Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №16/2006

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

ОКСИДЫ,
их важнейшие представители.
Роль в природе и жизни человека

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОГО
МОДУЛЬНОГО УРОКА ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ • 8 класс (2 ч)

Обоснование

Урок по теме «Оксиды, их важнейшие представители. Роль в природе и жизни человека» – спаренный, первый в серии уроков «Классы неорганических веществ». Урок разработан для учащихся 8-го класса по модульной технологии с использованием межпредметных связей. Интегративный модульный урок нацелен на формирование у ребят представлений о единой картине мира, на понимание ими значимости практического применения полученных знаний в повседневной жизни.

Модульная технология позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, обеспечивает возможность реализации такой образовательной парадигмы, когда ученик учится самостоятельно, а учитель осуществляет управление его деятельностью в рамках личностно ориентированного образования. Именно для учащихся среднего звена актуально использование таких средств обучения, которые обеспечивают интерес к учебному процессу в целом.

Задача учителя – излагать сложный материал доступным для ребят языком, используя дифференцированный подход. Вместе с тем необходимо избегать информационной перегрузки, излишней научности, постоянно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

На данном уроке большое внимание уделяется совершенствованию у учеников умений самоорганизации и коммуникативных умений при работе у доски, взаимодействии в парах, участии в диалоге. В процессе самостоятельной работы ученики оценивают себя самостоятельно, осуществляется взаимоконтроль и взаимооценка. На уроке организуется практический эксперимент, в течение двух занятий проводятся две динамические паузы, учителя поддерживают эмоционально-комфортные отношения с учениками.

Проведение уроков двумя педагогами (учителем химии и учителем географии) позволяет разнообразить объем и уровень индивидуальной помощи ребятам. Достигая разные дидактические и предметные цели, школьники усваивают обсуждаемые вопросы с разных сторон, осуществляется комплексный контроль и оценивание процесса и результатов деятельности учащихся по химии и географии, активизируются и совершенствуются их рефлексивные процессы.

Цели.

• Понять и запомнить определение оксидов, их состав и классификацию;

• научиться записывать формулы оксидов и давать им названия по химической номенклатуре, производить расчеты с использованием формул оксидов;

• выяснить значение оксидов в природе, жизнедеятельности человека, межпредметную взаимосвязь;

• закрепить полученные ранее знания о размещении различных видов полезных ископаемых в зависимости от рельефа, о климатообразующих факторах и их роли в формировании климата, о степени влияния климата на жизнь и деятельность человека, о разнообразии внутренних вод;

• повторить географическую терминологию, номенклатуру;

• уяснить важность рационального использования любого вида ресурсов и их охраны, необходимость беречь природу;

• совершенствовать логическое мышление и память;

• учиться работать собранно, внимательно с различными источниками знаний, индивидуально и в группах, используя коммуникативные навыки;

• учиться самоконтролю, взаимоконтролю, самооценке.

ХОД УРОКА

(Учебный материал с указанием заданий и руководство по усвоению материала)

Установочная консультация. Знакомство с содержанием модуля и правилами работы (2 мин).

Учитель химии. Ребята, тема нашего урока «Оксиды, их важнейшие представители. Роль в природе и жизни человека».

Работа сегодня будет осуществляться с модулем. Давайте его предварительно просмотрим. Модуль состоит из 10 УЭ*. Время работы с каждым УЭ четко определено. Это поможет нам контролировать друг друга в течение работы.

Учитель географии. По ходу урока вы будете выполнять задания в приложении, за работу на уроке будет выставлено две оценки (см. приложение) по географии – за умения применять знания и по химии – за усвоение новых знаний. Подпишите приложение и обозначьте свое настроение в начале урока. Для удобства работы в приложении к модулю проставлены значки
и . Они говорят вам о том, помощь какого педагога (учителя химии   или географии ) вы можете использовать в данный момент, какими знаниями можете воспользоваться. Будет у нас и время отдохнуть. Приступим.

Вспомните, как вы раньше работали с модулями.

