Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2006

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

 

ХИМИЧЕСКОЕ ПЯТИБОРЬЕ

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННЫХ ТЕМ.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК • 11 класс

Цели. Повторить темы «Периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева», «Неметаллы VIа группы», «Применение металлов», «Уравнения химических реакций», «Расчеты по химическим уравнениям»; воспитывать у учащихся чувство ответственности, товарищества, здоровой конкуренции.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня у нас урок повторения и обобщения ранее пройденных тем. Урок проводим в виде химического пятиборья, как в спорте. За отдельный вид состязания в знаниях мы будем принимать одну тему в химии. Максимум набранных баллов – 25, по 5 баллов за каждый вид. Вашу работу будет оценивать судейская команда учащихся из параллельного 11«А» класса.

Критерии оценки (записаны на доске): за каждый правильный ответ – 1 балл.

I. Периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева

Учащимся предлагаются тесты на перфокартах. Время выполнения – 5 мин.

Вариант I

1. Схема распределения электронов по энергетическим уровням в атоме углерода:

а) 2, 5; б) 2, 4; в) 2, 7; г) 2, 8, 5.

2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома кремния:

а) 1; б) 2; в) 4; г) 6.

3. Из данного перечня выберите изотопы углерода 126С:

а) 136Х; б) 4019Х; в) 157Х; г) 178Х.

4. Как изменяются свойства атомов элементов с увеличением порядкового номера элемента в главных подгруппах?

а) Металлические свойства уменьшаются, а неметаллические увеличиваются;

б) металлические и неметаллические свойства увеличиваются;

в) металлические и неметаллические свойства уменьшаются;

г) металлические свойства увеличиваются, а неметаллические уменьшаются.

5. Выберите электронную формулу атома фосфора:

а) 1s22s22p1; б) 1s22s22p63s23p3;

в) 1s22s22p63s1; г) 1s22s22p63s2.

Вариант II

1. Схема распределения электронов по энергетическим уровням в атоме азота:

а) 2, 5; б) 2, 4; в) 2, 7; г) 2, 8, 5.

2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома серы:

а) 1; б) 2; в) 4; г) 6.

3. Из данного перечня выберите изотопы кислорода 168О:

а) 136Х; б) 4019Х; в) 157Х; г) 178Х.

4. Как изменяются свойства атомов элементов с увеличением порядкового номера элемента в периодах?

а) Металлические свойства уменьшаются, а неметаллические увеличиваются;

б) металлические и неметаллические свойства увеличиваются;

в) металлические и неметаллические свойства уменьшаются;

г) металлические свойства увеличиваются, а неметаллические уменьшаются.

5. Выберите электронную формулу атома натрия:

а) 1s22s22p1; б) 1s22s22p63s23p3;

в) 1s22s22p63s1; г) 1s22s22p63s2.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ТЕСТА

Вариант I. 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – г, 5 – б.

Вариант II. 1 – а, 2 – г, 3 – г, 4 – а, 5 – в.

II. Неметаллы VIa группы

Учитель. Проведем цифровой диктант «Узнай меня». Диктант посвящен трем веществам – кислороду O2, озону O3 и сере S. Он рассчитан на два варианта:

вариант I – четные вопросы,

вариант II – нечетные вопросы.

На листах у учащихся записаны формулы веществ:

О2 – … ,

О3 – … ,

S – … ,

напротив которых они указывают номера подходящих предложений.

Диктант «Узнай меня»

1. Газ, тяжелее воздуха в 1,6 раза.

2. Светло-желтый порошок.

3. Лучинка в этом веществе горит ярче.

4. Порошок, не смачивающийся водой.

5. Газ, обесцвечивающий краски.

6. Газ с запахом свежести.

7. Вещество, которое в расплавленном виде растягивается, как резина.

Пластическая сера (расплавленная и быстро охлажденная) растягивается, как резина
Пластическая сера
(расплавленная и быстро охлажденная)
растягивается, как резина

8. Газ, необходимый для жизни.

9. Элемент, открытый К.Шееле, в природе встречается в виде оксидов и как простое вещество.

10. Используется для очистки воды.

11. Проявляет только окислительные свойства.

12. Проявляет восстановительные и окислительные свойства.

13. Встречается в природе в составе гипса.

14. Легко плавится.

15. Образуется при фотосинтезе.

16. Бесцветный газ без запаха.

