Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2006

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

 

А.Н.ПОДАВАЛОВ

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19/2006

8 класс

Практическая работа 6.

Ионные реакции

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, пронумерованные капельницы с растворами, вода дистиллированная; гвоздь железный, растворы хлорида магния, сульфата цинка, нитрата серебра, сульфата алюминия, хлорида бария, хлорида натрия, хлорида аммония, карбоната натрия, соляной кислоты, сульфата меди(II), гидроксида натрия.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы

Опыт 1.Обнаружение сульфат-ионов SO42–

Налейте в одну пробирку раствор сульфата цинка, в другую — раствор сульфата алюминия. В обе пробирки по каплям добавьте раствор хлорида бария Kакими внешними признаками сопровождаются эти реакции? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Kакие соединения могут служить реактивом на ионы бария Ва2+?  

Опыт 2.Обнаружение хлорид-ионов Сl

По таблице «Растворимость веществ, осаждение солей и оснований» (приложение 3) выясните, какие соли, содержащие хлорид-ион Сl, нерастворимые (малорастворимые). При помощи имеющихся у вас реактивов докажите, что в растворе хлорида натрия присутствуют хлорид-ионы Kакими внешними признаками сопровождается эта реакция? Составьте молекулярное и ионное уравнения реакции. Kакое соединение может служить реактивом на хлорид-ион Сl?  

Опыт 3. Обнаружение сульфат-ионов SO42– и хлорид-ионов Сl 

В двух пронумерованных капельницах содержатся растворы хлорида магния и сульфата цинка. В две чистые пробирки налейте по 4–5 капель раствора из каждой капельницы. Прилейте в обе пробирки несколько капель раствора хлорида бария. В одной из пробирок выпадает осадок. Возьмите еще одну чистую пробирку, налейте в нее раствор, который не дает осадка с раствором хлорида бария, и добавьте раствор нитрата серебра В какой из капельниц находится раствор MgСl2, а в какой – раствор ZnSO4? Составьте молекулярные уравнения проведенных реакций обмена и краткие ионные уравнения реакций обнаружения ионов. Обратите внимание на характер образующихся осадков  

Опыт 4. Подтверждение качественного состава вещества

Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав следующих веществ:
а) хлорида аммония; б) сульфата меди(II);
в) карбоната натрия. Для выполнения этого опыта используйте приложение 2 «Kачественное определение ионов»
Составьте молекулярные уравнения проведенных реакций и соответствующие им ионные уравнения  

Практическая работа 7.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; растворы сульфата меди(II), хлорида магния, сульфата алюминия, гидроксида натрия, сульфата цинка, хлорида бария, сульфита натрия, карбоната натрия, азотной, соляной и серной кислот, фенолфталеина.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы

Опыт 1. Образование осадков

Возьмите три пробирки. В каждую налейте по 2–3 мл раствора: в первую – сульфата меди(II), во вторую – хлорида магния, в третью – сульфата алюминия. Затем в каждую пробирку добавьте понемногу растворов: в первую – гидроксида натрия, во вторую – сульфата цинка, а в третью – хлорида бария Kакими внешними признаками сопровождаются эти реакции? Составьте молекулярные и краткие ионные уравнения реакций  
Опыт 2. Выделение газов
В две пробирки налейте по 2—3 мл растворов сульфита натрия и карбоната натрия соответственно. Затем прилейте в каждую из них раствор азотной кислоты Kакими внешними признаками сопровождаются эти реакции? Составьте молекулярные, полные и краткие ионные уравнения реакций  

Опыт 3. Реакция нейтрализации

В одну пробирку налейте 1–2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте две-три капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте раствор серной кислоты до обесцвечивания. В другую пробирку налейте примерно 1 мл раствора сульфата меди(II) и добавьте немного раствора гидроксида натрия. Прилейте в пробирку соляную кислоту до растворения осадка Почему в первой пробирке произошло обесцвечивание, а во второй растворение осадка? Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярноми ионном видах. Kаким общим свойством обладают растворимые и нерастворимые основания?  

