Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №20/2006

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
к оценке электронных учебников

В настоящее время успех организации учебной деятельности учащихся и уровень их знаний во многом определяется не только качеством учебников на печатной основе, но и качеством электронных учебников.

Электронный учебник должен опираться «на самые современные информационные технологии (трехмерную и структурную графику, VRML-модели, flash- и видеоанимации, Java-аплеты и т.п.). В качестве примера можно отметить электронный учебник по органической химии Самарского государственного аэрокосмического университета» [1].

Разрабатывая систему оценки качества электронного учебника, мы взяли за основу аналитическую оценку учебников на печатной основе [2]. А поскольку электронный учебник отличается от «бумажного» интерактивностью и мультимедийностью, то в систему оценки мы привносим следующие требования:

• соблюдение полиграфических норм качества мультимедиа;

• наличие программных оболочек, позволяющих учителю самостоятельно вносить дополнения и изменения в материалы курса;

• наглядность представления информации средствами мультимедиа;

• контроль знаний учащихся (текущий контроль, организация итоговой аттестации, возможность сохранения результатов контроля).

Предлагаемая система оценки электронных учебников включает в себя нормативную (общую) и педагогическую оценки. В последнюю мы включаем дидактические, воспитательные и мировоззренческие функции.

На наш взгляд, данная система оценивания электронных учебников позволит высветить индивидуальные особенности каждого из них, определить их сильные и слабые стороны. Если уровень реализации названных функций оценить определенным числом баллов, то коэффициент эффективности учебных материалов можно определить как отношение суммы набранных баллов к максимально возможной сумме баллов. Мы отдаем себе отчет в том, что любая оценка будет субъективной. Но уровень субъективности снижается, если учитель оценивает разные электронные учебники, используя одинаковые критерии.

Таблица

Аналитическая оценка электронных учебников

Требования, предъявляемые
к электронному учебнику
Уровни оценивания Баллы

1. О б щ а я о ц е н к а

1.1. Соответствие стандарту химического образования Полное 1
Частичное 0
1.2. Новизна Нетрадиционное изложение 4
Нетрадиционное структурирование учебников 2
Новое содержание практикума 2
Новые типы заданий 2
1.3. Наличие учебно-методического комплекта к электронному учебнику Пособие для ученика 5
Пособие для учителя 5
1.4. Соблюдение полиграфических норм согласно СанПиН Использование шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала 1
Рациональное расположение материала на экране, слайде 1
Kачество мультимедиа (рисунки, анимация, видео, гипертекст и т.д.) По 1
1.5. Наличие программных оболочек, позволяющих учителю самостоятельно вносить дополнения и изменения в материалы курса Теоретический материал 2
Химический практикум 2
Kонтроль знаний 2

2. О ц е н к а  д и д а к т и ч е с к и х  п р и н ц и п о в

2.1. Научность Соответствие современным взглядам на содержание химического образования 4
Соответствие современной педагогической теории 4
Отражение методов химии 4
Отсутствие теоретических ошибок 4
Kорректность формулировок 2
2.2. Системный подход к содержанию Учебника в целом 5
Только отдельных тем 2
2.3. Реализация принципа историзма Достаточно 5
Недостаточно 1
Отсутствие 0
2.4. Доступность Соответствие возрастному уровню интеллекта ученика 4
Намного выше (или ниже) 0
Увлекательность изложения 3
2.5. Наглядность представления информации Иллюстрации и мультимедийные объекты к образному строю текста (модели, схемы, таблицы, анимация, видео) По 1
2.6. Отражение межпредметных связей С каждым предметом (математика, физика, биология, география, обществознание, история, русский и иностранный языки, литература, искусство, ОБЖ) По 1
2.7. Проблемный подход Достаточно (используется систематически) 4
Недостаточно (в отдельных главах) 1
Отсутствие 0

3. О ц е н к а  д и д а к т и ч е с к и х  ф у н к ц и й

3.1. Возможности дифференцированного обучения Разноуровневость текста 4
Разноуровневые задания 2
Дополнительный материал 2
3.2. Организация учебной деятельности ученика Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи, задания: экспериментальные, творческие) 1
Возможность использования учебника учеником для самостоятельного чтения 5
Наличие инструкций к практическим занятиям 1
Наличие указаний к проведению опытов 1
Наличие правил техники безопасности 1
Kонтроль успешности (самоконтроль) 1
3.3. Реализация контроля знаний учащихся Текущий учет знаний учащихся 1
Организация итоговой аттестации 1
Возможность сохранения результатов контроля 1
3.4. Формирование приемов умственной деятельности Использование общенаучных методов познания (измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, систематизация, обобщение, моделирование) По 1
3.5. Формирование мотивационной сферы ученика Потребности в химическом образовании 1
Цели 1
Мотивы 1
3.6. Освещение применения химии В промышленности 2
В сельском хозяйстве 2
В повседневной жизни человека 2
В решении экологических проблем 2
3.7. Возможность использования учебника в разных методических системах и технологиях Ориентация на конкретную технологию 1
Независимость от конкретной технологии 3
3.8. Возможность использованияв различных программах курса химии Ориентация на конкретную программу 1
Независимость от конкретной программы 3

4. О ц е н к а  в о с п и т а т е л ь н ы х  и  м и р о в о з з р е н ч е с к и х  ф у н к ц и й

4.1. Направления воспитательной работы при обучении химии Экономическое 1
Экологическое 1
Половое 1
Воспитание потребности в здоровом образе жизни 1
Эстетическое 1
Нравственное 1
Патриотическое 1
Умственное 1
Информационное 1
4.2. Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий Наличие интеграции естественно-научного знания; направленность на создание научной картины природы 5
Адекватное отражение законов химии 3
4.3. Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда Структурность изложения 1
Наличие пояснений по работе с электронным учебником 1
Наличие оглавления 1
Наличие предметного указателя 1
Наличие условных обозначений к заданиям 1
Ответы к заданиям 1

Из указанных требований к электронным учебникам весьма существенной может быть разница в оценке реализации дидактических принципов. Так, принцип научности (п. 2.1), требующий наличия единства теории и метода науки, предусматривает отражение в учебнике не только теоретических положений, но и методов познания. K сожалению, назначение таких общенаучных методов познания, как аналогия, абстрагирование, обобщение, систематизация, моделирование и другие, зачастую не приводятся в учебниках, хотя эти требования указаны в стандарте. Целесообразно также обратить внимание и на определения научных понятий, которые должны быть родовидовыми и содержать существенные признаки.

Отражение в учебниках системного подхода к содержанию (п. 2.2) предусматривает не только структурированную последовательность изучения тем, но и реализацию принципов системного анализа.

Полное отражение принципа историзма (п. 2.3) предусматривает единство исторического и логического методов познания. На первоначальном этапе введения основных понятий и закономерностей приоритет принадлежит историческому способу их выведения. На этапе обобщения лидерство должно быть за логическим способом познания.

Пункты 4.1–4.3 позволят учителю выделить воспитательный и мировоззренческий потенциал электронного учебника. Направления воспитательной работы, указанные в таблице, могут быть реализованы средствами учебника.

Л и т е р а т у р а

1. Образовательные интернет-ресурсы. Под ред. А.Ю.Афонина и др. М.: Просвещение, 2004, с. 20.

2. Аспицкая А.Ф., Фоминых Ю.Ф. Аналитический подход к оценке качества учебников. Химия (ИД «Первое сентября»), 2000, № 24, с. 14, 15.

А.Ф.Аспицкая,
Л.В.Kирсберг
(г. Пермь)

Рейтинг@Mail.ru