17. Проявляет степени окисления –2, +4, +6.

18. Вещество, задерживающее ультрафиолетовые лучи Солнца в верхних слоях атмосферы.

19. Хороший диэлектрик.

20. Получают путем разложения воды электрическим током.

21. Уничтожает микроорганизмы в питьевой воде.

22. Входит в состав черного пороха.

ОТВЕТЫ К ДИКТАНТУ "УЗНАЙ МЕНЯ"

Вариант I. О2 – 8, 16, 20; О3 – 6, 10, 18; S – 2, 4, 12, 14, 22.

Вариант II. О2 – 3, 9, 11, 15; О3 – 1, 3, 5, 11, 21; S – 7, 13, 17, 19.

Критерии оценки

5 баллов – 0 ошибок;

4 балла – 1–2 ошибки;

3 балла – 3–4 ошибки;

2 балла – 5–6 ошибок;

1 балл – 7–8 ошибок.

III. Применение металлов

Повторение этой темы проводится в виде игры-загадки «Маска, я тебя знаю!». (Вопросы задают ребята из другого класса.)

1-я маска. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, т. к. характер у меня очень мягкий; но многие ругают меня, называют кровожадным. Без меня нельзя обойтись, когда совершают покупки, строят храмы, запускают искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я?

(О т в е т. Золото.)

2-я маска. Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я?

(О т в е т. Медь.)

Медные рыцарские доспехи
Медные рыцарские доспехи

3-я маска. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны Марс. Кто я?

(О т в е т. Железо.)

Критерии оценки

5 баллов – за правильный ответ;

0 баллов – за неправильный ответ.

IV. Уравнения химических реакций

(Полоса препятствий)

Цель этого соревнования – развить умения писать уравнения реакций для цепочки превращений и активизировать знания химических свойств простых и сложных веществ.

На магнитной доске – цветок, на его лепестках – химические формулы.

Задание. Напишите как можно больше (не менее восьми) уравнений реакций между предложенными веществами.

Вариант I

S, О2, СН4, NaOH, Н2О, НСl, С6Н5ОН, Na.

Р, Н3РО4, О2, S, Н2О, Na, C2H5Сl, Р2О5, С4Н10.

ОТВЕТЫ

Вариант I

1) 2НСl + Na = 2NaCl + H2;

2) S + O2 = SO2;

3) 2Na + S = Na2S;

4) С6Н5ОН + NaOH = C6H5ONa + H2О;

5) 2С6Н5ОН + 2Na = 2C6H5ONa + Н2;

6) 2Na + O2 = Na2O2;

7) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О;

8) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2.

Вариант II

1) 4Р + 5О2 = 2Р2О5;

2) Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4;

3) 2Р + 5S = P2S5;

4) 2С2Н5Сl + 2Na = C4H10 + 2NaCl;

5) 2Na + O2 = Na2O2;

6) С4Н10 + 6,5О2 = 4СО2 + 5Н2О;

7) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;

8) 2H3PO4 + 6Na = 2Na3PO4 + 3H2.

Критерии оценки

5 баллов – написано 8 реакций;

4 балла – 6–7 реакций;

3 балла – 5–6 реакций;

2 балла – 3–4 реакции;

1 балл – 1–2 реакции.

V. Расчеты по химическим уравнениям

УРОВЕНЬ А (3 балла)

В результате реакции, термохимическое уравнение которой

2АgNO3 (тв.) = 2Аg (тв.) + 2NO2 (г.) + О2 (г.) – 317 кДж,

поглотилось 15,85 кДж теплоты. Масса выделившегося серебра равна:

1) 1,08 г; 2) 54 г; 3) 5,4 г; 4) 10,8 г.

(Ответ. 4.)

УРОВЕНЬ В (4 балла)

К 200 г 10%-го раствора КСl добавили 50 г воды. Рассчитайте массовую долю КСl в полученном растворе.

(Ответ. 8%.)

УРОВЕНЬ С (5 баллов)

Смешали 125 мл 5%-го раствора гидроксида лития ( = 1,05 г/мл) и 100 мл 5%-го раствора азотной кислоты ( = 1,03 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю нитрата лития в нем.

(Ответ. Cреда раствора щелочная,
(LiNO3) = 2,4%.)

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Раздаются тесты ЕГЭ, шесть вариантов.

З.Х.Хайдарова,
учитель химии средней школы № 13
(г. Магнитогорск)