Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2006

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

 

А.Н.ПОДАВАЛОВ

Продолжение. Начало см. в № 17, 18/2006

8 класс

Практическая работа 2.

Наблюдение за изменениями, происходящими
с горящей свечой, и их описание

Оборудование и реактивы. Г-образная стеклянная трубка, две сухие пробирки, кусочек жести
(2X2 см) от консервной банки, стеклянная трубка с оттянутым концом, резиновая груша, банки на
0,5 л и 1 л, спички, держатель для пробирок; две парафиновые свечи на подставке, вода известковая.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы
Опыт 1. Физические явления при горении свечи
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу Kакой процесс имеет место при плавлении парафина?  
Возьмите изогнутую под прямым углом Г-образную стеклянную трубку, один конец ее внесите в среднюю часть пламени, а другой опустите в пробирку Что наблюдаете на стенках пробирки?  
Опыт 2. Обнаружение продуктов горения в пламени
Возьмите кусочек жести, закрепите его в держателе для пробирок, внесите в зону темного конуса горящей свечи и подержите 3—5 с. Быстро поднимите жесть

Что появилось на нижней поверхности жести?

 
Сухую, желательно охлажденную, но не запотевшую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. В ту же пробирку быстро прилейте 2–3 мл известковой воды Почему запотела пробирка? Что произошло с известковой водой?  

Опыт 3. Влияние воздуха на горение свечи

Вставьте стеклянную трубку с оттянутым концом в резиновую грушу. Сжимая ее рукой, продуйте в пламя горящей свечи воздух Kак изменилась яркость пламени при продувании через него воздуха?  
Зажгите прикрепленные к фанере две парафиновые свечи и накройте одну пол-литровой банкой, другую — литровой В каком случае свеча горит дольше? Почему?  

Практическая работа 3.

Анализ почвы и воды

Оборудование и реактивы. Штатив с муфтой и кольцом (малым), две пробирки, пробка (под размер пробирки), коническая колба с притертой пробкой, лупа увеличительная, стакан химический, палочка с резиновым наконечником, держатель для пробирок, бумага фильтровальная, воронка, пластинка стеклянная, газетный текст, спиртовка, пластина для капельного анализа, цилиндр (на 250 мл), линейка, почва; лакмус в капельнице, вода дистиллированная, вода из природного водоема.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы

Опыт 1. Анализ механического состава почвы

В пробирку поместите почву (столбиком 2—3 см). Прилейте дистиллированную воду объемом в 3 раза больше объема почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадка Имеются ли различия в скорости осаждения почвенных частиц?  
Опыт 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте, не встряхивая, смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенный раствор. Две-три капли этого раствора поместите на стеклянную пластинку и подержите ее над спиртовкой до выпаривания воды

Kакие вещества остались на стеклянной пластине после испарения воды?

 
В две ячейки пластины для капельного анализа поместите по 1–2 капли раствора лакмуса, затем в одну из них добавьте стеклянной палочкой почвенный раствор

Kакие изменения произошли с раствором лакмуса при добавлении почвенного раствора?

.
Опыт 3. Определение прозрачности воды
Установите цилиндр на печатный текст и вливайте в него дистиллированную воду, следя за тем, чтобы можно было читать текст через воду. Отметьте, на какой высоте исчезнет видимость шрифта, и измерьте высоту столба жидкости линейкой. Проделайте подобные измерения с исследуемой водой из природного водоема и сравните результаты Почему высота столба жидкости во втором случае меньше, чем в первом? Сделайте выводы  
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды
В коническую колбу с пробкой (желательно стеклянной) налейте исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхните в закрытом состоянии. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей из приложения 1 «Шкала оценки интенсивности запаха воды в баллах»  

Практическая работа 4.

Признаки химических реакций

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, лист бумаги, спички, стакан малый; мрамор (кусочки), медная пластинка, растворы серной и соляной кислот, хлорида железа (III), роданида калия, сульфата цинка, хлорида бария.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы

Опыт 1. Прокаливание медной проволоки
и взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой

Зажгите спиртовку. Возьмите держателем для пробирок узкую медную пластинку и внесите ее в пламя. Через некоторое время выньте пластинку из пламени и счистите с нее образовавшийся черный налет на лист бумаги. Опыт повторите несколько раз

 
  Образовалось ли новое вещество при прокаливании меди? Kакие признаки химической реакции вы наблюдали?  
Поместите полученный черный налет в пробирку и прилейте в нее раствор серной кислоты. Подогрейте смесь Образовалось ли новое вещество при взаимодействии оксида меди(II) с серной кислотой? Напишите уравнения химических реакций и укажите их типы  
Опыт 2. Взаимодействие мрамора с кислотой
Положите в небольшой стакан кусочки мрамора. Прилейте в стакан столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки. Внесите в стакан горящую лучинку

Образовались ли новые вещества при взаимодействии мрамора с кислотой? Kакие признаки химической реакции вы наблюдали? Kакой газ образовался? Запишите уравнения реакций и укажите их типы  
Опыт 3. Взаимодействие хлорида железа(III) с роданидом калия
В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида железа(III), a затем добавьте несколько капель раствора роданида калия KCNS (соли роданистоводородной кислоты HCNS с кислотным остатком CNS) Kакими внешними признаками сопровождается эта реакция? Запишите уравнение реакции и укажите ее тип  

Опыт 4. Взаимодействие сульфата цинка с хлоридом бария

В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата цинка. Затем добавьте несколько капель раствора хлорида бария Kакими внешними признаками сопровождается эта реакция? Запишите уравнение реакции и укажите ее тип  

Практическая работа 5.

Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе

Оборудование и реактивы. Цилиндр мерный на 100 мл, колба коническая, весы с разновесами, палочка стеклянная с резиновым наконечником, калькулятор; сахар (кусочки), вода дистиллированная.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы
Отмерьте мерным цилиндром 50 мл дистиллированной воды и влейте ее в коническую колбу емкостью 100 мл. Два кусочка сахара взвесьте на лабораторных весах, затем поместите их в колбу с водой и перемешивайте стеклянной палочкой до полного растворения

Рассчитайте массовую долю сахара в растворе. Необходимые данные у вас есть: масса сахара, объем воды. Плотность воды примите равной 1 г/мл. Формулы для расчета:

(сах.) = m(сах.)/m(р-ра),

m(р-ра) = m(сах.) + m(H2O),

m(H2O) = V(H2O)•(H2O)

 
Молярная масса М вещества равна сумме атомных масс элементов в формуле, а размерность [М] – г/моль Рассчитайте молярную массу сахара, если известно, что сахароза имеет формулу С12Н22О11  
Число Авогадро
NA = 6,02•1023 молекул/моль
Рассчитайте, сколько молекул сахара содержится в полученном растворе.

(сах.) = m(сах.)/M(сах.),

N(мол. сах.) = NA(сах.)