Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №4/2006

РУССКАЯ ХИМИЧЕСКАЯ СТАРИНА

 

Несостоявшееся
выступление Менделеева

(6 марта 1869 г.)

В научной биографии Д.И.Менделеева две даты долгое время не вызывали каких-либо комментариев: 17 февраля и 6 марта 1869 г. (соответственно по новому стилю – 1 марта и 18 марта; в статье даты даются по старому стилю). Первая – раз и навсегда – связана с днем открытия периодического закона, вторая фиксировала время сообщения об открытии на заседании Русского химического общества (РХО). Менделеев не хотел тянуть с сообщением, оно давало возможность опубликовать соответствующий материал в очередном номере журнала общества.

Однако, когда за дело всерьез взялись историки науки (и здесь главная роль принадлежит Б.М.Кедрову, который начал исследования в конце 1940-х гг.), оказалось, что обе упомянутые даты отвечают действительности, но не вполне соответствуют реальному содержанию.

Д.И.Менделеев, 1869 г.
Д.И.Менделеев,
1869 г.

Менделеев намеревался 17 февраля отправиться в поездку для обследования артельных сыроварен в Тверской губернии по поручению Вольного экономического общества (ученый состоял в нем, поскольку был увлечен проблемами сельского хозяйства). Отъезд не состоялся потому, что этот день стал днем «открытия периодического закона».

Кавычки в данном случае оправданы. Фактически в понедельник, 17 февраля 1869 г., Менделеев лишь завершил разработку таблицы «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Едва ли он имел в виду какую-либо формулировку закона. От «Опыта системы...» нельзя было требовать большего, чем он мог дать. Необходимая дополнительная информация содержалась в статье «Соотношение свойств с атомным весом элементов», которая была написана в последней декаде февраля. В статье, правда, встречается слово «закон» в таком контексте: «...величина атомного веса определяет природу элемента настолько же, насколько вес частицы (молекулы. – Д.Т.) определяет свойства и многие реакции сложного тела... полагаю, что выставляемый мною закон не идет в разрез с общим направлением естествознания». То, что Менделеев имеет в виду под «законом», заключается в словах «...элементы, расположенные по величине их атомного веса, представляют явственную периодичность свойств». Развитием учения о периодичности Менделеев занимался вплоть до конца 1871 г., шаг за шагом разрабатывая «естественную систему химических элементов». Понятие «закон периодичности» он впервые употребил в конце 1870 г., а в августе 1871 г. дал его каноническую формулировку: «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса».

Таким образом, действительное открытие периодического закона не было событием, приуроченным к какой-либо дате.

Как же обстоит дело в отношении второй из упомянутых дат? Сразу заметим, что на заседании РХО 6 марта Менделеев отсутствовал. Это подтверждается строками из протокола:

«1. Н.Меншуткин сообщает от имени Д.Менделеева опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве. За отсутствием Д.Менделеева обсуждение этого сообщения отложено до следующего заседания».

Однако ни на следующем, ни на других заседаниях обсуждения не состоялось.

Анализ различных источников свидетельствует о неоднозначной интерпретации Менделеевым того, что же имело место 6 марта.

Так, в примечании к статье «Соотношение свойств....», сделанном ученым в корректуре статьи (датировано 5 апреля), сказано: «Предмет этой статьи сообщен был в мартовском заседании Химического Общества...» Кем сообщен – не указано.

Спустя 25 лет отделение химии РФХО провело специальное заседание «Четверть века периодического закона», о чем в протоколе говорится:

«День сегодняшнего заседания нам нельзя оставить без воспоминания о том, что в заседании
6 марта 1869 г. Д.И.Менделеев сообщил свою первую статью о периодическом законе. Исполнилось 25 лет этого закона. Принося поздравления, пожелаем Дмитрию Ивановичу долгих дней, чтобы наши потомки каждую четверть века вспоминали этот день, важнейший в истории русской, или о подробном изложении содержания статьи.

Д.И.Менделеев благодарит собрание и с удовольствием вспоминает о том, что и первое сообщение о периодическом законе сделано Н.А.Меншуткиным 25 лет назад, по просьбе автора, не могшего быть тогда на заседании».

Никаких дополнительных сведений в протокольной записи нет. Между тем содержание ее первого абзаца противоречит содержанию второго. Подобное разночтение можно оставить на совести протоколиста. К сожалению, не сохранился текст выступлений участников заседания. Существенно упоминание Менделеева о том, что сообщение от его имени было сделано Меншуткиным. В своих же других замечаниях, касающихся истории открытия периодического закона, Менделеев, как правило, дает иное освещение сообщению об открытии.

В предисловии ко второму выпуску 1-й части «Основ химии» (датирован мартом 1869 г.) сказано: «Основные данные, служившие для составления этой системы, сообщены мною в мартовском заседании Русского химического общества...» Конечно, в тексте учебника допустимо было не упоминать о том, кем именно и когда были доложены «основные данные».

В статье «К вопросу о системе элементов» (датирована 12 апреля 1871 г.) написано: «...в марте 1869  г. я сделал сообщение Русскому химическому обществу о главных принципах, вытекающих из периодической зависимости свойств элементов от их атомных весов и приводящих к моей системе элементов». В статье «К истории периодического закона» (10 мая 1880 г.) содержится указание, что статья «Соотношение свойств с атомным весом элементов» была сообщена (без упоминания, кем именно) «на заседании РХО 6/18 марта 1869 г.».

