Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2006

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Урок-игра

Цели.

Образовательные. Повышение интеллекта учащихся.

Воспитательные. Формирование в ходе игры коллективизма, коммуникативности.

Познавательные. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сопоставлять, фантазии, творческих способностей, самостоятельности.

* * *

В игре участвуют две команды по шесть человек.

Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Он загадывает обеим командам загадку.

Ведущий. При плавлении твердого химически чистого вещества получили прозрачную жидкость. Эта жидкость бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. Она растворяет кислоты и щелочи, однако новых веществ с ними не образует. Ни расплав вещества, ни его водный раствор не проводят электрический ток. О каком веществе идет речь?

Той команде, которая первой даст правильный ответ, предстоит начать игру.

О т в е т.  Вода.

Правила игры аналогичны телевизионной игре: команды отвечают на вопросы и получают баллы.

Ведущему помогают два ассистента, которые проводят эксперименты в паузы игры, помогают считать баллы, следят за тем, кто первым поднимет руку для ответа на вопрос.

1-й гейм «Дальше, дальше, дальше…»

За 2 мин команда должна дать как можно больше ответов на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Вопросы 1-й команде

1. Песок, с которым пьют чай.

(Сахар.)

2. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды.

(Коррозия.)

3. Какой первый металлический сплав создан человеком – сталь, бронза или чугун?

(Бронза.)

4. Этот щелочной металл занимает 6-е место по распространенности в земной коре. Температурный интервал жидкого состояния металла достаточно велик, поэтому его используют в ядерной энергетике как теплоноситель.

(Натрий.)

5. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса.

(Озон.)

6. Металл, вызывающий «лихорадку».

(Золото.)

7. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы.

(Йод.)

8. Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?

(Из алюминия.)

9. Металл, соединения которого стали причиной смерти многих рабовладельцев в Древнем Риме.

(Свинец.)

10. Газ, взрывающийся при соприкосновении с кислородом.

(Силан.)

11. Атом, лишенный всех электронов.

(Ядро.)

12. Объем воды массой 1 кг.

(1 литр.)

13. Смесь белковых веществ, водные растворы которых образуют студень при охлаждении.

(Желатин.)

14. Ароматическое соединение с одним бензольным кольцом.

(Бензол.)

15. Простое вещество, светящееся на воздухе.

(Фосфор.)

16. Вещества, снижающие скорость химических реакций.

(Ингибиторы.)

17. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

(Оксиды.)

18. Реакция, при которой выделяется теплота.

(Экзотермическая.)

19. Датский физик, создавший первую квантовую теорию строения атома водорода.

(Н.Бор.)

20. Биологически активное вещество, регулирующее работу органов и тканей человека и животного.

(Гормон.)

21. Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений.

(Аммиак.)

22. Аллотропное видоизменение кислорода.

(Озон.)

23. Какое молоко не пьют?

(Известковое.)

24. Соли высших жирных кислот.

(Мыла.)

25. Положительно или отрицательно заряженные частицы.

(Ионы.)

26. Продукты поликонденсации аминокислот.

(Пептиды.)

27. Определенный вид атомов.

(Химический элемент.)

28. Валентность водорода.

(1.)

29. Запись химической реакции посредством химических знаков и формул.

(Химическое уравнение.)

30. Формула поваренной соли. (NaCl.)

Вопросы 2-й команде

1. Какой камень искали алхимики?

(Философский.)

2. Вещества, увеличивающие скорость химических реакций.

(Катализаторы.)

3. Назовите элемент-металл, который входит в состав рубина, граната, топаза, сапфира, бирюзы.

(Алюминий.)

Драгоценные камни – минералы алюминия: а – топаз; б – бирюза
Драгоценные камни – минералы алюминия:
а – топаз; б – бирюза

4. Название этого металла в переводе с латинского означает «утренняя звезда». В природе он встречается в виде самородков. Обладает высокой ковкостью.

(Золото.)

5. Этот неметалл издавна использовали для отбеливания ткани, изготовления лекарственных препаратов, чернения оружия и приготовления черного пороха.

(Сера.)

6. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови.

(Инсулин.)

7. Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды».

(Серебро.)