УЭ-1 (5 мин)

Учитель химии. Обратимся к УЭ-1.

Цель: проверить свои умения определять степени окисления элементов по формулам веществ.

Откройте рабочую тетрадь и выполните задание индивидуально. Покажите решение у доски.

З а д а н и е: определите степени окисления элементов в указанных соединениях:

K2O, SO2, P2O5, SO3, Cu2O, Mn2O7.

Контроль: осуществляется на доске.

Учитель химии. Кто готов показать решение? Сверьте результаты своей работы с предложенными на доске.

УЭ-2 (3 мин)

Учитель химии. Переходим к следующему учебному элементу.

Цель УЭ-2: сформулировать и запомнить определение оксидов.

З а д а н и е: предложенные в УЭ-1 вещества называются оксидами; попробуйте выделить их общие признаки и сформулировать определение оксидов.

Работая в парах, обсудите признаки этих веществ и сформулируйте определение оксидов.

Учитель химии. Если испытываете затруднения, то ответьте устно на следующие вопросы.

1) Оксиды – это простые или сложные вещества?

2) Из скольких элементов они построены?

3) Один из элементов в них обязательно … ?

4) Чему равна степень окисления кислорода в оксидах?

Запишите определение оксидов в тетрадь.

Несколько учащихся зачитывают определение.

К о н т р о л ь: устная формулировка определения.

Учитель химии. Записываем полный вариант определения: «Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых обязательно кислород со степенью окисления –2».

УЭ-3 (5 мин)

Учитель химии. Цель УЭ-3: научиться давать названия оксидам и находить оксиды среди других веществ, познакомиться с химической номенклатурой.

Бинарное (двухэлементное) соединение записывают всегда в следующем порядке: вначале элемент с положительной степенью окисления, а потом элемент с отрицательной степенью окисления. А вот при названии такого соединения поступают наоборот: вначале произносят название элемента с отрицательной степенью окисления с суффиксом «ид», а затем название элемента с положительной степенью окисления в родительном падеже. Если последний элемент имеет переменную степень окисления, то она тоже входит в название.

Например, в УЭ-1:

K2O – оксид калия, SO2оксид серы(IV), P2O5 – оксид фосфора(V).

Индивидуальная работа в тетради.

SO3 – оксид серы(VI), Cu2O – оксид меди(I), Mn2O7 – оксид марганца(VII).

Учитель химии. Теперь выполняем задание из модуля. Старайтесь работать самостоятельно.

З а д а н и е: выслушав объяснение учителя, выпишите из приведенного перечня веществ оксиды и дайте им названия:

H2O, Na2O, CuCl2, NО, OF2, HNO3, H2S, H2O2.

Подумайте, готовы ли вы ответить у доски.

Учитель химии. Кто готов ответить у доски? Давайте проверим, как вы усвоили химическую номенклатуру.

К о н т р о л ь: осуществляется у доски.

УЭ-4 (13 мин)

Учитель химии. Цель УЭ-4: познакомиться с важнейшими представителями оксидов, закрепить знания о значении оксидов в природе и жизни человека.

Работа с заданиями 1–5 в приложении.

Учитель химии. Оксиды – широко распространенный в природе класс неорганических соединений.

З а д а н и е  1: назовите известные вам оксиды.

Учитель географии. Предлагается выполнить задания 1–5 в приложении, причем задание 5 по желанию. Просмотрите их и приступайте. Если возникли вопросы, поднимите руку, я подойду.

Закончив работу, проконтролируйте себя и своего соседа.

Работа с заданиями 1–5 в приложении.

Старайтесь работать самостоятельно, руководствуясь комментариями учителя к каждому заданию.

Учитель географии. Время работы закончилось. Вернемся в модуль.

З а д а н и е  2: вспомните, много ли воды в живых организмах. (Прослушайте сообщение, вы узнаете о себе много нового.)

Взаимоконтроль.

