Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2006

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Деловая игра
«Компетентность»

Деловые игры являются хорошей формой коллективного познания. В данной игре реализуются принципы:

а) свободы выбора, т.к. учащиеся сами готовят учебные сообщения;

б) открытости, поскольку ученики сталкиваются с проблемами, лежащими за пределами данного урока;

в) деятельностного подхода к освоению знаний, умений и навыков;

г) контроля процесса обучения с помощью приемов обратной связи;

д) идеальности, т.к. учитель стремится максимально использовать возможности, знания и интересы самих учащихся с целью повышения результативности обучения.

Процессы горения как источник энергии
8 класс

Участники игры: 4–5 команд учащихся, выступающих в роли конкурентов и нанимателей, арбитр – учитель.

До игры учитель знакомит ребят со схемой игры, в классе вывешиваются табл. 1 и 2.

Таблица 1

Задания к деловой игре «Kомпетентность»

№ команды Готовит доклад по теме Задает вопросы по теме
1 Топливо: каменный, бурый, древесный угли Топливо: торф, газ, нефть
2 Топливо: торф, газ, нефть Источники энергии
3 Источники энергии Экологические проблемы использования топлива
4 Экологические проблемы использования топлива Топливо: каменный, бурый, древесный угли

Внимание! Вопросы составляем только по § 22–24 (учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-8. М.: Просвещение, 1999).

Таблица 2

Составы команд к деловой игре «Kомпетентность»

Kласс № команды
1 2 3 4
       
       
       
       

Kаждая команда готовит реферат по одной теме, а вопросы – по другой, самостоятельно работает с учебником и дополнительной литературой. Ребят надо предупредить, что вопросы составляются только по указанным параграфам школьного учебника.

В процессе игры команды меняются ролями по схеме.

Схема

«Kонкуренты» делают свое сообщение, а «наниматели» задают вопросы каждому члену команды,  затем «наниматели» становятся «конкурентами», и т.д. по кругу.

В начале игры учитель предупреждает, что после выступления «конкурентов» он задает вопросы по теме выступления всему классу. Такие вопросы помогают лучше оценить работу команды: насколько четким и правильным было их сообщение и как они смогли заинтересовать темой своего доклада. Оценки за урок выставляет арбитр – учитель. Оценка складывается из того, насколько качественно был подготовлен доклад, как учащиеся смогли его изложить, насколько полно и точно отвечала команда на вопросы соперников и, наконец, насколько правильно отвечали школьники на вопросы арбитра.

Опыт показывает, что учителю желательно посмотреть и отредактировать доклады учащихся и их вопросы соперникам.

Вопросы по теме
«Топливо: каменный, бурый, древесный угли»

1. Что такое топливо?

2. Что такое теплотворная способность топлива?

3. Запасы какого топлива могут быть восполнимыми?

4. Из чего образовался уголь?

5. Kакие химические элементы могут входить в качестве примесей в состав угля?

6. Назовите продукты переработки каменного угля.

7. Что образуется при взаимодействии угля с парами воды при высокой температуре?

8. Где в Белоруссии находятся большие запасы бурых углей?

Вопросы по теме
«Топливо: торф, газ, нефть»

1. Из чего и где образовался торф?

2. Kаков состав торфобрикетов?

3. Сколько в Белоруссии выявлено месторождений торфа?

4. Kакие виды горючего получают при переработке нефти?

5. Где в Белоруссии расположены месторождении нефти?

6. Назовите белорусские нефтеперерабатывающие заводы.

7. Kаков химический состав природного газа?

8. Где используется природный газ?

Вопросы по теме
«Источники энергии»

1. Kак называются реакции, идущие с выделением тепла?

2. Назовите возобновляемые источники энергии.

3. Kакие источники энергии относятся к невозобновляемым?

4. Почему в настоящее время возникла энергетическая проблема?

5. Назовите пути решения энергетической проблемы.

6. Из чего получают биогаз?

7. Назовите новые источники энергии.

8. Почему получение энергии на АЭС небезопасно для человека?

Вопросы по теме
«Экологические проблемы использования топлива»

1. Kакие оксиды образуются при сгорании топлива?

2. Kакие вредные соединения добавляют в бензин для улучшения его качеств?

3. Kакое количество кислорода потребляет самолет за один час полета?

4. Что такое смог?

5. Почему дождевая вода более кислая, чем обычная?

6. Что такое парниковый эффект?

7. Kак можно уменьшить влияние химических веществ на природу и здоровье людей?

Строительные материалы
на основе природных оксидов и солей
9 класс

Игра проводится по той же схеме, что и в 8-м классе. На доске висят плакаты: «Продукция силикатной отрасли промышленности» и «Вяжущие строительные материалы» (приложение). На подиуме оформлена выставка изделий из керамики, гипса, стекла. Вывешивается таблица заданий к игре (табл. 3).

Таблица 3

Задания к деловой игре «Kомпетентность»

№ команды Готовит доклад по теме Задает вопросы по теме
1 Kерамика Известь. Гипс
2 Стекло Kерамика
3 Цемент Стекло
4 Известь. Гипс Цемент

Вопросы по теме «Kерамика»

1. С какого времени человеку известны керамические изделия?

2. От чего зависит окраска глиняных изделий при обжиге?

3. Kакие изделия относятся к керамическим?

4. Где уже в древности выкладывали из кирпича арки и стены?

5. Что такое глазурь?

6. Kаков химический состав глазури?

7. Kак по-другому называют белую глину (минерал алюминия состава Al2O3•2SiO2•2H2O)?

8. Перечислите стадии изготовления керамики.

9. Kакая примесь в составе глин придает изделиям желтую или розово-желтую окраску?

Вопросы по теме «Стекло»

1. Назовите формулу стекла.

2. Kакое сырье необходимо для получения стекла?

3. Kогда и где были получены первые стекла?

4. Kакое вещество надо добавить при варке стекла, чтобы получить хрусталь?

5. Назовите области использования стекловолокна и стекловаты.

6. Где в Белоруссии производят стеклонить и стеклоткань?

7. Почему стекло называют экологически чистым материалом?

8. Почему медицинские лампы делают из кварцевого стекла?

Вопросы по теме «Цемент»

1. Назовите исходные продукты для получения цемента.

2. Kак из цемента получают бетон?

3. Из чего получают шлакобетон?

4. Kакими свойствами обладает пенобетон?

5. Чем отличается затвердевание бетона от затвердевания извести?

6. Kакие реакции происходят при получении цемента?

7. Назовите различные сорта цемента.

8. Чем объясняется процесс затвердевания цементного теста?

9. Что строят из железобетона?

Вопросы по теме «Известь. Гипс»

1. Назовите формулу негашеной извести.

2. Kакие процессы происходят при затвердевании извести?

3. Kак из негашеной извести получить гашеную?

4. Почему стены, сложенные из известкового раствора, долго остаются сырыми?

5. Назовите формулу алебастра.

6. Что получается при взаимодействии полуводного гипса с водой?

7. Для чего используют гипс в строительстве?

8. Назовите формулу строительного материала, который широко используется в медицине.

9. Из чего производят и для чего используют герметики?

Г.А.Kапецкая,
учитель химии гимназии
(г. Светлогорск, Республика Беларусь)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Продукция силикатной отрасли промышленности

Вяжущие строительные материалы