Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2006

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ

ДВЕСТИ ЛЕТ
первому учебнику по химии

Двести лет назад, в 1805 г., в Лондоне в издательском доме Лонгмана вышел в свет первый в мире учебник по химии для детей и юношества под названием «Беседы о химии». Имя автора указано не было, но из предисловия можно было понять, что автором была женщина и написала она свой учебник специально для девочек, «...чье образование редко подготавливает их ум для восприятия абстрактных понятий и научного языка» [1, р. VIII]. Имя автора появилось на обложке книги только спустя тридцать с лишним лет.

Книга имела неслыханный успех. За полвека в Англии она переиздавалась 16 раз. Во Франции книгу переиздавали трижды. Но самую большую известность она приобрела в Америке, где с 1806 по 1850 г. выдержала 23 издания, при этом общий тираж достиг 160 тыс. экземпляров.

Титульный лист I тома 4-го издания учебника «Беседы о химии»
Титульный лист I тома
4-го издания учебника
«Беседы о химии»

Что же представляла собой эта книга и что принесло ей столь большой успех? Прежде всего она была написана очень доступным языком. Книга состояла из двух небольших томов объемом 347 и 363 страницы [1]. Первый том включал десять глав. В первой главе говорилось о предмете и задачах химии. Определение предмета звучало так: «Предмет химии – получение знаний об интимной природе (простых. – Н.Ф.) тел и их взаимодействии» [см. 1, р. 6]. Здесь же была приведена классификация простых тел, к которым были также отнесены свет, тепло и электричество. Они составляли первый класс. Ко второму классу были отнесены все простые тела, способные соединяться с кислородом.

Во второй главе были описаны приборы, с помощью которых в то время исследовали химические явления. В третьей и четвертой главах говорилось о свете, тепле и теплоемкости тел. Пятая глава была посвящена химическим источникам тока. С шестой по десятую главу включительно излагались свойства и методы получения элементов: кислорода, азота, водорода, серы, фосфора, углерода и металлов.

Второй том начинался с главы XIII (на наш взгляд, произошла ошибка и нумерация должна была начинаться с главы XI), в которой перечислялись условия, необходимые для взаимодействия между телами. Глава XIV посвящалась свойствам щелочей. В главе XV были описаны свойства земель, как тогда называли оксиды металлов. Главы с ХVI по XIX содержали информацию о свойствах кислот. Половина второго тома (с XX по ХХVI главу) содержала сведения о химических веществах, встречающихся в растительном и животном мире (как бы мы сказали теперь, по органической химии).

Можно заметить, что методически схема изложения материала не была лишена определенной логической последовательности и вполне сравнима с теми схемами, которых придерживаются авторы современных учебников по общей химии.

Материал излагался в виде беседы преподавательницы мисс В c двумя ученицами: серьезной Эмилией и легкомысленной Каролиной, которая многое уясняла не сразу, и ей приходилось давать более подробные разъяснения и в более доступной форме. В изложении предмета в форме диалога не было ничего нового. Эта форма существовала еще во времена Платона. Довольно распространенной она была и на рубеже XVII и XVIII вв. Преподавательница мисс В рассказывала о химии на уровне последних достижений в этой области и обращала особое внимание на те открытия, которые способствовали развитию промышленного производства, сельского хозяйства, облегчению труда и улучшению качества жизни.

Автор учебника «Беседы о химии» уже в начале книги подчеркивал, что не придерживается флогистонной теории Г.Э.Шталя (1659–1734), согласно которой все вещества, способные гореть, содержат невесомый флюид, выделяющийся при горении. При изложении материала автор следовал идеям, высказанным выдающимся французским химиком А.Л.Лавуазье (1743–1794) в его «Элементарном курсе химии» (1789). Приведенная в «Беседах о химии» классификация простых тел, о которой говорилось выше, была дана Лавуазье в 1789 г. в «Таблице простых тел». Подобно Лавуазье, автор относил к простым телам свет, тепло и электричество, считал простыми телами (элементами) такие вещества, которые не могут быть разложены далее химическим путем. Лавуазье приводил в своей книге немногим более 30 тел. В «Беседах о химии» (1809) их приведено 49, что говорит о том, что автор следил за химической литературой и был знаком с последними открытиями в области химии.

