Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2006
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
учащихся на уроках химии

Самостоятельная работа учащихся всегда очень актуальна, т.к. без систематического повторения и закрепления изученного материала невозможно добиться глубоких и прочных знаний. Важную роль при этом играют упражнения и задачи, которые выполняются на уроке и дома. Чем больше задач и упражнений будет иметь учитель по теме каждого урока, тем лучше он сможет организовать самостоятельную работу учащихся. Необходимо составить и подобрать такие варианты, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей детей, характера их ошибок и сложности учебного материала. Систематически выполняя разнообразные задания, учащиеся активно включаются в учебный процесс. Они приобретают умения самостоятельно мыслить, устанавливать взаимосвязи между изучаемыми понятиями, овладевают определенными навыками самообразования.

Для проверки знаний учащихся и при организации самостоятельной работы в классе можно использовать тестовые задания с выбором ответа. На это уходит сравнительно немного времени на уроке.

В каждом классе по различным темам я составила тестовые задания в виде таблиц, которые можно использовать при закреплении полученных знаний, при повторении или для контроля умений и знаний учащихся. Например, в 8-м классе табл. 1 можно использовать при изучении нескольких тем, составляя различные задания.

Таблица 1

25 формул соединений

CuO SO2 P2O5 NaOH H2SO4
Na2SO4 ZnO H3PO4 MgO HNO3
Cu(OH)2 HCl Fe(OH)3 CuCl2 Na3PO4
SO3 KOH Cu(NO3)2 K2O FeCl2
Fe(OH)2 NaCl Ca(OH)2 Fe2(SO4)3 Ca(OH)2

При изучении темы «Кислород. Оксиды. Горение» я даю задание: выписать из табл. 1 оксиды и назвать их. При изучении темы «Водород. Кислоты. Соли» – задание: найти в табл. 1 кислоты или соли и назвать их. При обобщении знаний об основных классах неорганических соединений можно составить, например, такие задания.

1. Какая соль получится при взаимодействии соляной кислоты с оксидом меди(II)?

2. С какими оксидами из табл. 1 реагирует серная кислота?

3. Какое вещество получается при взаимодействии оксида калия с водой?

4. Какая соль получится при взаимодействии избытка оксида натрия с фосфорной кислотой?

5. С какими оксидами из табл. 1 реагирует гидроксид калия.

6. Какое вещество получится при взаимодействии оксида фосфора(V) с водой?

При изучении и закреплении этих тем можно использовать расширенную табл. 2.

К табл. 2 я составляю задания, с помощью которых проверяю усвоение номенклатуры неорганических соединений.

Таблица 2

35 формул соединений

H2SO4 Na2CO3 CuCl2 MgS HCl NaOH Zn(OH)2
AlPO4 FeCl3 CuO Fe2O3 FeO NaCl Al(OH)3
MgO ZnSO4 Na2SO3 CuCО3 Na3PO4 SO2 K2S
KOH SO3 KNO3 Zn3(PO4)2 CO2 Al2(SO4)3 H3PO4
Fe(NO3)2 Mg(NO3)2 P2O5 Na2O H2S Fe(NO3)3 H2SO3

Задание. Выберите из табл. 2 формулы, соответствующие следующим названиям.

Вариант I

Оксид серы(VI),
фосфат алюминия,
оксид меди(II),
сульфид калия,
гидроксид цинка,
хлорид железа(III),
нитрат железа(II),
фосфорная кислота,
серная кислота,
гидроксид натрия.

Вариант II

Хлорид натрия,
гидроксид калия,
нитрат магния,
карбонат натрия,
оксид железа(III),
оксид серы(IV),
сульфид магния,
карбонат меди(II),
гидроксид алюминия,
оксид фосфора(V).

 

Вариант III

Гидроксид цинка,
нитрат железа(II),
фосфорная кислота,
хлорид натрия,
нитрат магния,
оксид железа(III),
хлорид натрия,
фосфат алюминия,
сульфид калия,
гидроксид калия.

