида бария, фенолфталеина, роданида калия.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы

Задание 1

В математике действует правило: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Справедливо ли оно для химии? Проверьте это на примере следующего опыта. Получите гидроксид алюминия по реакции обмена и докажите его амфотерный характер. Для этого вы можете использовать реакцию:

Al2(SO4)3 + 6NaOH =
=2Al(OH)3 + 3Na2SO4.

Проведите эту реакцию в двух вариантах: сначала к раствору одного из исходных веществ (реагенту) прибавляйте по каплям раствор другого реагента, затем поменяйте последовательность введения в реакцию реагентов

Наблюдайте, в каком случае выпадет осадок, а в каком — нет. Объясните результаты и запишите уравнения проведенных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах  

Задание 2

Получите хлорид кальция не менее чем тремя способами Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах  

Задание 3

Осуществите превращения:

Fe FeCl2 Fe(OH)2.

Для ускорения проведения первой реакции смесь можно слегка подогреть

Первую реакцию рассмотрите с позиций окисления-восстановления. Уравнение второй реакции запишите в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах  

Задание 4

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида железа(III) Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах  

Практическая работа 3.

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Вариант ____________ .

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; скрепка железная, проволока алюминиевая, купорос железный (крист.), заданные растворы в пронумерованных капельницах (по вариантам), растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, хлорида железа(III), нитрата серебра, хлорида бария, фенолфталеина, роданида калия.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы
Задача 1
Первый вариант
Докажите опытным путем, что образец выданного вам железного купороса содержит примесь сульфата железа (III).

Второй вариант
олучите гидроксид железа(III), исходя из хлорида железа(III).

Третий вариант
Получите раствор алюмината натрия, исходя из алюминия.

Четвертый вариант
Получите хлорид железа(II), исходя из железа

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах  

Задача 2

В трех пронумерованных капельницах находятся растворы солей.

Первый вариант
Растворы карбоната натрия, хлорида бария и гидроксида натрия.

Второй вариант
Растворы хлорида бария, сульфата натрия, карбоната калия.

Третий вариант
Растворы хлорида калия, сульфата цинка, сульфата меди(II).

Четвертый вариант
Растворы хлорида меди(II), хлорида алюминия, хлорида железа(III). Kакое оборудование и реактивы необходимы для определения веществ в каждой капельнице?

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах.
В результатах определения в графе «Используемые реактивы и результат» располагайте реактивы-определители в порядке их использования
 

Результаты определения

№ капельницы
(вещества)
Используемые реактивы и результат Вещество
(название или формула)
………………. ………………. ……………….
…………… ……………….. ……………….. ………………. ………..........…………….
…………… ……………….. ……………….. ………………. ………..........…………….
…………… ……………….. ……………….. ……………… ………..........…………….
…………… ……………….. ……………….. ……………….. ………..........…………….

Практическая работа 4.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Вариант ___________ .

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; цинк, бромная вода, растворы в пронумерованных капельницах (по вариантам), растворы соляной и серной кислот, нитрата серебра, лакмуса, хлорида бария, сульфида натрия, фенолфталеина.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы

Задача 1

Первый вариант
Проведите реакции, подтверждающие, что в состав серной кислоты входят катионы водорода и сульфат-анионы.

Второй вариант
В пробирку внесите 2—3 кусочка цинка, затем прилейте около 1 мл разбавленной серной кислоты.

Третий вариант
Налейте в пробирку раствор сульфида натрия, затем прилейте немного бромной воды

Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах, покажите переход электронов в окислительно-восстановительных реакциях  
Задача 2
В трех пронумерованных капельницах находятся растворы веществ.

Первый вариант
Растворы соляной кислоты, серной кислоты и гидроксида натрия.

Второй вариант
Растворы сульфата натрия, хлорида натрия, йодида натрия.

Третий вариант
Растворы сульфата натрия, сульфита натрия и сульфида натрия. Определение в этом варианте проведите только одним реактивом. Используя необходимые оборудование и реактивы, определите вещества в каждой капельнице

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах. В результатах определения в графе «Используемые реактивы и результат» располагайте реактивы-определители в порядке их использования  

Результаты определения

№ капельницы
(вещества)
Используемые реактивы и результат Вещество
(название или формула)
………………. ………………. ……………….
…………… ……………….. ……………….. ………………. ………..........…………….
…………… ……………….. ……………….. ………………. ………..........…………….
…………… ……………….. ……………….. ……………… ………..........…………….
…………… ……………….. ……………….. ……………….. ………..........…………….