Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2006

ТВОРЧЕСТВО ЮНЫХ

Игра «Эрудит» по теме
«Металлы и неметаллы»

Спасибо редакции за ту радость, которую доставила нам публикация в № 21/2005 нашей статьи «Кислоты». У ребят тут же возникла идея – вот было бы здорово, если бы в газете «Химия» была творческая страничка для учащихся, и они предложили названия: «Юный химик», «Эрудит», «Творчество юных». На суд читателей они предлагают творческую работу к уроку по теме «Металлы и неметаллы» по учебнику 11-го класса О.С.Габриеляна и Г.Г.Лысовой (недельная нагрузка – 1 ч). Игра «Эрудит» проводилась в компьютерном классе по правилам игры «Кто хочет стать миллионером?». Составлена эта игра учеником 11-го класса Геннадием Рудых, который выполнял роль ведущего. Девиз игры: «Химиком можешь ты не быть, а эрудитом быть обязан!»

Ведущий. Добрый день! Сегодня мы проводим игру для любознательных «Эрудит» по теме «Металлы и неметаллы». К металлам относятся химические элементы, способные отдавать валентные электроны. Они образуют простые вещества, обладающие металлическим блеском, пластичностью, высокой электропроводностью и теплопроводностью.

В настоящее время известно примерно 85 металлов. Некоторые из металлов открыли только в прошлом веке, другие были известны с глубокой древности. Само название «металлы» происходит от греческого слова «metallon», что означает «копи, рудники».

I. ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

Расположите металлы в порядке уменьшения тепло- и электропроводности: Cu, Al, Ag, Au.

(Ответ. Ag, Cu, Au, Al.)

Ведущий. В периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева неметаллы составляют примерно 1/5 часть от общего их числа (22, считая астат), но по распространенности в нашей Вселенной на долю их атомов приходится более 99,9%. Неметаллы играют исключительно важную роль в жизни человека, животных, растений – достаточно вспомнить о водороде, кислороде, углероде, азоте. Не меньшее значение имеют и другие неметаллы: кремний, фосфор, сера.

II. ИГРА

1. Ионы какого металла регулируют содержание воды в организме, передачу нервного импульса (его недостаток приводит к головной боли, слабости, потере аппетита, а избыток – к повышению артериального давления, гипертонии, заболеваниям сердца)?

а) K+; б) Mg2+; в) Na+; г) Ag+.

(Ответ. в) Na+.)

2. Какой неметалл является самым сильным окислителем?

а) Фтор; б) сера; в) азот; г) хлор.

(Ответ. а) Фтор.)

3. Какой металл является макроэлементом?

а) Медь; б) калий; в) цинк; г) железо.

(Ответ. б) Калий.)

4. Назовите число элементов-неметаллов.

а) 15; б) 16; в) 20; г) 22.

(Ответ. г) 22.)

5. Какой металл может «болеть чумой»?

а) Олово; б) железо; в) цинк; г) сурьма.

(Ответ. а) Олово.)

6. Назовите элемент Вселенной.

а) Калий; б) кислород; в) натрий; г) водород.

(Ответ. г) Водород.)

7. Назовите металл-диамагнетик.

а) Медь; б) натрий; в) кальций; г) никель.

(Ответ. а) Медь.)

8. Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?

а) Кальций; б) водород; в) азот; г) железо.

(Ответ. в) Азот – отрицание жизни.)

9. Какой металл обладает бактерицидным свойством?

а) Серебро; б) медь; в) золото; г) цинк.

(Ответ. а) Серебро.)

10. Недостаток какого элемента в организме приводит к кариесу?

а) Кальций; б) фтор; в) хлор; г) йод.

(Ответ. б) Фтор.)

11. Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон?

а) Мышьяк; б) сурьма; в) висмут; г) железо.

(Ответ. а) Мышьяк.)

12. Сколько химических элементов встречается в природе?

а) 92; б) 93; в) 94; г) 95.

(Ответ. а) 92.)

13. Каким химическим элементом богата морская капуста?

а) Хлор; б) бром; в) йод; г) кальций.

(Ответ. в) Йод.)

14. Вспышки какого металла раньше использовали во время фотографирования?

а) Магний; б) кальций; в) натрий; г) калий.

(Ответ. а) Магний.)

15. Какой металл участвует в дыхательных процессах?

а) Медь; б) серебро; в) золото; г) железо.

(Ответ. г) Железо.)

Награждение – звание «Эрудит».

Материал подготовила Н.А.Полынская,
учитель химии школы № 9
(пос. Чульман, Республика Саха (Якутия))

Рейтинг@Mail.ru