Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2006

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ХХI ВЕКА

В конце 2005 г. вышел из печати школьный учебник для 11-го класса*. В этой книге все выверено: и методика рассматриваемых понятий, и логика науки, и фактологический материал. Можно сказать, что учебник отражает всю квинтэссенцию лучшего российского методического опыта.

Стабильный учебник в бумажно-полиграфическом варианте будет нужен школе еще достаточно долго. Созданный на высоком уровне литературного, педагогического, методического, книговедческого и полиграфического творчества, он должен быть своего рода бумажным компьютером. Многие из современных авторов учебников по химии для средней школы понимают свое предназначение и ответственность за это. Среди них А.И.Артеменко, Н.С.Ахметов, С.С.Бердоносов, Л.С.Гузей, В.В.Еремин, О.С.Зайцев, Р.Г.Иванова, Н.Е.Кузьменко, Р.А.Лидин, Е.Е.Минченков, Э.Е.Нифантьев, Г.М.Чернобельская, И.Н.Чертков, Г.И.Шелинский (кстати, почти все авторы – доктора наук).

Публикация произведена при поддержке интернет-магазина "Sky-Group". В магазине представлены все необходимые товары для склада - ручные, гидравлические и самоходные тележи, сетчатые шкафы и контейнеры, штабелёры, погрузчики, подъёмная и строительная техника, стеллажи, краны, паллетоупаковщики и многое другое. Гарантия качества, доступные цены и акции, доставка по Москве и Московской области, собственная служба доставки. Посмотреть каталог товаров, цены и контакты Вы сможете на сайте: http://skyg.ru.

Особое место в этом перечне занимает старейший методист, отметивший в декабре 2005 г. свое
95-летие, Георгий Иванович Шелинский. В 1960-е гг. школьники 7–8-х классов всей страны учились по учебнику химии А.Д.Смирнова и Г.И.Шелинского, а учителя работали с «Методикой» этих же авторов. Спустя 30 лет, в конце 1990-х гг., Георгий Иванович уже в ранге доктора педагогических наук и профессора создает со своими коллегами новый учебно-методический комплект: учебник для 8-го класса (1997 г., с В.В.Шелинской и В.А.Рабиновичем), учебник для 9-го класса (1999 г., с Н.М.Юровой), учебник для 10-го класса (1999 г., с В.В.Шелинской). В свет выходит методика обучения химии и рабочая тетрадь для 8-го класса.

Учебник по химии для 11-го класса Г.И.Шелинского и Н.М.Юровой посвящен обобщению и систематизации знаний и включает в себя девять глав: «Важнейшие понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Обобщение и систематизация знаний о природе химической связи и строении вещества», «Почему происходят химические реакции», «Дисперсные системы. Растворы электролитов», «Общая характеристика неметаллов», «Общая характеристика металлов», «Обобщение и систематизация знаний о важнейших понятиях химии органических соединений» и «Роль химии в развитии общества». Эти главы разбиты на 52 параграфа, предусмотрено пять практических работ: «Выведение формулы кристаллогидрата» (с проведением количественных расчетов), «Взаимосвязи между формами существования элемента» (на примере взаимных превращений соединений меди, включающая шесть опытов и предполагающая вывод простейшей формулы оксида меди, вычисление теоретического содержания меди в основном карбонате меди и вычисление выхода простого вещества меди в процентах от теоретически возможного), «Получение и свойства комплексных соединений» (четыре опыта), «Гидролиз солей» (шесть опытов), «Направление осуществления химических реакций» (три опыта).

Учебник снабжен восьмью приложениями, в которых даны значения энергий ионизации и сродства к электрону, электроотрцательностей элементов; стандартных энтальпий, энтропий и свободных энергий образования некоторых простых и сложных веществ (неорганических и органических) и ионов (в водных растворах). На форзаце размещены два варианта периодической таблицы. К сожалению, отсутствует предметный указатель, который существенно облегчил бы работу с этой книгой.

Учебник стал воплощением многолетних трудов Г.И.Шелинского по совершенствованию ряда вопросов методики обучения химии в российской школе. Это касается энергетики осуществления химических реакций (с. 71–88, 182–186), отточенности формулировок ключевых понятий химии («вещество простое и сложное», «химический элемент» (табл. на с. 9–10), «химическая связь»
(с. 52)), термодинамической классификации химических реакций (с. 84), основных положений теории водных растворов электролитов (с. 114–115), классификации соединений кислорода (с. 169), зависимости физических свойств веществ от строения (с. 179–180), изомерией органических соединений (с. 199). Химическое равновесие рассматривается с позиций сочетания энтальпийного
(Н) и энтропийного (TS) факторов.

Для изучения свойств любых металлов предложена удобная универсальная схема, с помощью которой можно не только работать на уроках, но и готовиться к олимпиадам.

Весь теоретический материал сопровождается упражнениями, рассчитанными на осознанное закрепление пройденного (число упражнений в параграфах в среднем колеблется от 8 до 15, что позволяет дифференцировать задания для учащихся).

Учебник двухуровневый: тексты, выделенные двойной вертикальной чертой, предназначаются для школьников, проявляющих повышенный интерес к химии, в том числе для профильных классов. Например, ученикам предлагается вычислить дефект массы происходящей реакции (с. 12–13), сообщаются сведения о молярной массе эквивалента и законе эквивалентов (с. 15–18), эквивалентной концентрации (с. 112), дается понятие о межмолекулярных водородных связях (с. 64), дипольном моменте (с. 66–68), гибридизации (с. 58–61), вычисляется стандартная свободная энергия реакции (с. 82, 85–87), рассматриваются вопросы химической кинетики (с. 97–100), протонной теории кислот и оснований (с. 120–122), гидролиза (с. 127–128), строения и свойств комплексных соединений (с. 132–134), дана информация о карбине и фуллерене (с. 145–146), соединениях водорода со степенью окисления –1 (с. 162–163), неорганических полимерах (с. 170–171), константе равновесия (с. 90–91).

Конечно же, теоретический уровень, заданный авторами, может оказаться по силам не всем ученикам (да и не всем школам): за один урок приходится осваивать 3,2 страницы учебного текста. (Надеюсь, не станет откровением для педагогов утверждение, что основная и тем более полная средняя школа, к сожалению, но это факт, не для всех.) Только хороший уровень физико-математической подготовки (кстати, всего лишь на уровне государственного стандарта) позволит реализовать весь заложенный в этом учебнике потенциал. Именно поэтому несколько экземпляров данной книги просто необходимы в каждой школе, в кабинете любого учителя химии, хотя бы для того, чтобы познакомить с ней лучших учеников (а такие, к счастью, есть всегда). Ведь этот учебник в значительной степени и серьезное пособие для подготовки в вуз.

Завершая учебник (гл. 9), авторы показывают роль химии в развитии современного общества, отмечают ее связи с различными сферами человеческой деятельности (с. 212), в том числе в решении экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых проблем (с. 213–222). Заканчивается глава 9 сведениями о новых материалах, создаваемых химиками-технологами для обеспечения научно-технического прогресса ХХI в. (с. 222–225).

В условиях модернизации школьного образования и попыток перехода к профильным классам такой учебник, отвечающий всем современным требованиям, – более чем своевременный вклад в методическую сокровищницу России.


* Шелинский Г.И., Юрова Н.М. Химия. 11 класс. СПб.: Книжный мир, 2005, 240 с.

С.В.Телешов

Рейтинг@Mail.ru