Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2006

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. Начало см. в № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23/2005;
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14/2006

Урок 60. Зачет «Вся школьная химия»

Предлагаем содержание итогового зачета в форме шести вариантов заданий. В каждом варианте – шесть тестовых вопросов, четыре письменных задания и одна расчетная задача.

Система оценок:

тестовый вопрос – 1 балл, письменное задание – 2 балла, задача – 3 балла.

Итоговая оценка: 6 баллов – удовлетворительно, 10 баллов – хорошо, 14 баллов – отлично.

Вариант I

1. Значение молярной массы М = 44 г/моль принадлежит веществу:

а) Н2О; б) СаСО3; в) СО2; г) NaOH.

2. Какая из следующих реакций – реакция замещения?

а) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu; б) (CuOH)2CO3 2CuO + H2O + CO2;

в) 2Mg + O2 = 2MgO; г) NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O.

3. Какое название принадлежит щелочи?

а) хлорид калия; б) гидроксид натрия;

в) оксид железа(III); г) соляная кислота.

4. Какие вещества – изомеры по отношению друг к другу?

5. Припишите названия следующим линейным углеводородам:

1) СН4 – … ; 2) С2Н6 – … ; 3) С3Н8 – … ;

4) С4Н10 – … ; 5) С5Н12 – … ; 6) С6Н14 – … .

а) н-Бутан; б) н-гексан; в) метан;

г) н-пентан; д) пропан; е) этан.

6. Подберите названия следующим реакциям:

а) Качественная реакция на двойную связь;

б) реакция полимеризации;

в) реакция циклизации;

г) получение ацетилена;

д) получение алкенов.

7. Составьте уравнения реакций разложения гидроксида железа(III) и карбоната кальция. Укажите условия их протекания.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

8. Назовите три способа очистки воды. Поясните, как в каждом случае освобождаются от загрязнения.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

9. В чем сходство и различие процессов хлорирования гексана С6Н14 и гексена С6Н12, протекающих по схеме:

1 моль углеводорода + 1 моль Сl2 продукты реакции?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

10. Что такое ядохимикаты? Как их используют в сельском хозяйстве?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Инсектициды – средства борьбы с насекомыми
Инсектициды –
средства борьбы с насекомыми

11. Сколько литров (н.у.) углекислого газа можно получить при обработке 1 кг известняка, содержащего 10% примесей, избытком соляной кислоты?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Вариант 2

1. Укажите агрегатное состояние веществ – газ, жидкость, твердое тело – при 20 °С:

а) сахар; б) кислород; в) спирт; г) серная кислота.

2. Какова концентрация раствора, полученного растворением 2 г соли в 23 г воды?

а) 2%; б) 8%; в) 8,7%; г) 10%.

3. Укажите верную последовательность добавления веществ или действий для осуществления цепочки химических превращений:

а) Н2; б) Сl2; в) t; г) NaOH.

4. Сколько изомерных соединений имеют одинаковую молекулярную формулу С3Н6?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

5. Какие общие формулы из приведенных ниже типа СаНв соответствуют следующим классам углеводородов:

1) алканы – … ; 2) алкены – … ; 3) алкины – … ; 4) арены – … ?

а) СnH2n; б) CnH2n+2; в) CnH2n–6; г) CnH2n–2.

6. Какое из следующих соединений не относится к ароматическим углеводородам?

7. Составьте уравнения реакций горения в кислороде:

а) серы S; б) метана СН4; в) фосфора Р.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

8. Что такое удобрения? Какие бывают удобрения?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

9. Напишите уравнения реакций, сопровождающихся отщеплением молекул воды:

а) превращения пропанола-1 в пропилен;

б) межмолекулярной дегидратации этанола в диэтиловый эфир;

в) этерификации уксусной кислоты этанолом с образованием этилацетата;

г) димеризации глицина Н2NСН2СООН с образованием дипептида.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

10. Назовите природные источники углеводородов. Укажите классы веществ и отдельные представители каждого класса, получаемые из этих источников.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

11. Какой выход в реакции получения алюминия электролизом глинозема Al2O3, если из 1,2 т глинозема получено 500 кг Al?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Вариант 3

1. Сколько моль углекислого газа выделится при разложении 5 моль питьевой соды NaНСО3 по схеме:

2NaHCO3 Na2CO3 + H2O + CO2?