Динамическая пауза (1 мин)

Учитель географии. Теперь отдохнем. Минута отдыха. Вода, вода, кругом вода... Сейчас мы поплаваем на своих дорожках. Скоро будет дан старт к заплыву, а пока разминаемся. Поплыли – кроль, брасс, баттерфляй, по-собачьи, на спине. Не заплывать на чужие дорожки!

Вот и намокли. А что будет с человеком, если он высохнет, совсем высохнет? Этого я уже не знаю, а вы?

УЭ-5 (3 мин)

Учитель химии. Ответить на предыдущий вопрос нам поможет УЭ-5.

Цель: закрепить умения производить расчеты с использованием понятия «массовая доля».

З а д а н и е: решите задачу.

Массовая доля воды в организме человека составляет примерно 80% от массы его тела. Найдите массу воды в своем организме.

Пример решения подобной задачи можете найти в задании 6 в приложении.

Учитель химии. Работайте в тетради самостоятельно.

Самоконтроль.

УЭ-6 (8 мин)

Учитель химии. Цель: выявить, по какому признаку классифицируют оксиды, какое влияние они оказывают на изменение состояния окружающей среды.

Внимательно выслушайте учителя и самостоятельно ответьте на вопросы.

Учитель химии. Давайте подумаем, какие оксиды вам хорошо известны из вашего жизненного опыта.2О – жидкость и СО2 – газ.) По какому признаку классифицируют оксиды? (По агрегатному состоянию.)

Оформим схему классификации оксидов в тетрадях. Прослушаем сообщение учащегося.

Сейчас в кабинете повышенное содержание газа. Какой это газ?

Для нашего здоровья кабинет нужно проветрить. Наведите на столах порядок.

Перемена после первого урока.

УЭ-6 (11 мин) (начало второго урока)

Учитель химии. Вспомните цель УЭ-6, выполните следующее задание.

З а д а н и е: проведите опыт – практическим путем получите углекислый газ.

Строго следуйте указаниям учителя при работе с химическими реактивами.

Учитель химии. При взаимодействии мрамора с соляной кислотой выделяется бесцветный газ, при пропускании которого через известковую воду последняя мутнеет. Руководствуясь правилами по технике безопасности, аккуратно добавим небольшое количество соляной кислоты из пробирки № 1 в пробирку № 2, содержащую кусочки мрамора. Закроем пробирку № 2 пробкой с газоотводной трубкой, которую опустим в известковую воду. Через несколько минут она помутнеет, что является доказательством того, что полученный газ – действительно СО2.

Учитель географии. В какой сфере Земли встречается особенно много газов? С ней мы уже хорошо знакомы. (В атмосфере.)

Сейчас выполните задания 7–11 в приложении. Старайтесь работать самостоятельно. Обратите внимание, что консультацию могут дать оба учителя.

Выполните задания 7–11 в приложении.

К о н т р о л ь: проверяйте себя самостоятельно, при необходимости обратитесь за помощью к учителю и к учебнику.

УЭ-7 (10 мин)

Учитель химии. Цель УЭ-7: познакомиться с важнейшими представителями твердых оксидов.

К ним относятся хорошо известные соединения, например песок (диоксид кремния SiO2 с небольшим количеством примесей) и глина (оксид алюминия с небольшим количеством соединений). Большинство руд черных металлов, например железняки, содержит оксиды.

Просмотрите коллекцию оксидов. Соблюдайте правила работы с раздаточным материалом.

З а д а н и е: внимательно слушая учителя, работая с коллекцией и участвуя в беседе, сделайте краткие записи про оксиды в тетради.

Учитель химии. Записывая в тетрадь, обдумайте, где следующие оксиды используются. Поделитесь своими знаниями.

Рассмотрим оксиды – твердые вещества.

SiO2песок, кварц, горный хрусталь;

CaO – негашеная известь, жженка;

Al2O3nH2O – глинозем;

K2O•Al2O3•6SiO2полевой шпат;

Аl2O3корунд;

Fe2O3 красный железняк;

Fe2O3nH2O – бурый железняк;

Fe3O4магнитный железняк;

MgO – жженая магнезия;

Al2O3•H2O – боксит;

3MgO•4SiO2•H2O – тальк;

3MgO•2SiO2•H2O – асбест.