Практическая работа 8.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, штатив с муфтой, прибор для получения газов; мрамор (кусочки), гвоздь железный, оксид меди(II), растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, хлорида железа(III), сульфата меди(II), карбоната натрия, нитрата серебра, известковой воды, лакмуса.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы

Задание 1. Свойства кислот

Первый вариант

Проделайте реакции, характеризующие свойства раствора соляной кислоты.

Второй вариант

Проделайте реакции, характеризующие свойства раствора серной кислоты

Запишите уравнения проделанных вами реакций в молекулярной и ионной формах. Реакцию с металлом рассмотрите как окислительно-восстановительную, показав схему перехода электронов  

Задание 2. Свойства оснований

Первый вариант

Проделайте реакции, характеризующие свойства раствора гидроксида натрия.

Второй вариант

Получите гидроксид железа(III) реакцией обмена и проделайте реакции, характеризующие его химические свойства

Запишите уравнения проделанных вами реакций в молекулярной и ионной формах  

Задание 3. Свойства оксидов

Первый вариант

Получите оксид углерода(IV) и проделайте реакции, характеризующие его свойства.

Второй вариант

Проделайте реакции, характеризующие свойства оксида меди(II)

Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, если это возможно  

Задание 4. Свойства солей

Первый вариант Проделайте реакции, характеризующие свойства хлорида железа(III). Второй вариант Проделайте реакции, характеризующие свойства сульфата меди(II) Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Реакции с участием металла рассмотрите как окислительно-восстановительные  

Практическая работа 9.

Решение экспериментальных задач

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, нагреватель для пробирок; гвоздь железный, цинк, алюминий, медь, оксид меди(II), вода хлорная, вода сероводородная, растворы серной кислоты, хлорида магния, гидроксида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, сульфата цинка, фосфата натрия, хлорида натрия, соляной кислоты, сульфида натрия, азотной кислоты, сульфита натрия, сульфата меди(II), хлорида бария, хлорида железа(III), йодида калия.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы

Задача 1

Налейте в пробирку 1–2 мл раствора серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах, покажите переход электронов. Что в этой реакции является окислителем?  
Задача 2
В шести пробирках находится раствор хлорида магния. В каждую из пробирок последовательно прилейте следующие растворы: а) гидроксид натрия; б) сульфат алюминия; в) карбонат натрия; г) сульфат цинка; д) фосфат натрия; е) хлорид натрия Составьте уравнения реакций, протекающих до конца, в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах  

Задача 3

Даны растворы: а) карбонат натрия и соляная кислота; б) сульфид натрия и серная кислота; в) хлорид магния и азотная кислота; г) сульфит натрия и серная кислота; д) сульфат меди(II) и азотная кислота. Слейте попарно эти растворы, немного нагрейте Осторожно определите по запаху, в каких случаях реакции протекают до конца и почему? Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах  

Задача 4

Осуществите реакции по следующим схемам:
а) Ва2+ + CO32– ВаСО3;
б) CO32– + 2Н+ CO2+ H2O;
в) OH + Н+ Н2О;
г) Fe0 Fe2+;
д) CuO Cu2+
Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и полном ионном видах  

Задача 5

Проведите реакции между следующими веществами: а) сероводородная и хлорная вода; б) раствор йодида калия и хлорная вода; в) соляная кислота и алюминий;
г) раствор азотной кислоты и медь. Работайте под т я г о й вытяжного шкафа
Составьте молекулярные уравнения реакций, покажите переход электронов. Что является окислителем, а что — восстановителем?  

Задача 6

Пользуясь реактивами, находящимися на столе, получите: а) гидроксид железа(III);
б) хлорид меди(II); в) оксид углерода(IV);
г) карбонат магния; д) медь
Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах