Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2006

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

 

Элективный курс
«Химия в нашей жизни»

Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов

Необходимость предпрофильной подготовки учащихся

Основная цель модернизации российского образования состоит в достижении его нового качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития. Фундаментальные изменения в экономике и общественной жизни предъявляют существенно новые требования к личности, развитие которой – смысл и суть системы образования. Главные среди этих требований – инициативность, ответственность, адаптивность к изменяющимся условиям, способность и готовность к обоснованному выбору будущей профессии. В связи с этим в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» планируется перевести старшую школу на профильное обучение.

Переход к профильному обучению на старшей ступени средней школы выявил ряд проблем, одна из которых (на наш взгляд, самая главная) – выбор учащимися своего профиля. Ученику 9-го класса пока достаточно сложно выбрать цикл школьных предметов, которые будут необходимы для дальнейшего поступления в вуз или другие образовательные учреждения. Это связано с тем, что в этом возрасте у большинства учащихся пока не сформировались устойчивые интересы к какой-то определенной профессии.

Для решения данной проблемы предлагается проводить в 9-м классе в течение всего учебного года предпрофильную подготовку, которая осуществляется посредством организации элективных курсов по различным предметам. Главная задача наших занятий – заинтересовать учащегося химией, показать практическую значимость этой науки. Содержание элективных курсов предоставляет возможность школьнику выявить свои наклонности, реализовать интерес к предмету.

Основные требования к элективному курсу по химии

Какие бы цели и задачи ни ставились перед элективным курсом по химии, он должен обязательно соответствовать общепедагогическим требованиям. Мы попытались выделить наиболее важные из них.

Кратковременность. Во-первых, химия не единственный в школе предмет, и совсем не обязательно, что у учащихся возникнет огромное желание посещать ваш курс на протяжении всего учебного года (для этого существуют факультативные курсы). Во-вторых, большое количество учебных часов вызывает перегрузку учащихся. В-третьих, учащиеся имеют право выбора – посетить несколько таких курсов по различным предметам. И самое главное – курсы, рассчитанные на большое количество учебных часов создадут трудности в общей сетке расписания учебных занятий. Как показывает практика, происходят постоянные накладки в расписании, т.к. оно строится не под ученика, а под учителя. Исходя из этих положений, мы считаем важной задачей продемонстрировать практическую значимость изучения химии в небольшой отрезок времени (электив 8–10 ч в рамках одной четверти).

Активные формы обучения (поисковый характер, элементы исследовательской и проектной деятельности) на элективном курсе химии. Данные виды деятельности хорошо реализуются на практических занятиях. В ходе учебной работы у учащихся может возникнуть повышенный интерес к какой-то конкретной теме. Предложите ученику или группе ребят выполнить проект по данной тематике. Это шанс заинтересовать предметом.

Предоставление возможности ученику оценить свой образовательный потенциал, потребность в изучении химии. Фактически курс строится под учеников.

Создание ситуации успеха, положительной учебной мотивации, что достигается благодаря практической связи химии с жизнью. Учащиеся активно делятся практически значимой информацией со сверстниками, родителями. Когда ребенок видит, что приобретенные им знания реально помогают в жизни, интересны другим, то ему хочется познавать новое. Большинство учащихся в этом возрасте видит только ближайшие перспективы, и им абсолютно не интересна та информация, которая, возможно, когда-то им пригодится.

Содержание курса обязательно отражает особенности химии (ее специфического аппарата познания: эксперимент, моделирование и т.д.), полностью исключается дублирование программ школьного курса химии. К сожалению, достаточно часто в школах можно обнаружить, что элективные курсы по предпрофильной подготовке сводятся к углублению теоретических знаний школьников по некоторым разделам химии (избранные главы общей или неорганической химии, решение задач и т.д.), а то и вообще скатываются до обычных консультаций.

Элективные курсы, помогающие в выборе специальности, должны информировать учащихся о характере профессиональной деятельности. Экскурсии на предприятия (если это возможно), встречи с представителями различных профессий, связанных с химией, создадут более полное представление о видах деятельности.

