Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2006

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

 

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
ПО ХИМИИ

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002) предусматривает возможность введения пяти профилей, в числе которых естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология). В федеральном базисном учебном плане (2004) предлагается вариант введения десяти профилей, в том числе естественно-научный (профильные предметы – физика, химия, биология).

Профильное обучение предусматривает возможность для каждого учащегося заниматься по индивидуальному плану, который строится на основе базисного и включает следующие основные блоки. Базовые общеобразовательные предметы – обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, обязательные для учащихся, выбравших данный профиль. Содержание указанных блоков учебных предметов определяется федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и контролируется ЕГЭ.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, определяемые профилем обучения [1, 2]. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20. Элективы реализуются за счет времени, отводимого на школьный компонент образовательного учреждения. В отличие от факультативов, элективные курсы в профильном обучении обязательны. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.

В настоящее время отдельные элективные курсы по химии уже разработаны (см.: Титова И.М. Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия. 10–11 классы [см. 2]; Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии [см. 2]; Аликберова Л.Ю. Общая и неорганическая химия. 11 класс (http://www.center.fio.ru/method/getblob.asp?id=10006056); Гордеев А.С. Мир окислительно-восстановительных реакций. 9–11 классы (http://www.him.1september.ru/2003/02/4.htm); Гордеев А.С. Удивительный мир коллоидной химии. 10–11 классы (http://www.him.1september.ru/2003/03/16.htm); Гордеев А.С. Решение задач повышенного уровня сложности. 9–11 классы (http://www.him.1september.ru/2003/01/2.htm); Гордеев А.С. Решение олимпиадных задач по химии. (Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, № 13, с. 5); Фридман О.Г. вещество в моем доме (http://www.nerungri.edu.ru/muuo/eksper/eksp.shtml).

Можно выделить следующие т и п ы  э л е к т и в н ы х  к у р с о в  п о  х и м и и [3].

1. Предметные курсы, цель которых – углубление и расширение содержания профильного общеобразовательного курса химии.

1.1. Курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение учебного предмета «Химия» и согласованные с основной программой как тематически, так и по времени. Выбор такого элективного курса позволит изучить химию не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

1.2. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса химии, входящие в обязательную программу данного предмета (например, «Строение и свойства органических соединений», «Химия полимеров», «Химическая технология»). При этом тема изучается более глубоко, чем при выборе курса «повышенного уровня».

1.3. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу («Квантовая химия», «Химия плазмы», «Ядерные реакции», «Комплексные соединения»).

1.4. Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству («Химия в сельском хозяйстве», «Химия в быту», «Химия в решении проблем окружающей среды»).

1.5. Элективные курсы, посвященные изучению химических методов познания природы («Методика и техника химического эксперимента», «Квантово-химическое моделирование», «Как делаются открытия», «Математические методы и модели в химии»).

1.6. Элективные курсы, посвященные истории химии («Современные проблемы химии», «История органической химии», «Нобелевские премии по химии»).

1.7. Элективные курсы, посвященные составлению и решению задач по химии («Решение олимпиадных задач по химии», «Экспериментальные задачи по химии», «Задачи по химии с практическим содержанием»).

2. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе (например, «Алхимия как феномен культуры», «Устойчивое развитие и химия», «Экологическая химия», «Химия и здоровье», «Экономика химической промышленности», «Естественно-научная картина мира»).

3. Отдельную группу составляют элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, но поддерживающие их изучение, социализацию, профессиональное самоопределение учащихся (например, «Мир профессий», «Эффективное поведение в конфликте», «Информационная культура и сетевой этикет»).

При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать:

каково место курса в соотношении с общеобразовательными и с базовыми профильными предметами, какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;

какие общеучебные, профильные и специальные (химические) умения и навыки при этом развиваются;

каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.

Цели и задачи курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие образовательные потребности удовлетворяет. В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса – что необходимо для достижения целей, над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса. Традиционное разделение задач на три группы – обучение, воспитание, развитие – необязательно, поскольку часто оно довольно искусственно и не отражает целостности образовательного процесса.

При отборе содержания курса необходимо ответить на следующие вопросы: какие факты, понятия, представления, идеи, принципы, ценности предлагаются для усвоения; какие умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения будут сформированы; для каких химических профессий (областей прикладной химии) полезны формируемые умения и навыки; какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены (как учащимися, так и учителем) предварительно, перед началом изучения элективного курса; в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные/мультимедийные пособия, интернет-ресурсы и т.п.).