К о н т р о л ь: проверьте друг у друга знания минералов (взаимоконтроль).

Динамическая пауза (1 мин)

Учитель химии. Минута отдыха. Песок попал в глаза, увидели яркий кристалл – поморгали. Почувствовали неприятный запах газа – выдохнули. Вдохнули глубоко кислород, «веселящий газ».

УЭ-8 (15 мин)

Учитель географии. Теперь посмотрим, где все полученные знания могут пригодиться. Выполняем попарно задания 12, 13 в приложении.

Цель УЭ-8: закрепить полученные знания.

Если возникли сложности, обратитесь к записям в тетради и учебникам.

Учитель географии. Выполняя эту работу, обратите внимание на тесную взаимосвязь двух наук в жизни.

К о н т р о л ь: осуществляйте самостоятельно и в паре.

УЭ-9 (2 мин)

Учитель химии. Вернитесь в начало модуля. Всех ли поставленных целей вы достигли? Просмотрите еще раз выполненную в приложении работу.

Оцените себя самостоятельно, поставьте отметки по химии и географии в таблицу в приложении.

Учитель химии. Оцените себя по химии, насколько вы усвоили материал. Если сопоставили цели со своими знаниями и уверены, что знания полные, прочные и вы с легкостью воспользуетесь ими на следующем уроке и в жизни, – можете отдохнуть. Если вы не уверены в своих 100%-х знаниях, обратитесь к УЭ-10.

Учитель географии. По географии вы оцениваете свою самостоятельную работу и дома можете отдохнуть. Отметьте в приложении свое настроение в конце урока.

УЭ-10 (1 мин)

Учитель химии. Выполняя домашнее задание (по учебнику), ответьте на вопросы письменно.

Внимательно выслушайте учителя и cделайте записи в дневнике.

Учитель географии. Не забудьте сдать приложение на проверку.

Учитель химии. Спасибо за сотрудничество. До новых встреч!


ПРИЛОЖЕНИЕ

Ф.И. .............................................. класс .............

Отметьте свое настроение в начале урока:

1) Нарисуйте и напишите на схеме 1 соотношение воды и суши на планете, используя любые цвета:

Схема 1

2) Допишите значимость воды для жизнедеятельности человека. Знаете еще больше? Смело дописывайте. Возможности воды не ограничены, ограничено ваше время.

• У источников воды возникали цивилизации (города);

•  ............................................................................. ;

•  ............................................................................. ;

• используется в коммунальном хозяйстве;

•  ............................................................................. ;

•  ............................................................................. ;

•  ............................................................................. ;

•  ............................................................................. .

3) Заполните схему 2. Если считаете, что схема неполная, то дополните ее самостоятельно.

Схема 3

4) Виды вод гидросферы.

Для строк, выделенных в табл. 1 курсивом, рассчитайте данные, которые должны быть в последнем столбце, по уже приведенным данным.

Таблица 1

Виды вод Объем,
млн км3
Объем в России,
млн км3  
Kоличество от общего объема гидросферы,
%
Kоличество от общего объема гидросферы
в России, в %
Морские и океанические 1370   94  
Подземные
(кроме почвенной)
61,4 11,3 4  
Ледниковые
(Антарктика, Антарктида)
24 4,8 2  
Поверхностные воды суши 0,5 0,15 0,03  
Атмосферная 0,015      

5) Игра «Kрестики-нолики». Есть желание и время – сыграйте.

Kолыма Зейское Kаспийское
Байкал Kуйбышевское Оленек
Онежское Волгоградское Лена
 
Ангара Аргунь Витим
Таз Байкал Анадырь
Kивач Бия Таймыр

6) Внимательно изучите пример решения и оформления задачи на вычисление массовой доли воды в организме.

Дано:

m(орг.) = 50 кг,

w = 80%, или 0,8.

Найти:

m(воды).