Учитель – не единственный источник информации. Желательно проводить занятия по какому-либо учебному пособию, сделать подборку дополнительной литературы, доступной для учащихся.

Интеграция с другими предметами. Например, можно предложить учащимся элективный курс «Естествознание», на котором одни и те же вопросы будут рассмотрены с позиций химии, физики и биологии. Это – самая сложная форма организации элективных курсов.

Содержание предпрофильного
элективного курса «Химия в нашей жизни».
Основные методические рекомендации

Занятие Тема занятия Форма занятия
1 Химия – экспериментальная наука. Роль химии в жизни человека Лекция, беседа
2 Химия и медицина Лекция, беседа
3 Приготовление растворов веществ Практическое занятие
4 Аналитическая химия. Понятие о качественном и количественном анализе Лекция
5 Решение качественных задач на распознавание растворов веществ. Решение качественных задач на распознавание твердых веществ Практическое занятие
6 Химия и пищевая отрасль промышленности Лекция, беседа
7 Химия и сельское хозяйство Лекция, сообщения учащихся
8 Химия и косметика Лекция, сообщения учащихся
9 Препараты бытовой химии в нашем доме Лекция, беседа
10 Итоговое занятие Kонференция

Любой элективный курс – авторский. В ходе нашего исследования была выработана следующая программа курса по химии, рассчитанная на 10 ч.

Сразу же отметим, что в ходе реализации предлагаемого элективного курса могут возникнуть поправки с учетом интересов учащихся.

Вводное занятие (занятие 1). Формы проведения занятия – лекция и беседа – выбраны не случайно. Учащиеся 9-го класса уже имеют достаточное представление о предмете химии, ее методах познания. Здесь лишь необходимо рассказать о значимости химических знаний в повседневной жизни человека, сконцентрировать внимание на основном методе науки – эксперименте. По окончании занятия у учащегося должно сложиться представление о проникновении химии во все области жизни человека. Рассказывая о прикладной значимости химии, постарайтесь изложить информацию так, чтобы у учащихся возникло много вопросов, ответы на которые они смогут получить на последующих занятиях, а также при выполнении творческих работ, заданий, самостоятельном поиске информации. Данное занятие должно быть информационно насыщенным, чтобы вызвать интерес к дальнейшей работе в рамках элективного курса. На первом же занятии рекомендуется познакомить учащихся с общим содержанием всего электива. Можно, например, выдать информационный лист, сделать компьютерную презентацию и т.д. Первое занятие, начало работы, должно быть интересным, эмоциональным, нестандартным. Не забывайте предлагать учащимся подготовить сообщения, найти интересные факты по вопросам последующих встреч. Можно провести опрос для выяснения познавательных интересов учащихся и скорректировать план дальнейших занятий с целью удовлетворения познавательной активности учащихся.

Теоретические занятия (занятия 2, 4, 6–9). Материал данных занятий рассчитан на раскрытие прикладного значения химии, необходимости химических знаний в повседневной жизни. В зависимости от особенностей учащихся и материально-технической базы школы содержание и форму таких занятий можно выстраивать по-разному. На дворе XXI в. – век компьютерных технологий, и от этого никуда не денешься. Постарайтесь использовать технический прогресс во благо приобретения предметных знаний. Учащиеся много времени проводят за компьютерами, и чаще всего не в образовательных целях. Как с этим бороться и стоит ли? Ваша задача – грамотно воспользоваться данным фактом: организуйте поиск необходимой информации в Интернете, составление необходимых презентаций, наглядных электронных пособий для занятий. Конечно же, в рамках таких занятий обязательно задействуйте демонстрационный эксперимент. Например, на занятии по препаратам бытовой химии, рассказывая о правилах хранения растворителей, лаков, красок и т.д., продемонстрируйте горючесть этих веществ (на примере этилового спирта, ацетона), даже простой опыт по элементарной очистке чайника от накипи с помощью лимонной кислоты имеет положительный образовательный эффект. На занятии, посвященном товарам пищевой отрасли промышленности, можно провести изучение состава прохладительных напитков, минеральных вод. Сделайте привязку к медицинским показателям. В результате учащиеся смогут составить информационный лист о пользе или вреде тех или иных напитков.