8. Этот элемент академик А.Е.Ферсман называл «элементом жизни и мысли».

(Фосфор.)

9. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г в крови. Первоначально единственным его источником были упавшие на Землю метеориты, содержащие его в чистом виде.

(Железо.)

10. Известь, которую гасят водой.

(Негашеная известь, кипелка, СаО.)

11. Постоянное соотношение между явлениями.

(Закон.)

12. Насыщенный (предельный) углеводород, в молекуле которого восемь атомов углерода.

(Октан.)

13. Реакция обмена между кислотой и основанием.

(Нейтрализация.)

14. Тип кристаллической решетки в алмазе.

(Атомная.)

15. Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны.

(Хлор.)

16. Наиболее активный неметалл.

(Фтор.)

17. Растворы или расплавы, проводящие электрический ток.

(Электролиты.)

18. Реакция обмена между веществом и водой.

(Гидролиз.)

19. Русский ученый-энциклопедист.

(М.В.Ломоносов.)

20. Молярный объем газа.

(22,4 л.)

21. Вещества, образованные атомами одного элемента.

(Простые.)

22. Наука о веществах и их превращениях.

(Химия.)

23. Реакция, при которой из двух или более веществ получается одно вещество.

(Соединение.)

24. Ученый, заложивший теоретические основы органической химии.

(А.М.Бутлеров.)

25. Металл, который обязательно входит в состав нержавеющих, кислотоупорных, жаропрочных сталей.

(Хром.)

26. Соли уксусной кислоты.

(Ацетаты.)

27. Быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением теплоты и света.

(Горение.)

28. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кислоты ее употребляют как лекарство.

(Соляная кислота.)

29. Мельчайшие химически неделимые частицы.

(Атомы.)

30. Разделение смеси с помощью фильтра.

(Фильтрование.)

Экспериментальная пауза. Опыт «Вулкан на столе»

Насыпать в фарфоровую чашку горкой дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 и поджечь его с помощью магниевой ленты. Происходит бурная химическая реакция, напоминающая извержение вулкана. Исходные оранжевые кристаллы раскаляются, видны языки пламени. Смесь увеличивается в объеме, распыляется выделяющимися газами, приобретает серую окраску (от Cr2O3):

(NH4)2Cr2O7 Cr2O3 + N2 + 4H2O.

2-й гейм «Заморочки из шкатулки»

Начинает игру команда, набравшая меньшее количество баллов в предыдущем гейме. Ассистент вносит красивую шкатулку с карточками, содержащими номера вопросов, на одной из карточек нарисована подкова – «счастливый случай». Участники команд поочередно вытаскивают номера вопросов: ведущий зачитывает их. Если игроки первой команды, а затем и второй не знают ответа, то обращаются к болельщикам. Последние за правильные ответы получают жетоны, в конце игры победитель награждается. На обдумывание каждого вопроса командам дается 15 с. Каждому игроку команды задается по одному вопросу. В этом гейме участник команды может вытащить «счастливый случай», тогда он получает один дополнительный балл.

Вопросы

1. В 1854 г. стоимость одного килограмма этого металла составляла 1200 рублей, т. е. в 270 раз дороже серебра, а в 1899 г. – один рубль. Что это за металл?

(Алюминий.)

2. Почему орел зоркий?

(Зоркости способствует селен
содержание которого в сетчатке глаза орла
в 100 раз больше, чем у человека.)

3. Выделится ли какой-либо газ, если на «хлеб химической промышленности» «намазать» купоросное масло?

(Никакой газ не выделится. Это одно
и то же вещество –
H2SO4.)

4. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

(Уменьшается поверхность тела
и теплоотдача.)

5. В 1887 г. этот ученый один на аэростате поднялся выше облаков наблюдать затмение, а приземлился в другой губернии. Суеверные люди посчитали, что это на Землю спустился Всевышний. Кто этот ученый?

(Д.И.Менделеев.)

6. Упадок и распад Римской империи были обусловлены отравлением этим веществом. Во времена Древнего Рима его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь.

(Свинец.)

7. Это изобретение было сделано русским ученым. Основная его часть – активированный уголь, способный поглощать ядовитые газы из воздуха. Что это за изобретение?

(Противогаз.)