Решение

w = m(воды)•100%/m(орг.),

m(воды) = w• m(орг.) = 0,8•50 = 40 кг.

Ответ. Масса воды в моем организме составляет 40 кг.

7) Внимательно рассмотрите рисунок и напишите рядом с цифрами, какие виды солнечной радиации ими обозначены.

Рис.
Рис.

8) Назовите оксиды, определите степени окисления элементов в них:

SO2, SO3, NO, NO2, CO, CO2, N2O.

9) Заполните оставшиеся три столбца в табл. 2.

Таблица 2

Название
соединения
Химическая
формула
Тип химической
связи
Тип
кристаллической
решетки
Углекислый газ      
Угарный газ      
Сернистый газ      
Веселящий газ      

10) Определите для нашего края и запишите в каждую строчку соответствующие данные. (Можно воспользоваться климатическими картами учебника географии. Если не помните нужную формулу, обратитесь за помощью к учителю.)

• Тип климата: .................................................... .

• Средняя температура января: .......................... .

• Средняя температура июля: ............................ .

• Годовое количество осадков: .......................... .

• Коэффициент увлажнения: ............................. .

• Заболевания, связанные с особенностями климата: .................................... .

При каких особенностях метеоусловий загрязнение воздуха будет наиболее отрицательно действовать на здоровье (отметьте их галочкой в табл. 3)?

Таблица 3

Влияние метеоусловий на самочувствие человека

Kлиматический показатель Симптомы и заболевания
Высокая температура Перегревание, тепловой удар, мышечная слабость, потеря сознания
Низкая температура Повышение артериального давления, сонливость, сердечные боли, мышечная слабость
Резкий перепад температур (более чем на три градуса) Головные боли, сонливость, нарушение кровообращения
Перепад атмосферного давления Повышение или понижение артериального давления, сердцебиение, головные боли, шум в ушах, мигрень, затруднения дыхания, нарушение работы сердца
Ветер Нарушение работы мозга, колебание артериального давления, снижение реактивности организма
Пыльные бури Все вышеперечисленное, проблемы со зрением и дыханием
Гололед Повышенный травматизм
Пониженная влажность Царапанье, сухость, жжение в носоглотке и на коже, кашель, воспаление дыхательных путей, обострение некоторых кожных заболеваний
Повышенная влажность Снижение настроения, боли в конечностях, сердцебиение, снижение иммунитета, обострение некоторых кожных заболеваний

11) Решите задачу.

Какой объем при н.у. займут 66 кг «сухого льда»? Сколько атомов каждого вида содержится в данной массе?

Если не помните расчетную формулу, обратитесь к учебнику по химии, там есть примеры решения подобных задач.

12) Игра «Крестики-нолики». Вспомните условия игры и выполните задание на выбор.

Базовый уровень

H2S NH3 NaCl
SO2 CaO CuO
FeCl2 H2O CuCl2

Повышенный уровень

SO2 SiO2 H2SiO3
H2O CO2 Al2O3
H2O2 P2O5 NO2

13) Пользуясь собственными знаниями, заполните табл. 4. Если возникли сложности, обратитесь за помощью к записям в тетради и учебнику географии.

Таблица 4

Название Схематический
рисунок
Географический
объект
месторасположения (один)
Место-
рождение
Химическая
формула,
химическое
название
Приме-
нение
Железняки          
Песок          
Глинозем          
Боксит          
Kорунд          
Аметист          
Горный хрусталь          

Поощрения, рекомендации, замечания для учителей.

.....................................................................................................................................................
.....................................................................................................................................................
.....................................................................................................................................................

Поощрения, рекомендации, замечания для учащихся.

.....................................................................................................................................................
.....................................................................................................................................................
.....................................................................................................................................................

Значки Самооценка Оценка учителя

   

   

Отметьте свое настроение в конце урока:


* УЭ – учебный элемент.

С.В.Буйнова, учитель химии,
Н.Б.Черкашина, учитель географии
средней школы № 38 (г. Барнаул, Алтайский край)