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Ведущее место в обучении следует отвести методам проблемного, практического и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.

Цели курса желательно формулировать понятно
Цели курса желательно
формулировать понятно

При определении форм организации учебных занятий следует исходить прежде всего из специфических целей курса. Поскольку в принципе не исключается изучение элективного курса даже одним учеником, необходимо предусмотреть варианты изучения как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. В то же время, если содержание курса может быть освоено только в групповых или коллективных формах, следует оговорить минимальную численность учебной группы. Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы учащимся представление об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, т.е. в какой-то степени моделировали бы их.

Тематический план включает в себя основное содержание всех разделов и тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т.п.

Дополнительные обучающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), интернет-ресурсы.

Важным элементом методической системы элективного курса является определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемые результаты изучения курса – это ответы на вопросы: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены; какие виды деятельности будут освоены; какие ценности будут предложены для усвоения. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.

Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах «учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры), уметь, иметь опыт», так и в терминах компетентностей.

Не менее важно продумать систему контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формат итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/незачтено», так и по балльной шкале. С целью повышения привлекательности курса для учащихся и повышения шансов его продвижения на рынке образовательных услуг желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективного курса согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экзамен, тест), так и портфолио ученика, т. е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не устанавливаются, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.

Для презентации наиболее важных особенностей элективного курса его разработчикам желательно составить краткую аннотацию. Аннотация должна включать в себя название, основное содержание, для кого предназначен курс. Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала потребителю (на этапе знакомства в книжном магазине, каталоге издательства, на школьной доске объявлений) достаточно полное представление о курсе: в чем привлекательность курса для учащихся, учителей, родителей, школьного сообщества в целом.

Указанные требования к элективным курсам должны найти отражение в системе учебно-методических материалов курса для учителя и учащихся – учебно-методическом комплекте (УМК). В качестве основных элементов УМК может включать как минимум программу и учебник (учебное пособие) для учащихся, а также дополнительные элементы: рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматию, интернет-ресурсы и др.

Программа курса: аннотация, место курса в образовательном процессе, цели и задачи изучения курса, основные компоненты содержания курса, методы и формы обучения, результаты изучения курса, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, тематический план, дополнительные обучающие материалы.

Учебное пособие для учащихся. Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная программа, интернет-ресурсы и т.п.). Изложение учебного материала не должно ориентировать учителя на чтение лекций, его основная функция – предоставить учащемуся информацию для занятий в классе (тексты, инструкции к лабораторным опытам и исследовательским работам, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), для самостоятельной работы, выполнения домашних заданий, подготовки учебных проектов.

Важное значение имеет справочно-методический аппарат учебника: схемы курса и его разделов, рубрикация, словарь, контрольные, проблемные и творческие вопросы и задания, задания к иллюстрациям, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и т.п.).

Оптимальная форма учебника по элективному курсу – самоучитель. При этом важно учитывать перспективы «послешкольной» жизни учебной книги: в каком качестве она может быть полезна школьнику по окончании школы (словарь, справочник, книга для чтения).

Методические рекомендации для учителя. Разработки занятий. Данный элемент УМК должен обеспечить качественную подготовку и проведение занятий как учителем, так и учащимися. Методические рекомендации, в принципе, могут быть объединены с учебником: в такой книге учитель и ученик находят необходимые для себя материалы. Такой вариант учебной книги более привлекателен для издательств, т.к. издание отдельного методического пособия для учителя целесообразно только при большом тираже учебника (из расчета 1 : 30).

Хрестоматия. Аннотированный список литературы. Подготовка хрестоматии необходима в том случае, когда курс основан на изучении труднодоступных оригинальных текстов. Если рекомендуемая литература доступна, вместо хрестоматии целесообразно подготовить аннотированный список литературы с указанием, при изучении каких тем следует использовать тот или иной источник.

Рабочая тетрадь. Задания для самостоятельной работы учащихся. Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но прежде всего предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Таким образом, рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и целенаправленное применение в практической деятельности.

Литература

1. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004,
144 с.

2. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004,
96 с.

3. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. http://www.minobr.sakha.ru/iro/kcenter/5dapk/d_6_01.htm.

Д.С.Ермаков, Ю.Д.Муравлянская,
Т.И.Рыбкина
(Новомосковский институт
Российского химико-технологического
университета им. Д.И.Менделеева)

Рейтинг@Mail.ru