Не меняется тональность и в Фарадеевском чтении (23 мая/4 июня 1889 г.): «...в марте 1869 г. перед совсем тогда еще молодым – Русским химическим обществом [я] решился изложить свои мысли об этом предмете, вложенные в сочинение “Основы химии”, которое я тогда писал».

Следующей по времени публикацией, где Менделеев касается истории, является его статья «Периодическая законность химических элементов» в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (1898): «...в 1869 г. Д.И.Менделеев... в Рус. Химич. Общ. точно формулировал периодический закон, вывел много из него следствий и показал такую важность предмета, что к нему обратились многие...» Утверждение это вызывает недоумение. Да, учение о периодичности стало к этому времени общепризнанным. Да, справедливо все то, что перечисляет в цитированной фразе Менделеев. Но нет никаких оснований связывать все это с датой заседания РХО – комментарии здесь не требуются. Конечно, для энциклопедической статьи не важны (да зачастую и не нужны) некоторые исторические детали, и Менделеев своих заслуг нисколько не преувеличивает. Но ведь открытие, разработка и признание периодического закона – это процесс, растянувшийся на годы...

Наконец, вот что можно прочесть в 8-м издании «Основ химии» (июль 1905 г.): «В начале 1869 г. я разослал многим химикам на отдельном листке “Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве”, а в мартовском заседании 1869 г. сообщил Русскому химическому обществу “О соотношении свойств с атомным весом элементов”». Естественно, что слова «в начале 1869 г.» вводят в заблуждение, ибо под таким углом зрения вся история открытия периодического закона предстает в ином свете.

Однако вот что поразительно: почти из всех процитированных высказываний следует вывод, что Менделеев сам выступал на заседании РХО 6 марта. И только на праздновании 25-летия периодического закона он один-единственный раз упомянул, что сообщение по его просьбе было сделано Меншуткиным.

Но что именно доложил Меншуткин членам РХО 6 марта 1869 г.?

Очевидно, не могло быть и речи о зачтении или подробном изложении содержания статьи. Во-первых, она достаточно велика по объему (в журнале общества заняла 17 страниц), а на заседании, между прочим, докладывалось еще несколько других работ. Во-вторых, предмет статьи был слишком нов и непривычен для общего восприятия, да и сам Меншуткин едва ли мог сколь-либо детально разобраться в ее сущности, более того, компетентно изложить ее. Поэтому, скорее всего, Меншуткин лишь ограничился демонстрацией «Опыта системы...», сопроводив ее некоторыми комментариями. Быть может, зачитал выводы. Вероятно, многие члены РХО к этому времени получили оттиски, разосланные Д.И.Менделеевым, но вряд ли это имело какое-либо значение. Много лет спустя сын Меншуткина – Б.Н.Меншуткин, ссылаясь на рассказы отца, писал: «Сообщение не вызвало особого интереса или обмена мнений». Добавим: и не могло вызвать. До Менделеева проблемой систематики элементов в России никто не занимался, немногочисленные отечественные химики в большинстве своем были приверженцами бурно развивавшейся органической химии.

Какие же причины побудили Менделеева отказаться от присутствия на заседании 6 марта 1869 г.?

Ему все-таки предстояла поездка, уже однажды отсроченная, для обследования сыроварен. Хотя вряд ли она была безотлагательной. И тем не менее Менделеев незадолго до 6 марта выехал из Петербурга. Когда именно? Нельзя установить точную дату отъезда, но, как свидетельствуют архивные документы, она приходится на самое начало марта. Раз отсрочив поездку на сыроварни, Менделеев мог снова ее отложить. Вне всяких сомнений, он был убежден, что сделал важное открытие, и странным поэтому кажется, что он обратился к другому человеку с просьбой сделать об этом сообщение на заседании РХО. Личное выступление Менделеева имело бы гораздо больший резонанс, чем то краткое изложение, которое участники заседания услышали из уст Меншуткина.

Допустимо и такое объяснение: по каким-то причинам он был вынужден срочно посетить свою усадьбу Боблово. Сыроварни, куда направлялся Менделеев, расположены в окрестностях станции Завидово, находящейся в непосредственной близости от Клина, откуда до Боблова 18 верст. Там в это время происходила перестройка его дома, и личное присутствие Менделеева, по всей вероятности, было весьма желательно.

…Как-то не припоминаются такие случаи в истории науки, когда ученый, сделавший важное открытие, не позаботился бы о том, чтобы поскорее сообщить о нем коллегам. Менделеев же, как мы видели, поступил по-другому. Можно предполагать: впоследствии он сожалел о том, что не выступил сам 6 марта. Быть может, поэтому в цитированных выше публикациях он каждый раз по-разному описывал, каким образом оповещал ученый мир об истории открытия периодического закона. Характерно, что Меншуткин упоминается один-единственный раз.

Надо также заметить, что дата 17 февраля нигде не упоминается Менделеевым, а проставлена лишь под оттисками «Опыта системы…» и под несколькими архивными документами (черновыми таблицами, предшествующими окончательному формированию структуры «Опыт системы…»).

ЛИТЕРАТУРА

Менделеев Д.И. Периодический закон. Основные статьи. М.: Изд-во АН СССР, 1958; Кедров Б.М. Над менделеевскими рукописями (о том, как изучалась история открытия и разработки периодического закона). Вопросы истории естествознания и техники, 1983, № 4, с. 41–64.

Д.Н.ТРИФОНОВ

Рейтинг@Mail.ru