Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2006

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

 

Кислород. Оксиды. Горение

Обобщающий урок-соревнование

Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме «Кислород. Оксиды. Горение».

Образовательные задачи. Закрепить сведения о строении, свойствах и областях использования кислорода и оксидов, о взаимосвязи веществ разных классов.

Воспитательные задачи. Формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. Содействовать трудовому и эстетическому воспитанию учеников, обращая их внимание на красоту проводимых опытов и т.д. Формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своим товарищам.

Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.

Метод. Ролевая игра, состязание.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Девиз урока. «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия» (Й.Я.Берцелиус).

П л а н  у р о к а

• Организационный момент.

• Конкурс «Разминка».

• Познавательные задачи (на карточках).

• Конкурс капитанов.

• Конкурс «Эстафета».

• Защита опорного конспекта «Кислород».

• Разгадывание кроссворда «Вокруг кислорода».

• Графический диктант.

• Подведение итогов.

ХОД УРОКА

Организационный момент

На этом этапе урока происходит объяснение правил игры, разделение класса на три команды, ученики выбирают капитанов.

Конкурс «Разминка»

Учитель зачитывает вопросы, ответы на которые написаны на доске под арабскими цифрами. Эти же вопросы записаны у школьников на листочках. Напротив каждого вопроса ученики ставят номер соответствующего ответа.

Вопросы (зачитывает учитель).

I. Чем определяется качество топлива?

II. Кто открыл кислород?

III. Какое вещество образуется при фотосинтезе?

IV. Как называют вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются?

V. Как называют химические реакции, при которых происходит окисление веществ с выделением теплоты и света?

VI. Что образуется при взаимодействии вещества с кислородом?

VII. Какое явление наблюдается в процессе гниения навоза?

VIII. Как называют количество теплоты, выделяющейся или поглощающейся при химических реакциях?

IX. В каком веществе наибольшая массовая доля кислорода?

X. Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре.

Ответы (на доске). 1. А.Л.Лавуазье. 2. Оксиды. 3. Кислород. 4. Тепловой эффект. 5. Воздух.
6. Горение. 7. Теплотворная способность. 8. Дж.Пристли. 9. Катализаторы. 10. Медленное окисление. 11. Вода. 12. Ускорители.

Познавательные задачи (на карточках)

Каждой команде выдается по одной карточке. Время на подготовку – 3 мин. Потом учащиеся зачитывают вопрос вслух и дают необходимые пояснения.

К а р т о ч к а  1

В конце XVIII в. английский ученый Дж.Пристли занимался нагреванием разных веществ, собирая солнечные лучи при помощи увеличительного стекла. Когда он накалил таким образом оксид ртути(II) в пробирке (рис. 1), выделилось много газа. Сначала Пристли подумал, что это воздух.

Рис. 1
Рис. 1

Как Пристли доказал, что выделившийся газ – кислород? Напишите уравнения реакций получения кислорода в лаборатории.

К а р т о ч к а  2

Из курсов природоведения и ботаники вам известно, что кислород, выделяющийся при разложении «марганцовки» KMnO4, можно собрать методом вытеснения воздуха (рис. 2) или над водой (рис. 3). О заполнении сосуда кислородом можно судить по вспыхиванию тлеющей лучинки.

Объясните, на каких физических свойствах кислорода основаны эти методы.

Рис. 2
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 3

К а р т о ч к а  3

В стеклянные банки опускают по небольшому комнатному растению в цветочных горшках. Банки плотно закрывают и через газоотводную трубку наполняют углекислым газом. В банки вносят горящие лучинки, лучинки гаснут, т.к. СО2 не поддерживает горения. Затем одну банку ставят на яркий свет, а другую – в темный шкаф. Через сутки открывают банки и опускают в них горящие лучинки. В той банке, что стояла на свету, лучинка не гаснет, как прежде, а продолжает гореть ярким пламенем (рис. 4, а). В банке, что стояла в темном шкафу, лучинка гаснет (рис. 4, б).

Рис. 4
Рис. 4

Почему лучинка в одной банке ярко горит, а в другой – гаснет? Какой процесс отражает этот опыт?

