Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2006

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

Элективный курс
«Электрохимия» для 10–11 классов

Пояснительная записка

Курс «Электрохимия» рассчитан на учащихся 10–11-х классов, интересующихся химией и посещающих факультатив (элективный курс). Я провожу этот курс в 10-м классе. Учащиеся уже первично подготовлены для восприятия материала при прохождении темы «Металлы» в 9-м классе. Этот курс рассчитан на 11 занятий и предполагает проведение несложных практических работ, демонстрирующих явления коррозии, применение электролиза. Заканчивается курс разбором конкурсных задач по темам «Пластинка», «Электролиз растворов и расплавов солей».

Основные цели курса.

1. Расширить и углубить знания учащихся по теме «Электрохимия».

2. Показать широкое прикладное значение электролиза.

3. Научить решать задачи по темам «Электролиз растворов и расплавов солей», «Пластинка», особенно конкурсные задачи для поступающих в вузы.

Тематическое планирование курса

Занятие Тема Тип занятия Основные
изучаемые понятия
Требования
к усвоению материала
1 Знакомство с металлами Урок-систематизация полученных ранее знаний учащихся Основные металлы, встречаемые в истории развития химии до XIX в. Уметь распознавать соединения различных металлов, применять логику и исторические знания для решения познавательных задач
2 Общие физические и химические свойства металлов, сплавы. Решение задач по теме «Cплавы» Лекция с элементами беседы Металлическая кристаллическая решетка. Строение вещества и его свойства. Сплавы, виды сплавов, состав сплавов Уметь объяснять строение металлической кристаллической решетки и такие свойства металлов, как электропроводность, теплопроводность, пластичность. Уметь решать задачи на процентный состав сплава
3 Электролиз растворов и расплавов солей Kомбинированный урок Электролиз – один из способов получения металлов Уметь писать схемы электролиза растворов и расплавов солей, в том числе для металлов средней активности, когда выделяются металл и водород
4 Практическая работа   Уметь собирать прибор для электролиза, объяснять наблюдаемые явления
5 Применение электролиза Лекция Электролиз – сложный химический процесс, в результате которого получается много различных веществ (от простых до сложных). Гальванопластика, гальваностегия Уметь писать уравнения электролиза, доказывать, что электролизом можно получать кислоты, соли, металлы, простые вещества, очищать металлы от примесей, использовать гальванопластику для покрытия одного металла другим
6 Kоррозия металлов Лекция. Практическая работа Химическая и электрохимическая коррозия металлов Уметь писать схемы коррозии одного металла во влажном воздухе, двух металлов в контакте во влажном воздухе. Уметь объяснять наблюдаемые явления коррозии
7, 8 «Батарейка» Лекция Гальваническая пара элементов, электролит, батарея Уметь писать уравнения, поясняющие работу батареи свинцового аккумулятора
9 Решение задач повышенной сложности по теме «Электролиз растворов и расплавов солей» Семинар Определение массы вещества, объема выделившегося газа, металла, изменения массовой доли вещества в растворе при электролизе Уметь решать конкурсные задачи по теме «Электролиз растворов и расплавов солей»
10 Решение задач повышенной сложности по теме «Пластинка» Семинар Определение массы вещества, массовой доли вещества в растворе Уметь решать конкурсные задачи по теме «Пластинка»
11 Kонтрольная работа Урок-зачет   Уметь писать схемы коррозии, электролиза, решать разные типы задач по темам «Электролиз растворов и расплавов солей», «Пластинка»

М.А.Александрова,
учитель химии школы № 81 (Москва)