Что касается номенклатуры химических соединений, то автор пользовался новой номенклатурой Лавуазье (1786), который предложил в названиях простых тел отражать особенности их реакций (водород – образующий воду), а названия сложных тел составлять так, чтобы учитывались названия простых тел, входящих в их состав (оксид цинка). Сложными телами считались все тела, состоящие из двух и более простых тел (элементов).

Применение представлений Лавуазье облегчило автору объяснение сложных вопросов химического поведения простых тел. Основной идеей книги является химическое притяжение, или сродство, которое автор представлял как способность тел разной природы соединяться между собой. Благодаря этому происходит взаимодействие и разложение сложных тел.

В учебнике «Беседы о химии» были изложены самые последние открытия Л.Гальвани, А.Вольта, Б.Вольта, Б.Румфорда, Дж.Пристли, Г.Кавендиша, но там не было атомно-молекулярной теории Дж.Дальтона. Это отражало скептическое отношение к ней английских ученых и особенно Г.Дэви, который был необыкновенно популярен в то время.

Новым и особенно ценным в учебнике «Беседы о химии» было то, что для лучшего уяснения материала в каждой главе приводилось описание опытов, сопровождавшееся превосходными рисунками самого автора. Обращает на себя внимание тщательность описания подготовки опытов, мельчайшие подробности их проведения, а также предупреждение об опасностях, подстерегающих экспериментатора. Так, автор описал возможность взрыва баллона с водородом, если поднести к нему зажженную свечу. Описание опытов, как и описание реакций, таково, что не вызывает сомнения: автор неоднократно проделал их сам и все приборы ему хорошо знакомы. Неудивительно, что эта книга стала вскоре первым руководством для проведения лекционных опытов в колледжах и высших учебных заведениях.

Кто же был автором учебника, который был популярен в Европе и Америке на протяжении более 50 лет? Вскоре после выхода учебник стали приписывать известным химикам. Естественно, что это были мужчины, хотя, как мы отметили выше, уже из первых строк предисловия к первому и последующим изданиям было ясно, что автор – женщина. И вот в 1837 г. в 13-м лондонском издании учебника «Беседы о химии», более чем через 30 лет после появления этой книги в печати, когда автору было уже 68 лет, на титульном листе появилось имя – Джейн Марсе.

Несомненно, что близкие знакомые и друзья знали это имя и раньше, о чем говорят известные теперь благодарственные письма и отзывы, которые получала Джейн. Так, знаменитая писательница XIX в. мадам де Сталь в письме к Джейн и ее мужу писала, что она попыталась познакомиться с химией, читая ее книгу, и нашла, что она имеет два редко сочетающихся качества: «очень серьезная и очень доходчивая».

Для того чтобы написать хороший учебник, нужно не только быть талантливым педагогом, но и владеть пером, а самое главное – иметь хорошее образование по тому предмету, который излагаешь. Где же воспитывалась Джейн Марсе и где она получила образование?

Джейн родилась в Лондоне в 1769 г. в семье швейцарского коммерсанта и банкира Энтони Халдиманда, который принадлежал к достаточно влиятельной протестантской фамилии [2]. Она была первым ребенком и росла в тех же условиях, что и девочки ее круга. Ее учили танцам, музыке и рисованию. Кроме того, со временем она стала заниматься вместе со своими младшими братьями математикой, латынью, а затем философией и естественными науками: физикой, химией, биологией. Для этого в дом были приглашены лучшие лондонские преподаватели. Занятия очень увлекали девочку.

