Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2006

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

 

Е.Я.АРШАНСКИЙ

ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
в классах педагогического
профиля

Продолжение. Начало см. в № 12, 13, 16, 18, 20/2005
1, 5, 7, 14/2006

Тематическое планирование. 10-й класс
(2 ч в неделю; всего 68 ч; резервное время – 3 ч)
(продолжение)

Тема 6. Химия неметаллов
(17 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Электронное строение атомов неметаллов. Простые вещества неметаллы. Понятие об аллотропии и ее видах (аллотропия состава и формы). Химические свойства простых веществ неметаллов. Единый методический подход к общей характеристике химических элементов-неметаллов и их важнейших соединений Образцы различных неметаллов     1 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования химических опытов по химии неметаллов. Опыт «Получение водорода и наполнение им мыльных пузырей»

2 Водород. Особенности положения водорода в периодической системе. Строение атома водорода. Физические и химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидом меди(II). Получение водорода в лаборатории Получение водорода и наполнение им мыльных пузырей (проводят ученики-прокторы)    
3 Общая характеристика химических элементов VIIа группы. Строение атомов галогенов и их валентные возможности, степени окисления.
Физические и химические свойства простых веществ галогенов: взаимодействие с металлами и водородом. Окислительная способность галогенов. Последовательное вытеснение галогенов друг другом из растворов их кислот
Получение хлора и изучение его свойств в аппарате для проведенияхимических реакций (АПХР) (проводят ученики-прокторы). Возгонка (сублимация) йода     2 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования химических опытов по химии неметаллов. Опыт «Получение хлора и изучение его свойств в аппарате для проведения химических реакций (АПХР)». Опыты, доказывающие сравнительную активность галогенов (в АПХР)

4 Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Соляная кислота и ее соли. Kачественные реакции на галогенид-ионы. Сравнительная активность галогенов Получение хлороводорода и изучение его свойств. Опыты, доказывающие сравнительную активность галогенов (в АПХР), проводят ученики-прокторы Обнаружение галогенид-ионов в растворе  
5 Общая характеристика химических элементов VIа группы, строение их атомов, валентные возможности, степени окисления. Аллотропия кислорода и серы. Физические свойства аллотропных модификаций кислорода и серы. Химические свойства кислорода и серы. Соединения серы. (Сероводород и его химические свойства. Оксиды серы и их химические свойства.) Получение аллотропных модификаций серы (проводят ученики-прокторы)     3 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования химических опытов по химии неметаллов. Опыты: а) «Получение аллотропных модификаций серы»;
б) «Действие концентрированной серной кислоты на медь»;в) «Действие концентрированной серной кислоты на органические вещества: сахар и целлюлозу» – занимательные опыты «Сахарный пирог» и «Тайная надпись»

6 Строение молекулы серной кислоты. Kонцентрированная серная кислота как окислитель. Свойства концентрированнойи разбавленной серной кислоты: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями. Соли серной кислоты. Понятие о кислых солях. Применение серной кислоты и сульфатов Действие концентрированной серной кислоты на медь и органические вещества (сахар и целлюлозу) (проводят ученики-прокторы) Изучение свойств разбавленной серной кислоты (действие на цинк, медь, оксид магния и щелочь). Обнаружение сульфат-ионов в растворе Определение массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного
7 Общая характеристика химических элементов Va группы. Строение атомов азота и фосфора, их валентные возможности, степени окисления. Аллотропные модификации фосфора (белый, красный и черный). Физические свойства аллотропных модификаций фосфора. Химические свойства азота и фосфора       4 Модуль 3

Методика проведения лабораторного опыта «Получение аммиака и его растворение в воде» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов (подготовка учеников-прокторов к такой работе). Техника и методика демонстрирования химических опытов по химии неметаллов. Опыт «Получение хлорида аммония» («Дым без огня»)

8 Аммиак. Электронное и пространственное строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства аммиака: реакции с водой, кислотами, горение и каталитическое окисление аммиака. Соли аммония. Оптимальные условия получения аммиака в промышленности Получение хлорида аммония – занимательный опыт «Дым без огня» (проводят ученики-прокторы) Получение аммиака и его растворение в воде. Kачественная реакция на ионы аммония  
9 Строение молекулы азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты, взаимодействие концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами различной активности. Нитраты, реакции их разложения при нагревании. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности Действие концентрированной и разбавленной (1:1) азотной кислоты на медь. Разложение нитрата калия при нагревании. Горение аммиака в кислороде*     5 Модуль 3

Методика конструирования учениками-прокторами (с учителем) самодельного прибора для демонстрации реакции горения аммиака в кислороде, освоение методики демонстрирования данного опыта

10 Строение молекулы фосфорной кислоты. Ступенчатая диссоциация фосфорной кислоты, ее химические свойства. Соли фосфорной кислоты   Обнаружение фосфат-ионов в растворе  
11 Важнейшие азотные, фосфорные и калийные удобрения Образцы минеральных удобрений     6 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования химических опытов по химии неметаллов. Опыт «Адсорбция углем красящих веществ из раствора»

12 Общая характеристика химических элементов IVa группы. Строение атомов углерода и кремния, их валентные возможности, степени окисления. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен), их строение и физические свойства. Понятие об адсорбции. Адсорбционная способность угля. Химические свойства углерода и кремния: реакция с кислородом, металлами, оксидами металлов Kристаллические решетки алмаза и графита. Адсорбция углем красящих веществ из раствора (проводят ученики-прокторы)   Вычисление массы продукта реакции по указанным массам растворов исходных веществ, одно из которых взято в избытке
13 Оксиды углерода и кремния, особенности их строения, физические и химические свойства Получение углекислого газа в аппарате Kиппа Получение и обнаружение углекислого газа (в приборе для получения газов)   7 Модуль 3