Практические занятия (занятия 3, 5). Казалось бы, предлагается классический вариант по приготовлению растворов веществ. Задания по разделам аналитической химии есть в школьном курсе химии. Однако если ввести прикладную составляющую, то результаты работы будут гораздо значимее. Например, на занятии по качественному анализу предложите учащимся исследовать состав школьных мелков. Это уже будет не банальное обнаружение каких-либо катионов или анионов в водных растворах. Проводя приготовление растворов, сделайте акцент на их использовании в медицине и сельском хозяйстве.

Итоговое занятие. Данное занятие можно провести в различных формах, чаще всего это конференция. Например, отчет по творческим проектам или по группам интересов, общая презентация и т.д. Постарайтесь выяснить, какие формы занятий учащихся заинтересовали больше, что удалось и что не получилось. Это необходимо для дальнейшего улучшения содержания элективного курса.

Итоговая конференция может проходить в рамках недели химии в школе. Это будет вашей отчетностью о проделанной работе и в то же время поможет заинтересовать учащихся младших классов, которые в перспективе могут записаться на данный элективный курс по химии.

Результаты работы элективного курса

Оценивать и анализировать результаты работы элективного курса «Химия в нашей жизни» будем исходя из поставленных целей, главной из которых является выбор дальнейшего профиля обучения на старшей ступени школы.

На протяжении всей работы элективного курса число учащихся, желающих посещать такие занятия, увеличивалось. Данный факт мы связываем с ростом познавательного интереса учеников к содержанию курса. Результат работы – более 80% учеников, посещавших занятия, выбрали химический профиль на старшей ступени школы, что составило 17 человек. Основным мотивом такого выбора стала видимая прикладная значимость изучения химии, ее связь с жизнью. Некоторые учащиеся 9-го класса с уверенностью говорят о том, что химия пригодится им на вступительных экзаменах в вуз и в дальнейшем они хотят связать свою жизнь с областью химических знаний.

Конечно же, интересы учащихся постоянно меняются, и мы четко понимаем, что далеко не все из них в будущем выберут профессии, так или иначе связанные с химией. Но все-таки можно утверждать, что содержание элективного курса соответствует поставленным целям и задачам – учащиеся самостоятельно выбирают химию в качестве профильного предмета на старшей ступени обучения.

Не стоит думать, что все так просто и безоблачно, как кажется на первый взгляд. На практике мы столкнулись с рядом объективных проблем, которые сказываются на конечном результате. Укажем основные из них.

В повседневной жизни очень часто на выбор дальнейшего профиля обучения и будущей профессии огромное влияние оказывают родители, и личный интерес учащегося просто подавляется их авторитетом.

Надо сказать, что на сегодняшний день наш предмет, как и профессии, связанные с химией, не пользуется большой популярностью среди учащихся и их родителей.

На старшей ступени некоторые учащиеся (3 из 17) разочаровались в выборе своего профиля, объясняя это сложностью и абстрактностью изучаемого материала. Действительно, содержательная сторона профильного обучения очень теоретизирована, что закономерно влечет снижение интереса к предмету. Мы считаем, что отдельные случаи разочарования при выборе своего профиля – неизбежный процесс. Однако элективные курсы необходимы, т.к. если вообще не проводить никакой предпрофильной подготовки, то химию для дальнейшей специализации вообще никто не будет выбирать. Ведь в учебном заведении всегда присутствуют и общеобразовательные классы без профилизации.

Учащимся всегда следует предоставлять право выбора, т.е. целый спектр элективных курсов по различным предметам в течение учебного года. Если элективный курс будет только по химии, то разочаровавшихся в выборе своего профиля будет гораздо больше.

В заключение будет уместно сказать, что элективные курсы – это не единственная форма организации предпрофильной подготовки учащихся. Сколько бы мы ни разрабатывали и ни предлагали таких форм, конечная цель одна – дать возможность каждому учащемуся самостоятельно выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию.

А.С.Звягин,
аспирант МПГУ, учитель школы № 323;
Г.М.Чернобельская,
д.п.н., профессор МПГУ
(Москва)