Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №10/2006

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

Нужные книги

Савельев А.Е. Основные понятия и законы химии.
Химические реакции. 8–9 классы.
М.: Дрофа, 2003, 208 с.

Данное пособие входит в серию изданий «Гимназия на дому», основанную чуть более года назад. Пользоваться этой книгой могут школьники 8–9-х классов, как имеющие пробелы в знаниях, так и желающие самостоятельно (без учителя!) глубже разобраться в пройденном материале. Возможно, что и некоторые родители (как предполагает автор) прибегнут к ее помощи (если их ребенок обратится к ним с вопросами).

Пособие состоит из трех разделов, в каждом из которых материал излагается в логической последовательности, хотя существует еще и методическая последовательность рассмотрения материала в школе, в соответствии с которой раздел «Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома» не может быть первым по порядку изучения, оттесняя раздел «Вещество. Первоначальные химические понятия» на второй план. Эта общеизвестная методическая истина почему-то забывается некоторыми авторами-«новаторами» при создании школьных учебников, которые даже не слышали о В.Н.Верховском и уж подавно не читали его работ. Относительно данной книги (учитывая ее специфический характер и то, что она предназначена не для первоначального знакомства, а для восстановления и систематизации знаний) скажем, что такой порядок разделов более-менее можно считать приемлемым, т.к. школьник будет обращаться к этой книге по мере появления у него вопросов, а не в порядке расположения материала (кто-то обратится к ней, начиная, например, с третьего раздела «Химические реакции» или др.). В этом случае последовательность разделов восстановится в сознании ученика естественным путем, ведь только изучив знаки элементов и рассмотрев некоторые вещества и их свойства, можно осознанно приступать к изучению периодического закона и закономерностей, которые он выявляет.

К существенным достоинствам книги следует отнести то, что ею можно дополнить работу с любым учебником (настоящим и будущим, т.к. материал отобран принципиально важный). Составленное автором учебное пособие включает в себя приятный ряд «мелочей», с помощью которых ученик начинает ощущать, что он понимает химию, что у него получается, что ему стало интересно, – а это путь к успеху. Ведь заинтересованность и ощущение личной успешности – важные компоненты учения.

Методически верно, что задания, предназначенные для проверки усвоения рассмотренного только что материала («Задания для самостоятельной работы»), автор помещает сразу же после теоретической части. Удачно и обсуждение различных типов взаимодействий, происходящих между основными классами неорганических соединений (с. 117–124), ненавязчиво готовящее к восприятию темы о генетических взаимосвязях между этими классами веществ. Жаль только, что сведения по органической химии, уже вошедшие в образовательный стандарт, программу-минимум и все учебники, пока еще не нашли места в данном пособии.

Практически во всех учебниках и пособиях последних лет продолжает повторяться ненаучная трактовка ряда активности металлов (электрохимического ряда напряжений). Не избежала этой участи и рецензируемая книга: на протяжении шести страниц прекрасно рассмотрены примеры использования школьниками ряда активности, но… всюду (с. 139–144) водород обозначен как одиночный атом (Н), хотя напомним, что данный ряд является рядом активности простых веществ-металлов, и водород здесь должен быть записан только как Н2 и никак иначе (ряд активности атомов имеет совершенно другую последовательность).

По счастью, в книге значительно больше находок и удач. Автор показывает школьникам и методическую «кухню»: неоднократно читатель встретит подраздел «Примеры рассуждений», в котором проводится подробнейший разбор предложенного задания.

Есть в книге и нечто, напоминающее путеводитель (с. 116, 134): здесь внимание читателя акцентируется на тех страницах, где он сможет найти забытое или пропущенное (хотя неплохо было бы эти указатели вынести в начало книги и увеличить их число). Часть заданий, которые приведены в книге, имеет тестовый характер – на них даны ответы в конце пособия.

Книга весьма полезна и для учителей, особенно для тех, кто умеет научить школьников, не задавая им домашних заданий, и отрабатывает изучаемое непосредственно в урочное время (учебников, которые помогают это делать, почти нет), – в этом плане данная работа просто бесценна.

Привлекательная обложка, качественная полиграфия, которая наконец-то начинает приближаться к европейскому уровню, должны привлечь внимание читателя. Содержание же книги вполне достойно начавшегося ХХI века.

Возможно, при переиздании следует учесть, что современная школа в России не есть гимназия (тем более что в Российской империи были и кадетские корпуса, и реальные училища), и поэтому подзаголовок «Гимназия на дому» звучит несколько выспренно. Указанные же существенные методические ошибки должны быть устранены непременно.

Отметим, что проблемы по химии могут иметь и ученики более старших классов, а значит, эта книга – подспорье и для 10–11-классников, в том числе и при подготовке к экзаменам. Так что будем с нетерпением ждать встречи с этой книгой.

С.В.Телешов

Рейтинг@Mail.ru