а) 1 моль; б) 2,5 моль; в) 5 моль; г) 10 моль.

2. В какой из следующих реакций водород служит окислителем?

а) 2Н2 + О2 = 2Н2О; б) Н2 + 2Na = 2NaH;

в) H2 + CuO = Cu + H2O; г) Н2 + С2Н4 = С2Н6.

3. Припишите названия следующим процессам:

а) Дегидрирование; б) гидролиз; в) дегидратация; г) электролиз.

4. Какое утверждение о применении углеводородов ошибочное?

а) топливо;

б) производство синтез-газа (СО + Н2);

в) производство питьевой воды;

г) синтез новых веществ, например хлоруглеводородов.

5. Как называют вещества, которые имеют одинаковый состав, но разное строение?

а) Изотопы; б) изомеры; в) гомологи; г) близнецы.

6. Сколько моль натриевой щелочи NaOH потребуется для нейтрализации 5 моль уксусной кислоты СН3СООН?

а) 1 моль; б) 2,5 моль; в) 5 моль; г) 10 моль.

7. Составьте уравнения реакций получения:

а) водорода; б) кислорода.

Укажите типы этих реакций.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

8. Для круговорота углерода в природе укажите 4 звена, где бы этот элемент находился в свободном или в связанном виде.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

9. Укажите названия следующих именных реакций:

а) Реакция Вюрца; б) реакция Зелинского; в) реакция Зинина;

г) реакция Кучерова; д) реакция Бутлерова.

10. Какое из приведенных ниже веществ при 20 °С газообразное, а какое – твердое?

11. Рассчитайте массовую долю серной кислоты (в %) в растворе, полученном при растворении 16 г SО3 в 64 г воды.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Вариант 4

1. Какой объем при н.у. занимает 5 моль водорода?

а) 5 л; б) 22,4 л; в) 112 л; г) 224 л.

2. Какая из следующих реакций – реакция нейтрализации?

а) Ва(ОН)2 + 2НNO3 = Ba(NO3)2 + 2H2O;

б) H2SO4 (разб.) + Fe = FeSO4 + H2;

в) Ba(OH)2 + FeSO4 = BaSO4 + Fe(OH)2;

г) 8HNO3 + 3H2S = 3H2SO4 + 8NO + 4H2O.

3. Напишите названия веществ:

1) аммиака; 2) карбоната натрия; 3) фосфорной кислоты;

4) фосфата аммония; 5) гидроксида натрия; 6) сульфата натрия

под соответствующими им химическими формулами:

а) NaOH; б) Н3PO4; в) Na2CO3; г) NH3; д) (NH4)3PO4; е) Na2SO4.
   ……...      .........       ...........      ......       ...............     ............

4. Подберите названия классов веществ, соответствующие следующим кислородсодержащим соединениям:

а) Спирт; б) фенол; в) альдегид; г) карбоновая кислота;

д) сложный эфир.

5. Определите, какие процессы описываются следующими уравнениями реакций:

1) СН4 + 2Сl2 CH2Cl2 + 2HCl;

2) С8Н18 С4Н8 + С4Н10;

3) СН3(СН2)8СН3 (СН3)2СН(СН2)6СН3;

4) 2С2Н6 + 7О2 4СО2 + 6Н2О.

а) Горение;

б) хлорирование;

в) крекинг (термическое разложение);

г) изомеризация (превращение линейного изомера в разветвленный).

6. Какое из следующих соединений не относится к гетероциклам?

…………………………………………………………………………………………………………

7. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

Zn + HCl = ZnCl2 + H2, Cu2S + O2 CuO + SO2,

Cu(NO3)2 CuO + NO2 + O2, FeCl3 + Cu = CuCl2 + FeCl2.

8. Сколько граммов стекла получится из 200 г мела, если другие компоненты взяты в стехиометрических количествах согласно схеме процесса:

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

9. Какое применение находят полимеры и каучуки?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

10. Соотнесите приведенные ниже уравнения реакций с названиями соответствующих процессов:

а) Реакция этерификации; б) гидрирование жиров;

в) гидролиз жиров.

Назовите исходные вещества и продукты реакции.