8. В 1748 г. М.В.Ломоносову за оду, написанную в честь императрицы Елизаветы, было пожаловано вознаграждение в 2000 рублей. Для доставки груза домой ему потребовалось несколько повозок. Почему нельзя было обойтись одной?

(Из-за отсутствия в казне золота ученый
вынужден был получить дар медными монетами,
масса которых составила 3,2 т.)

9. Индия, 1944 г. В пригороде Бомбея жил старый сапожник. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку. Чем оказался этот кирпич?

(В результате пожара взорвался стоявший в порту
английский грузовой пароход «Форт Стайкин»,
на его борту было больше 1500 т взрывчатых веществ.
Также в трюме парохода было 155 слитков золота
по 22 кг каждый.Один из них и упал перед сапожником,
который единственный сдал его властям. Остальные
слитки обнаружить не удалось.)

10. Почему английский король Генрих VIII (1491–1547) получил у своих подданных прозвище «Старый медный нос»?

(Он подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра.
На монете был изображен его профиль. Через некоторое время
самая выступающая часть (нос) становилась медной
за счет стирания тонкого слоя серебра.)

11. Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой?

(Из картофеля получают спирт, а из спирта
вырабатывают каучук, из которого делают автопокрышки.)

12. Какая связь между дубом и полушубком?

(Из коры дуба получают дубильные вещества,
которые применяют для обработки овчин.)

13. Русский химик в 1862 г. получил первое ароматическое фторорганическое соединение – фтористый бензол и тогда же сочинил несколько музыкальных пьес. Спустя десять лет им был открыт новый тип реакций – альдольная конденсация, которая стала одним из классических методов химического синтеза новых кислородсодержащих органических соединений. В то же время он написал первую часть Богатырской симфонии и оперу «Князь Игорь». Назовите этого ученого.

(Александр Порфирьевич Бородин – русский химик
выдающийся композитор.)

14. При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана и где крепилась?

(Медаль из чугуна вешали на шею и снимали,
когда человек переставал пить.)

15. Однажды некий американский миллионер заказал себе яхту для морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную. Подводную часть сделали железной, а сверху яхту обшили красивым сплавом меди с никелем. Недешево обошлась она хозяину. Но очень скоро, не успев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в полную негодность. Стали расследовать причину столь удивительного случая. И что же выяснилось?

(Произошла коррозия.)

16. Какой элемент ценится во много раз дороже золота? Когда платят за то, чтобы удалить этот элемент?

(Это углерод (его аллотропная модификация – алмаз).
Когда углерод откладывается в дымоходах в виде сажи,
то от такого углерода избавляются, платя деньги трубочистам.)

17. Человек в своей жизни встречается с тремя состояниями вещества – газообразным, жидким и твердым. Какие еще два состояния вещества известны?

(Плазменное и нейтронное.)

18. О каких двух русских химиках идет речь, если число букв в их фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а у другого такое же количество гласных «е».

(Ломоносов – четыре «о», Менделеев – четыре «е».)

3-й гейм «Темная лошадка»

Ведущий. Много открытий было сделано этим великим ученым. Сообщение о самом главном его открытии сделал Н.А.Меншуткин на заседании Русского химического общества в марте 1869 г.

«Наружность его известна многим по его портретам. Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные, синие проникновенные глаза...

Походка у него была быстрая, и движения тела, головы и рук были живые и нервные и в разговоре, и в деле: при отыскании книг, инструментов, справок...» (из воспоминаний племянницы этого ученого Н.Я.Капустиной-Губкиной).

Кто этот ученый?

Игроки должны догадаться, что это Дмитрий Иванович Менделеев. Затем на сцену выходит учащийся, играющий роль Менделеева. Он задает командам вопросы.

Вопросы от лица Д.И.Менделеева

1. Когда меня спрашивали, как я открыл периодический закон, я отвечал: «Искать чего-либо, хотя бы грибов или какую-либо зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие атомные веса, что быстро привело к тому заключению, что…» К какому заключению я пришел?

(…Свойства элементов стоят
в периодической зависимости от их атомного веса.)

