Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №9/2006

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Комплексные экскурсии

Химия руками,
математика очами физическими
по справедливости назваться может.

М.В.Ломоносов

Внутри водоочистной станции
Внутри водоочистной станции

На комплексных экскурсиях устанавливаются межпредметные связи. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Знание межпредметных связей в школьном курсе химии способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса и его оптимальной организации, формированию научного мировоззрения, представлений о единстве материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся. При этом возрастает эффективность политехнической и практической направленности обучения, повышается научный уровень знаний учащихся, развиваются логическое мышление и творческие способности.

Проведение экскурсий позволяет раскрыть специфику той или иной профессии, настроить учащихся на самоанализ и реальную самооценку при выборе жизненного пути. Вопросы экологии, которые рассматриваются на каждой экскурсии, способствуют гуманистическому воспитанию учащихся.

Для проведения экскурсии выбирается объект. Даже в небольшом поселке можно найти несколько таких объектов. Я организую одну-две экскурсии в год в каждой параллели.

В поселке Колышлей нет химических производств. Поэтому объектами экскурсии выбираю нехимические производства, где осуществляются операции, связанные с химическими процессами.

Экскурсии на производство мы проводим совместно с учителем физики или биологии. Заранее определяем объем материала, который можно рассмотреть, договариваемся с руководством об экскурсоводе. С ним обсуждаем план экскурсии, порядок ее проведения.

Экскурсия на водоочистную станцию

Эффективность экскурсии во многом зависит от качества ее подготовки и умения учителя организовать работу учащихся во время экскурсии. (Перед экскурсией на уроке в школе учащиеся знакомятся с приемами водоочистки на водоочистной станции.) Составляя план или конспект урока-экскурсии, учитель должен предусмотреть формы включения учащихся в активную деятельность на уроке и способы подведения итогов экскурсии. Вступительная беседа или урок повторения перед экскурсией будут более эффективными, если учащимся дано проблемное задание. Без новых знаний проблемное задание невозможно выполнить. Поэтому во время экскурсий ученик стремится получить необходимые ему сведения.

Перед экскурсией учащиеся получают инструктивные карточки с вопросами, ответы на которые необходимо найти во время экскурсии. Вопросы к экскурсии составляют совместно учителя химии, физики, биологии, истории, математики и других предметов. Например, вопросы по географии посвящены ориентации на местности, описанию местоположения водоочистной станции. Вопросы по физике: мощность моторов, их использование на станции, насосы и передача воды, подвижные и неподвижные блоки, рычаги, сила трения, сила трения скольжения. Вопросы по истории: когда построили водокачку, какой она стала, значение в жизни поселка. Вопросы по экологии: экологическая обстановка в окрестностях водокачки (территория водозабора), охрана вод. Вопросы по биологии: животный и растительный мир вблизи водокачки. Растения ядовитые и лекарственные, кормовые травы. Из животных обсуждаем насекомых, рыб, птиц, млекопитающих, их пользу и вред. Вопросы по математике: с помощью векторов указать на схеме передвижение воды. Отметить коллинеарные векторы. Привести примеры расчетов в лаборатории. Вопросы по черчению: составить и зарисовать схему водоочистной станции. Вопросы по химии: указать, какое оборудование и реактивы используют в лаборатории, какие вещества и как действуют при водоочистке (коагуляция и хлорирование), устройство фильтров и принцип их работы. Вопросы по литературе: подобрать стихи о родном крае, поселке Колышлее, о речке Колышлейке. Стихи ученики рассказывают во время экскурсии, на берегу реки. В результате обсуждения вопросов экскурсии составляем инструктивную карточку.

Отчет по экскурсии на водоочистную станцию

1. Местоположение станции при движении:

а) от поселка Колышлей;

б) от села Сущевки;

в) по течению реки Колышлейки.

2. Экология окрестностей.

3. История создания и цель постройки водоочистной станции.

4. Разнообразие животного и растительного мира.

5. Электромоторы и насосы, используемые для передачи воды. Сообщающиеся сосуды и другие физические понятия (какие?), встречающиеся на станции.

6. Схемы водоочистной станции и подачи воды. Указать стрелками ход воды на схеме. Среди стрелок отметить одинаковыми номерами коллинеарные векторы.

7. Работа лаборатории. Оборудование и реактивы, используемые при анализе воды. Химические реакции, происходящие при этом. Указать виды очистки воды и виды анализов питьевой воды.

Задача. Рассчитайте, какой объем (н.у.) хлора израсходуется при дезинфекции 600 м3 воды, если на 1 м3 расходуется 2 мг хлора.

8. Передача воды в поселок. Использование воды.

9. Профессии в производстве питьевой воды.

10. Подобрать стихи о родном крае (использовать их на экскурсии или в отчете).

Учащиеся класса разбиваются на группы по 4–5 человек. В группе выбирается или назначается руководитель, который распределяет вопросы между членами группы в соответствии с их интересами и желаниями.

Все учащиеся осматривают объект в целом, но подробные записи делают лишь те ученики, которые отвечают за отдельные задания. На те вопросы, которые есть в инструктивной карточке, они должны найти ответ на производстве.

Поскольку экскурсия комплексная, в ней участвуют все учителя-предметники. Объект экскурсии находится на значительном расстоянии от школы, поэтому на экскурсию отводится целый день. На другие экскурсии тратим один или два урока – в зависимости от расстояния до производства и длительности экскурсии.

Каждый класс отправляется на водоочистную станцию в свое время. Руководит экскурсией классный руководитель совместно с учителем-предметником. Получается, что с классом идут 2–3 учителя. Перед экскурсией обговариваем с учителями, кто и на какие вопросы будет давать объяснение. Я иду с первой группой и остаюсь на станции до конца экскурсии. Во время экскурсии рассматриваем с учениками вопросы географии, экологии, биологии, химии. На большинство вопросов отвечает экскурсовод – директор водоочистной станции В.В.Тарханов. Он работает на водоочистке более 12 лет и хорошо знает производство. В частности, объясняет, почему иногда вода из-под крана бывает плохого качества.

Особое внимание уделяется правилам техники безопасности. Инструктаж проводится дважды. Первый раз – на выходе из школы – проводит учитель, второй раз – на объекте экскурсии – экскурсовод.

Отчет об экскурсии ученики представляют на интегрированном уроке. Каждая группа готовит полный отчет, а на уроке объясняют 1–2 вопроса (в зависимости от числа групп). Каждый вопрос обсуждается и дополняется учениками других групп. При подготовке отчета школьники учатся коллективно работать, находить в материале главное, давать дополнительные объяснения, систематизировать материал.

На экскурсиях на другие производства учитель составляет инструктивные карточки с новым содержанием. Экскурсии различаются по длительности, но одно остается неизменным – все экскурсии комплексные.

Подготовка и проведение экскурсии требуют много времени и сил учителя, особенно в первые годы. Когда проведение экскурсий отлажено, много сил и времени они не отнимают, зато эффект от них огромный. И никакими виртуальными экскурсиями по Интернету их не заменить.

В.А.Лунькина,
учитель химии
средней школы № 1
(пос. Колышлей, Пензенская обл.)