11. Сколько граммов соли NaCl получится при взаимодействии 50 г 10%-й щелочи NaOH и 50 г 10%-й кислоты НCl? Как эту соль выделить из раствора?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Вариант 5

1. Сколько моль железа можно получить при восстановлении 10 моль Fe3O4?

а) 10 моль; б) 20 моль; в) 30 моль; г) 40 моль.

2. Укажите, какие из приведенных ниже реакций – качественные реакции на ионы:

а) Са2+; б) Ва2+; в) Fe2+; г) Ag+.

1) CaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Ca(NO3)2;

2) CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl;

3) Ba(OH)2 + FeCl2 = Fe(OH)2 + BaCl2;

4) BaCl2 + FeSO4 = BaSO4 + FeCl2.

3. Как называют явление существования какого-то химического элемента в виде различных простых веществ? (Например, элемент углерод, а вещества – графит и алмаз.)

а) Аллотропия; б) амфотерность; в) изомерия; г) адсорбция.

4. Укажите, какая карбоновая кислота содержит двойную связь С=С:

а) уксусная; б) стеариновая; в) пальмитиновая; г) олеиновая.

5. Укажите названия классов следующих соединений:

а) Алкан; б) циклоалкан; в) алкен; г) диен; д) алкин.

6. Какой приведенной ниже молекулярной формуле соответствует следующий элементный состав соединения: 81,82% С и 18,18% Н?

а) СН4; б) С2Н6; в) С3Н8; г) С5Н10.

7. Допишите правые части в уравнениях реакций и назовите образующиеся вещества:

8. Поясните, что такое коррозия металлов. Какие известны способы защиты от коррозии?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

9. Напишите формулы продуктов реакций присоединения к пропилену:

10. Какой из углеводов – сахароза, глюкоза, крахмал – относится к моносахаридам?

…………………………………………………………………………………………………………

11. Для высокомолекулярного соединения полистирола формулы:

укажите:

а) формулу мономера; б) среднюю относительную молекулярную массу;

в) элементарное звено; г) степень полимеризации.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Вариант 6

1. Сколько граммов углекислого газа можно поглотить с помощью 112 г негашеной извести СаО?

а) 18 г; б) 44 г; в) 88 г; г) 112 г.

2. Припишите каждому из следующих веществ – железо Fe, хлорид натрия NaCl, азот N2, хлороводород HCl – соответствующий ему тип химической связи:

а) ионная; б) металлическая;

в) ковалентная полярная; г) ковалентная неполярная.

3. Используя приведенные ниже варианты ответов а–д, назовите следующие процессы:

а) Коррозия; б) реакция нейтрализации; в) электролиз;

г) гидролиз; д) алюмотермия.

4. Какое органическое газообразное вещество имеет относительную плотность по водороду
D(H2) = 13?

а) С4Н8; б) С3Н8; в) СН3NH2; г) С2Н2.

5. Каждому из приведенных ниже соединений (а–д) найдите соответствующее ему название:

1) толуол; 2) 2,3-диметилбутан; 3) н-гексан;

4) пентен-1; 5) 3-метилбутин-1.

6. Укажите, какие вещества получаются при гидролизе:

1) жиров; 2) белков; 3) крахмала; 4) сахарозы.

а) Глюкоза и фруктоза; б) глюкоза;

в) глицерин и карбоновые кислоты; г) аминокислоты.

7. Напишите в молекулярном виде качественные реакции на ионы:

а) СО32–; б) SO42–; в) NH4+; г) Cl–.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Качественную реакцию на ионы аммония проводят и с сухими реагентами

Качественную реакцию на ионы аммония
проводят и с сухими реагентами

8. Что такое сплавы? Какие достоинства имеют сплавы (на примере сплавов железа или алюминия) по сравнению с чистыми металлами?

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

9. В чем сходство и различие полимеров полипропилена и полибутадиена?

10. Напишите правые части в уравнениях реакций:

11. При каталитическом хлорировании 100 мл бензола ( = 0,874 г/см3, tкип = 80 °С) выделилось 50,2 л хлороводорода. Напишите структурную формулу возможного продукта хлорирования и рассчитайте его массу.

…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………

Рейтинг@Mail.ru