Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2006

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

Методическая копилка
по современным технологиям
в химическом образовании

Элементы игровых технологий

Мы создали методическую копилку по новым технологиям в химическом образовании «Элементы игровых технологий» с использованием возможностей персонального компьютера. Материалы набраны и сохранены в базе компьютера и на дискетах.

В 8–11-х классах при прохождении программных тем используются карточки-задания (шаблоны), которые выдаются каждому ученику. Ученик работает самостоятельно – обводит, заштриховывает, вырезает, приклеивает. В 8-м классе карточки можно использовать при изучении s-, p-,
d-электронных облаков (рис. 1), образования связей s-s, s-p, p-p ( и -связи) (рис. 2), кристаллических решеток (рис. 3). В 10-м классе трудно дается понятие «гибридное облако». На примере изучения строения молекулы метана (рис. 4, 5) рассматриваются гибридные облака, у которых произошло перераспределение электронной плотности (это не s- и не p-облако, а нечто среднее).

Рис. 1. Обвести s-, p- и d-электронные облака. Затем вырезать и наклеить в рабочую тетрадь

Рис. 2. Обвести электронные облака s и р. Заштриховать перекрывание электронных облаков (s-s, s-p, p-p). Подписать вид связи ( или )

Рис. 1.
Обвести s-, p- и d-электронные облака. Затем вырезать и наклеить
в рабочую тетрадь
Рис. 2.
Обвести электронные облака s и р. Заштриховать перекрывание
электронных облаков (s-s, s-p, p-p).
Подписать вид связи ( или )

 

Рис. 3. Обвести схему строения кристаллической решетки хлорида натрия. Подписать ионы Na+ и Сl–

Рис. 3.
Обвести схему строения
кристаллической решетки хлорида натрия.
Подписать ионы Na+ и Сl

 

Рис. 4. Обвести электронные облака s, р и гибридное

Рис. 5. Обвести гибридные электронные облака атома углерода. Заштриховать перекрывания с s-электронными облаками атомов водорода

Рис. 4.
Обвести электронные облака
s, р и гибридное
Рис. 5.
Обвести гибридные
электронные облака атома углерода.
Заштриховать перекрывания
с s-электронными
облаками атомов водорода

 

В лабораторном опыте «Изготовление моделей молекул углеводородов (модели молекулы метана)» делаем аппликацию моделей (шаростержневой и масштабной) (рис. 6, 7), затем изготавливаем их из пластилина. В результате у учащихся создается наглядное представление, развивается пространственное воображение и образное мышление.

Рис. 6. Вырезать модель молекулы метана (шаростержневую) и наклеить в тетрадь. Обозначить атомы и угол между связями

Рис. 7. Вырезать модели атома углерода и атомов водорода. В тетради сделать аппликацию масштабной модели молекулы метана

Рис. 6.
Вырезать модель молекулы метана
(шаростержневую) и наклеить
в тетрадь. Обозначить атомы
и угол между связями
Рис. 7.
Вырезать модели атома углерода
и атомов водорода. В тетради сделать
аппликацию масштабной модели
молекулы метана

В теме «Алкены» на примере этилена изучается пространственное расположение атомов, электронных орбиталей атомов углерода в его молекуле, две негибридные р-орбитали находятся в плоскости, перпендикулярной плоскости молекулы (рис. 8).

Рис. 8. Обвести негибридные облака р-р. Заштриховать и обозначить перекрывание электронных облаков (р-р). Подписать связи ( и ). Вырезать облака р-р по общему внешнему контуру. Сделать короткую прорезь по пунктирной линии (между С–С). Расположить облака р-р перпендикулярно плоскости -связи. Вклеить схему в тетрадь

Рис. 8.
Обвести негибридные облака р-р. Заштриховать и обозначить перекрывание
электронных облаков (р-р). Подписать связи ( и ). Вырезать облака р-р
по общему внешнему контуру. Сделать короткую прорезь по пунктирной линии
(между С–С). Расположить облака р-р перпендикулярно плоскости -связи.
Вклеить схему в тетрадь

У бензола, как представителя аренов, рассматривается пространственное положение атомов в молекуле, имеющей -скелет и единую молекулярную -орбиталь; р-орбитали, перекрываясь, дают --сопряжение (рис. 9).

Риc. 9. Заштриховать и обозначить перекрывание электронных облаков (гибридных между собой и гибридного с s-электронным облаком атома водорода). Подписать -связи. Вырезать схему по общему внешнему контуру и в центре по кругу. Вырезать шесть негибридных р-электронных облаков атомов углерода по пунктирной линии и склеить «цилиндром». Расположить их перпендикулярно плоскости -связей

Риc. 9.
Заштриховать и обозначить перекрывание электронных облаков
(гибридных между собой и гибридного с s-электронным облаком атома водорода).
Подписать -связи. Вырезать схему по общему внешнему контуру и в центре по кругу.
Вырезать шесть негибридных р-электронных облаков атомов углерода по пунктирной
линии и склеить «цилиндром». Расположить их перпендикулярно плоскости -связей

В молекулах белков аминокислотные остатки многократно повторяются в строгой последовательности. Эта последовательность аминокислотных звеньев в линейной полипептидной цепи называется первичной, а пространственная конфигурация – вторичной структурой белковой молекулы (рис. 10).