Методика проведения лабораторного опыта «Получение и обнаружение углекислого газа» в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов (подготовка учеников-прокторов к такой работе). Техника опыта по выращиванию кристаллов силикатов

14 Угольная кислота и ее соли. Превращение карбонатов и гидрокарбонатов. Kремниевая кислота и ее соли. Применение солей кремниевой кислоты Получение кремниевой кислоты. Выращивание кристаллов силикатов (опыт закладывают ученики-прокторы) Kачественная реакция на карбонат-ион  
15 Обобщение знаний по химии неметаллов, Подготовка к практической и контрольной работам       8 Модуль 3

Методика организации практической работы в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов и контроля ими экспериментальных умений учащихся (при решении экспериментальных задач по химии неметаллов)

16 Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме “Неметаллы”»      
17 Kонтрольная работа по теме 6          

* Опыт перенесен из урока № 8 на урок № 9 в связи с недостатком времени для создания необходимого прибора на занятии № 4 элективного курса.

Тема 7. Химия металлов
(9 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности электронного строения атомов металлов. Металлическая связь. Kристаллическая структура металлов. Общие физические свойства металлов. Основные способы получения металлов. Сплавы. Значение металлов и сплавов Образцы различных металлов. Модели кристаллических решеток металлов     1 Модуль 4

Методика организации групповой работы под руководством учеников-прокторов (при сравнении строения и свойств атомов и важнейших соединений элементов Iа, IIа и IIIа групп)

2 Характерные химические свойства металлов, их оксидов и гидроксидов (в общем виде). Закономерности изменения химических свойств металлов, их оксидов и гидроксидов по группам и периодам периодической системы Окрашивание пламени солями металлов   Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси
3 Общая характеристика подгруппы щелочных металлов. Химические свойства щелочных металлов и образуемых ими оксидов и щелочей. Общая характеристика химических элементов IIа группы. Kальций. Физические и химические свойства кальция. Оксид и гидроксид кальция, их свойства. Временная и постоянная жесткость воды, способы ее устранения Kачественные реакции на ионы кальция     2 Модуль 2

Методика составления типовых расчетных задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси

4 Общая характеристика химических элементов IIIа группы. Алюминий. Физические и химические свойства алюминия (взаимодействие с растворами щелочей). Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов Доказательство механической прочности оксидной пленки алюминия. Взаимодействие алюминия с соляной кислотой, щелочью и водой Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств  
5 Особенности свойств металлов побочных подгрупп. Железо. Строение атома железа, электронная формула, возможные степени окисления. Физические и химические свойства железа: реакции с кислородом, разбавленными кислотами. Оксид и гидроксид железа(II), их важнейшие свойства. Восстановительные свойства солей железа(II). Оксид и гидроксид железа(III), их важнейшие свойства   Получение гидроксидов железа(II), (III) и растворение их в кислоте. Окисление гидроксида железа(II) на воздухе   3 Модуль 3

Техника и методика демонстрирования химических опытов. Опыты, иллюстрирующие окислительные и восстановительные свойства соединений хрома, реакции взаимопревращения хроматов и дихроматов, получение оксида хрома(III) разложением дихромата аммония при нагревании (опыт «Вулкан»)

6 Хром. Строение атома хрома, электронная формула. Возможные степени окисления хрома и соответствующие им оксиды, гидроксиды и соли. Свойства оксида и гидроксида хрома(III). Окисление соединений хрома(III) в щелочной среде. Хроматы и дихроматы, их взаимопревращения в зависимости от характера среды. Окислительные свойства соединений хрома(VI) в кислой среде Разложение дихромата аммония (опыт «Вулкан»). Окисление гидроксида хрома(III) в щелочной среде. Окислительные свойства соединений хрома(VI) в кислой среде Взаимопревращения хроматов и дихроматов. (Все опыты проводят ученики-прокторы.) Получение гидроксида хрома(III), растворение его в соляной кислоте и растворе щелочи  
7 Обобщение знаний по химии металлов. Подготовка к практической работе и зачету       4 Модуль 3

Методика организации практической работы в микрогруппах учащихся под руководством учеников-прокторов и контроля ими экспериментальных умений учащихся (при решении экспериментальных задач по химии металлов)

8 Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме “Металлы”»      
9 Зачет по теме 7       5 Модуль 4

Методика проведения урока-зачета с участием учеников-прокторов

Тема 8. Обобщение сведений по курсу
общей и неорганической химии
(4 ч)

Урок Элективный курс
Содержание урока Демонстрации Лабораторные опыты Расчетные задачи Содержание занятия
1 Важнейшие понятия химии: химический элемент, вещество и химическая реакция. Основные законы и теории химии       1 Модуль 4

Дидактические игры, их значение при обучении химии. Методика составления настольных дидактических игр по химии (химическое лото, химические «Kрестики-нолики», химический «Морской бой» или др.)

2 Закономерности изменения свойств атомов химических элементов, образуемых ими простых веществ и соединений по группам и периодам периодической системы      
3 Генетическая связь между основными классами неорганических веществ       2 Модуль 4

Методика составления заданий со схемами превращений, иллюстрирующими генетические связи между основными классами неорганических соединений

4 Обобщение знаний. Применение неорганических веществ в быту и хозяйственной жизни человека      

 

Рейтинг@Mail.ru