 

Вариант IV

Оксид меди(II),
карбонат натрия,
оксид серы(VI),
карбонат меди(II),
гидроксид алюминия,
гидроксид натрия,
оксид фосфора(V),
фосфат натрия,
сульфид магния,
оксид серы(IV).

Чтобы проверить, как учащиеся ориентируются в написании химических уравнений, я использую табл. 3.

Таблица 3

Типы реакций, исходные вещества и продукты реакций

Замещение Обмен Соединение Разложение
Соль и вода Соль и водород Соль Kислота
Щелочь Основный оксид Kислотный оксид Основание
Оксид и вода Kислород Вода Водород

Используя данные табл. 3, легко составить задания, а также найти пути их решения.

Вариант I

1. К какому типу относится каждая реакция:

а) 2H2 + O2 = 2H2O;

б) Cu(OH)2 = CuO + H2O;

в) Ca + 2HCl = CaCl2 + H2;

г) KOH + HCl = KCl + H2O?

2. Какое вещество получается при взаимодействии кислотного и основного оксидов?

3. С чем должен прореагировать основный оксид, чтобы получилась щелочь?

Вариант II

1. К какому типу относится каждая реакция:

а) H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O;

б) S + O2 = SO2;

в) 2HgO = 2Hg + O2;

г) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2?

2. Какие вещества получаются в реакции нейтрализации?

3. Какие вещества получаются при взаимодействии металла с кислотой?

В курсе органической химии 10-го класса при изучении и обобщении тем «Алканы», «Алкены», «Алкадиены», «Арены» я использую табл. 4.

Данные табл. 4 помогают при выполнении заданий по обобщению темы «Непредельные углеводороды».

Таблица 4

Сведения по углеводородам

0,120 нм СH4 С6H6 С2H6 С2H2 s
0,134 нм CnH2n+2 CnH2n CnH2n-6 CnH2n-2 p
0,154 нм = = С2H4 С5H12
109°28' 120° 180° sp sp2 sp3
С3H6 С3H8 С3H4 С6H5СH3   С4H8 С6H14
Изомеры Гомологи С4H6 С5H10 С4H10 С7H12

Задание. Используя табл. 4, укажите:

1) алкены, не имеющие изомеров;

2) общую формулу гомологического ряда алкенов;

3) общую формулу алканов;

4) чем являются по отношению друг к другу вещества ряда этилена;

5) формулу, передающую качественный и количественный состав всех изомеров и гомологов алкенов;

6) название связей в алкинах;

7) тип гибридизации в алкенах;

8) тип гибридизации в алкинах;

9) длину связи в алкинах;

10) общую формулу алкадиенов;

11) валентный угол в молекуле этилена;

12) валентный угол в молекуле ацетилена;

13) вещества, относящиеся к алкинам;

14) вещества, относящиеся к алкадиенам.

В разделе «Кислородсодержащие органические соединения» я использую табл. 5.

Задание. Используя табл. 5, укажите:

1) общую формулу одноатомных спиртов;

2) общую формулу карбоновых кислот;

3) функциональную группу альдегидов;

4) гомологи метанола;

5) продукт взаимодействия этанола с натрием;

6) гомологи муравьиной кислоты;

7) функциональную группу карбоновых кислот;

8) продукт окисления этаналя;

9) продукт восстановления этаналя;

10) гомологи метаналя;

11) продукт этерификации муравьиной кислоты;

12) метилэтиловый эфир;

13) вещества, с которыми реагируют карбоновые кислоты;

14) продукты окисления этанола;

15) вещества, с которыми реагируют спирты;

16) хлоруксусную кислоту;

17) общую формулу сложных эфиров;

18) пропантриол-1,2,3;

19) реактив для качественной реакции на альдегиды.

Такие таблицы для самостоятельной работы и контроля знаний учащихся у меня составлены по многим темам неорганической и органической химии, что позволяет быстро и оперативно проверить и закрепить знания учащихся.

Таблица 5

Строение кислородсодержащих органических соединений

 

Н.А.Лаптева,
учитель школы № 49
(г. Слюдянка, Иркутская обл.)