Рис. 10. Вырезать первичные структуры белка. Рассмотреть пространственную конфигурацию молекулы (вторичная структура). Одну свернуть растянутой пружиной (-спираль), другую сложить складками (-слой, или складчатый слой). Наклеить в рабочую тетрадь и указать группы СО и NН, участвующие в образовании водородных связей

Рис. 10.
Вырезать первичные структуры белка. Рассмотреть
пространственную конфигурацию молекулы (вторичная структура).
Одну свернуть растянутой пружиной (-спираль), другую сложить складками
(-слой, или складчатый слой). Наклеить в рабочую тетрадь
и указать группы СО и NН, участвующие в образовании водородных связей

Примером молекулы, строение которой объясняется sp2-гибридизацией, является молекула трихлорида бора (рис. 11).

Рис. 11. Вырезать по внешнему контуру модель молекулы трихлорида бора. Заштриховать образование связей. Указать гибридные электронные облака и р-электронные облака, а также угол между связями. Наклеить в рабочую тетрадь

Рис. 11.
Вырезать по внешнему контуру модель молекулы трихлорида бора.
Заштриховать образование связей. Указать гибридные электронные облака
и р-электронные облака, а также угол между связями.
Наклеить в рабочую тетрадь

Актуальность выбранной темы в том, что она помогает исключить отрицательные стороны традиционного обучения (таблица, см. с. 40).

Таблица

Отрицательные стороны традиционного обучения Достоинства метода
«Элементы игровых технологий»
Шаблонное построение, однообразие Работа с ножницами снимает физическую усталость и моральное напряжение во время урока
Нерациональное распределение времени урока Kаждому ученику выдается лист, по которому он выполняет задание, учитель может в это время вести урок дальше
На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высокого уровня знаний перекладывается на домашнее задание Для преодоления плоскостного представления о молекулах выявляется расположение атомов в пространстве; на уроке изготавливается аппликация модели молекулы и модель из пластилина (см. методкопилку, рис. 6, 7)
Учащиеся изолированы от общения друг с другом В работе принимают участие все ученики класса
Отсутствие самостоятельности Kаждый работает с шаблоном – обводит, вырезает, указывает перекрывание связей и т.д.
(см. методкопилку, рис. 1—11)
Пассивность или видимость активности учащихся Пассивность невозможна, ученик находится в иной психологической ситуации (через интерес игрового момента выход на результат)
Слабая речевая деятельность (среднее время выступления ученика 2 мин в день) При работе с текстом «жужжащее» чтение
Слабая обратная связь Работа ученика оценивается непосредственно на уроке, где делаются замечания по ответам и даются дополнения ответов; только учитель отслеживает массу параметров, у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке
Усредненный подход Kаждый ученик справляется с заданием в меру своих способностей и знаний
Отсутствие индивидуального обучения Работает и оценивается каждый ученик

При становлении новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, происходит смена образовательной парадигмы. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий. В настоящее время существует много современных технологий обучения, например, личностно-ориентированные игровые технологии и другие. В своей практике я использую личностно-ориентированные игровые технологии в сочетании с традиционной системой.

Успешность усвоения материала с использованием различных технологий трудно представить без специального отслеживания этого процесса. Одним из аспектов педагогического мониторинга является контроль качества обучения по результатам контрольных срезов и анализа соответствия данного качества требованиям стандарта. Педагогический мониторинг обученности учащихся и современный анализ деятельности позволяют проконтролировать объективность в выставлении оценок и стиль собственной деятельности, убедиться в том, что внедрение новых технологий – необходимость и потребность учителя на современном этапе (рис. 12).

Рис. 12. Диаграмма распределения процента качества обучения
Рис. 12.
Диаграмма распределения
процента качества обучения

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно производимая в игре.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-позитивной направленностью.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (схема).

Схема

Литература

Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика (педагогические теории, системы, технологии). Учебник для высших и средних педагогических учебных заведений. 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2000, 512 с.; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998, 256 с.; Лапицкий О.И. Психолого-педагогические вопросы саморазвития личности в образовательном процессе гимназии. Благовещенск: Амурский ИППК, 2000, 19 с.; Рувинский Л.Н. Учителю о педагогической технике. М., 1987, 155 с.; Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998, 435 с.; Зайцев О.С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 1999, 384 с.; Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989, 192 с.

Д.В.Кузнецова,
учитель химии средней школы № 52
(г. Хабаровск)