2. В 1871 г. я выступил со статьей «Естественная система элементов и применения ее к указанию свойств неоткрытых элементов». В ней я описал свойства неизвестных элементов, условно называя их... Как я их назвал?

(«Экасилиций», «экабор», «экаалюминий».)

3. Число попыток классификации химических элементов до меня, считая варианты таблиц, достигало 50. Некоторые из ученых (Л.Мейер, Дж.Ньюлендс) очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех моих предшественников.

(Все они проводили параллель только между сходными элементами,
даже не сравнивая явно не сходные, такие, например, как натрий и хлор.)

4. Всем известна сказка «Конек-Горбунок». Ее написал учитель гимназии, в которой я учился. Назовите автора сказки.

(Петр Павлович Ершов.)

5. Я говорил, что для меня дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у меня?

(Шестеро – 3 сына и 3 дочери.)

Экспериментальная пауза. Опыт «Горящий снег»

На дно консервной банки положить 2–3 камешка карбида кальция СаС2 и наполнить банку снегом. Протекает химическая реакция:

СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2.

Поднесите горящую спичку к горловине банки, выделяющийся ацетилен С2Н2 загорается. Создается впечатление, что горит снег.

4-й гейм «Ты – мне, я – тебе»

Каждый игрок команды задает вопрос представителю команды соперников, имеющему тот же номер в команде, что и игрок, задающий вопрос. На размышление – 20 с. В этом гейме зрители участия не принимают. Организаторы игры выбирают наиболее интересный вопрос. Игроку, задавшему его, вручают приз, а всей команде присуждают дополнительное очко.

Экспериментальная пауза. Опыт «Волшебная палочка»

В фарфоровую чашку поместить немного мелкого порошка перманганата калия KMnO4 и прилить к нему несколько капель концентрированной серной кислоты. Смочить стеклянную («волшебную») палочку в спирте С2Н5ОН и поднести к смеси в чашке, спирт вспыхивает. Уравнения протекающих реакций:

2KMnO4 + H2SO4 = K2SO4 + Mn2O7 + H2O,

2Mn2O7 + C2H5OH = 4MnO2 + 2CO2 + 3H2O.

5-й гейм «Гонка за лидером»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы 1-й команде

1. Самое легкое вещество.

(Водород.)

2. Смесь концентрированных азотной и соляной кислот в объемном отношении 1:3 является сильным окислителем. В ней растворяются золото, платина и некоторые другие металлы, нерастворимые в обычных кислотах.

(Царская водка.)

3. На некоторых древних языках этот металл именуется «небесный камень».

(Железо.)

4. В газообразном виде (tкип = –33,6 °С) он оказывает сильное раздражающее действие, особенно на глаза и дыхательную систему, вызывает серьезные ожоги кожи. Войска Антанты и германские войска применяли его в боевых действиях. Его используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

(Хлор.)

5. Мягкий металл красного цвета, хороший проводник электричества.

(Медь.)

6. Этот химический элемент был обнаружен немецким ученым Т.Парацельсом в XVI в., когда он погружал железо в серную кислоту.

(Водород.)

7. Первенство открытия этого химического элемента принадлежит китайскому ученому VIII в. Мао-Хао, который за 1000 лет до А.Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание.

(Кислород.)

8. Этот английский физик в 1911 г. своим знаменитым опытом рассеивания альфа-частиц доказал существование положительно заряженного ядра в атомах элементов.

(Э.Резерфорд.)

9. Какой металл называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»?

(Платину.)

10. Из чего был изготовлен первый исторически известный паспорт?

(Из бронзы.)

11. Какой химический элемент принес химикам разных стран много бед?

(Фтор, от греч. phtho'ros – разрушение.)

12. Какой металл загорается в холодной воде?

(Калий.)

13. С помощью какого органического вещества можно убрать скорлупу с яйца, не разбивая ее?

(Уксусной кислоты.)

14. Какое органическое вещество называется «чаша смерти»?

(Метиловый спирт, метанол СН3ОН.)

15. Какой элемент назван так же, как планета?

(Уран.)

16. Какое вещество гасят водой, хотя оно и не горит?

(Негашеную известь СаО.)

17. Название какого элемента в переводе с греческого означает «зловоние»?

(Брома.)

18. Какой металл первым начали добывать и обрабатывать люди?