Конкурс капитанов

Задание капитану 1-й команды. Получить и собрать кислород, написать уравнения химических реакций получения кислорода в лаборатории.

О б о р у д о в а н и е  и  р е а к т и в ы. Штатив, спиртовка, пробирки, прибор для собирания газа; кристаллический перманганат калия KMnO4.

Ученик проводит и описывает опыт получения кислорода, затем он перечисляет способы его собирания. Показывает запись трех разных уравнений химических реакций получения кислорода:

2KMnO4 K2MnO4 + MnO2 + O2,

2H2O2 2H2O + O2,

2H2O 2 + O2.

Особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности.

Задание капитану 2-й команды. В трех закрытых колбах находятся газы: кислород, углекислый газ и воздух. Определите, в какой колбе находится каждый газ.

О б о р у д о в а н и е  и  р е а к т и в ы. Три колбы с газами, спиртовка, ложка для сжигания вещества; уголек, известковая вода, порошок серы, железные опилки.

Капитан читает вслух задание и рассказывает ход определения газообразных веществ. Он записывает на доске уравнения химических реакций горения угля, серы и железа:

С + О2 = СО2,

S + О2 = SО-,

4Fe + 3О2 = 2Fe2О3.

Ученик обращает внимание на то, что в кислороде горение происходит интенсивней, чем на воздухе, а в углекислом газе предложенные вещества не горят. Наличие углекислого газа он доказывает с помощью известковой воды – при взаимодействии с углекислым газом известковая вода мутнеет:

СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О.

Задание капитану 3-й команды. При производстве сахара на Хандыгском сахарном заводе используют известковое молоко Са(ОН)2. Его получают при взаимодействии негашеной извести СаО с водой. Этот процесс называется гашением извести. По термохимическому уравнению реакции

СаО + Н2О = Са(ОН)2 + 65 кДж

определите количество теплоты, которое выделится при гашении 56 кг СаО.

Ученик объясняет запись на доске, последовательно рассказывает способ решения задачи и отвечает на следующие ниже вопросы.

1) Как называют уравнение химической реакции, в котором указано количество выделившейся или поглощенной теплоты?

2) На какие две группы подразделяют термохимические уравнения?

3) К какой группе относится приведенная выше реакция?

4) Назовите профессии жителей нашего поселка, связанные с применением кислорода.

Конкурс «Эстафета»

В этом конкурсе побеждает тот, кто составит больше уравнений химических реакций с кислородом.

Защита опорного конспекта «Кислород»

Кроссворд «Вокруг кислорода»

По горизонтали: 1. Вещества, которые получаются при горении разных веществ в кислороде.
3. Английский химик, открывший кислород. 4. Вещество, поддерживающее горение и дыхание.
5. Тип химических реакций, в результате которых получают кислород. 6. Простое вещество, при горении которого в кислороде образуется белое твердое вещество. 7. Процесс с участием кислорода, сопровождающийся выделением теплоты и света. 8. Тип реакции S + O2 = SO2.
9. Соединение кислорода, необходимое для процессов жизнедеятельности.

По вертикали: 2. Самый распространенный химический элемент в земной коре.

Ответы на кроссворд

По горизонтали: 1. Оксиды. 3. Пристли. 4. Кислород. 5. Разложение. 6. Фосфор. 7. Горение.
8. Соединение. 9. Вода.

По вертикали: 2. Кислород.

Графический диктант

Требуется коротко («да» или «нет») ответить на предложенные вопросы.

1) Кислород самый распространенный химический элемент в заемной коре?

2) Относится ли электролиз воды к промышленным способам получения кислорода?

3) Может ли кислород быть твердым веществом?

4) Изменяются ли катализаторы в химических реакциях?

5) При сжигании каменного угля выделяется кислород?

6) Входит ли элемент кислород в состав оксидов?

7) Выделяется ли свет при медленном окислении?

Ответы. 1 – да, 2 – нет, 3 – да, 4 – нет, 5 – нет, 6 – да, 7 – нет.

Подведение итогов урока

Учитель напоминает ключевые сведения урока, объявляет оценки, задает домашнее задание.

Л.С.Гордеева,
учитель Хандыгской средней школы
(пос. Хандыга, Республика Саха (Якутия))