(Медь.)

19. Какой русский изобретатель окончил свою жизнь на царской виселице?

(Н.И.Кибальчич – повешен в 1881 г.
за покушение на царя.)

20. Какой химический элемент французскому химику Бернару Куртуа помог открыть кот?

(Йод.)

21. Почему крапива жжется?

(Из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота.)

22. Самый тяжелый металл.

(Осмий.)

23. Болотный газ.

(Метан.)

24. Изобретатель противогаза.

(Н.Д.Зелинский.)

25. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

(Изотопы.)

26. Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ.

(Разложение.)

Вопросы 2-й команде

1. Д.И.Менделееву подарили весы, одна чаша которых была из алюминия. Из какого металла была другая чаша?

(Из золота.)

2. Какой металл придает нашей крови красный цвет?

(Железо.)

3. Государство, имеющее такое же название, как и органическое вещество.

(Бутан.)

4. Взрывчатое вещество, способное снять спазмы сердечных сосудов.

(Нитроглицерин.)

5. Создатель теории строения органических соединений.

(А.М.Бутлеров.)

6. Наиболее активный неметалл.

(Фтор.)

7. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную.

(Кислоты.)

8. Вещество, поддерживающее горение и дыхание.

(Кислород.)

9. Назовите вещество, способное из твердого состояния сразу переходить в газообразное.

(Йод.)

10. Автор слов: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».

(М.В.Ломоносов.)

11. Латинское название какого металла напоминает название государства Аргентины?

(Серебро, по-латински argentum.)

12. Кем предложены названия: анод, катод, анион, катион, электролит? (Майклом Фарадеем.)

13. Какое вещество содержит наибольшее процентное содержание целлюлозы?

(Хлопок, 90–95% целлюлозы.)

14. В какой капусте много йода?

(В ламинарии, морской капусте – морские водоросли.)

15. Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих?

(Мышьяка.)

16. Какое органическое вещество называется «дух вина»?

(Этиловый спирт С2Н5ОН,
в переводе с лат. spiritus vini – дух вина.)

17. Сколько платины в платините?

(Платины в платините нет.
Это сплав
(60%) и Ni (40%).)

18. Какой продукт питания, практически не отличающийся от натурального, получен синтетическим путем?

(Икра.)

19. В XVIII в. один из газов, довольно легких, называли «горючим воздухом». О каком веществе идет речь?

(Это водород, так его назвал в 1766 г. английский ученый Г.Кавендиш.)

20. Ионы какого металла губительны для болезнетворных бактерий?

(Серебра.)

21. Какие элементы наиболее распространены в космосе?

(Водород и гелий.)

22. В атмосфере какого неметалла вода горит ярким пламенем?

(Фтора.)

23. Вода в твердом состоянии.

(Лед.)

24. Положительно заряженный электрод.

(Анод.)

25. Самый пластичный из благородных металлов.

(Золото.)

26. Оксид водорода.

(Вода Н2О.)

27. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему.

(Бром.)

28. Какой металл может «болеть чумой»?

(Олово.)

29. Элементы первой группы главной подгруппы.

(Щелочные металлы.)

30. Простейший кетон.

(Ацетон.)

31. Реакция, при которой поглощается теплота.

(Эндотермическая.)

32. Специально оборудованное помещение для проведения химического анализа веществ.

(Лаборатория.)

Домашнее задание

Команды представляют задание – сочиненные стихотворения, песни, частушки, в которых показана польза химии.

Жюри оценивает выступления – до 5 баллов.

Заключение

Подводятся общие итоги, вручаются призы.

Открывается доска со словами: «Мы рождены пролить все то, что льется, рассыпать то, чего нельзя пролить. Наш кабинет химическим зовется, идем мы дальше химию учить».

Ведущий. В Париже подсчитали: чтобы жить на свете долго-долго, в день надо улыбаться минимум 17 минут. Одна минута смеха полезней, чем килограмм орехов. Мне хочется вам пожелать, чтобы в жизни у вас было больше радостей, счастливых моментов и хорошее настроение не покидало бы никогда.

Т.В.Кириленко,
учитель химии
(г. Железногорск-Илимский,
Иркутская обл.)