Рисунки, выполненные Джейн Марсе: 1 – прибор для возгонки серы; 2 – эвдиометр; 3 – прибор для разложения воды углем
Рисунки, выполненные Джейн Марсе
1 – прибор для возгонки серы; 2 – эвдиометр;
3 – прибор для разложения воды углем

В 1785 г. в семье было уже пятеро детей. При рождении шестого ребенка мать умерла. Эта неожиданная смерть поставила девочку в совершенно новые условия. Теперь она должна была не только учиться, но как старшая дочь исполнять все материнские обязанности: вести в доме хозяйство, следить за учебой младших детей, проверять их домашние задания, сопровождать отца при его визитах, два-три раза в неделю принимать у себя гостей. Составлять меню для приемов и следить, чтобы все было выполнено слугами наилучшим образом. Все это было трудно для Джейн и во многом способствовало тому, что она рано повзрослела и научилась ценить каждую минуту своего времени.

Многочисленные обязанности не помешали ей продолжать свое образование. Ее отец живо интересовался не только коммерцией, но и наукой, политикой, искусством, литературой. Приемы семьи Халдиманд посещали многие выдающиеся представители лондонского общества, в том числе и известные ученые.

В 1795 г. Джейн познакомилась в Лондоне с Александром Марсе – студентом-медиком, обучавшимся в Шотландии в Эдинбургском университете, где в противоположность Оксфорду и Кембриджу преподаванию химии в образовании врачей уделяли значительное внимание. В середине XVIII в. на медицинском факультете этого университета впервые в Англии возникла кафедра химии, и этот предмет вошел в учебный план. Там была создана хорошо оборудованная химическая лаборатория, где студенты-медики приобретали навыки экспериментальной работы. Именно выпускники Эдинбургского университета первыми внедрили в практику анализ крови у диабетиков, анализ мочевых камней и анализ минеральных вод.

К концу 1780-х гг. выпускники университета стали известны своими работами по электрохимии, минералогии, кристаллографии, анализу «мокрым» и «сухим» способом. Они читали лекции по химии в крупных лондонских госпиталях, где многие из них работали. Они первыми стали проводниками новых взглядов А.Л.Лавуазье, а позже и Й.Я.Берцелиуса [3].

Александр произвел на Джейн сильное впечатление. Между молодыми людьми возникла симпатия. Но они жили в разных городах: она в Лондоне, он в Эдинбурге. Между ними шла постоянная переписка. В 1797 г. Александр защитил диссертацию, которая была посвящена исследованию причин, вызывающих диабет. В этой работе он развил мысль, что причиной болезни является нарушение химических процессов, протекающих в человеческом организме.

В том же году Александр получил от Королевской коллегии врачей лицензию на врачебную деятельность и начал вести в Лондоне частный прием. Теперь они с Джейн могли видеться гораздо чаще. По мере того как они лучше узнавали друг друга, их взаимная симпатия возрастала, и в начале 1799 г. Александр попросил руки Джейн. Свадьба состоялась под Новый год (1800). После замужества Джейн продолжала заботиться об отце и братьях, и молодые поселились в доме Халдимандов. Правда, дом пришлось перестроить, чтобы приспособить его к новому, увеличившемуся составу семьи.

Всеми работами руководила Джейн, которая пристроила к дому химическую лабораторию. Александр оснастил ее всем необходимым оборудованием и много в ней работал. Джейн с большой охотой и интересом помогала ему. Кроме того, она редактировала научные сообщения мужа, поскольку владела хорошим литературным языком.

В это время Джейн остро почувствовала недостаточность своих знаний в области химии. В 1802 г. она уговорила мужа прочесть ей курс химии. Несмотря на занятость, он согласился, Джейн подробно записывала лекции, внимательно перечитывала их и выясняла у мужа все непонятные ей моменты.

С осени 1802 г. Джейн стала регулярно посещать лекции в Королевском институте, которые читал известный химик и физик Гемфри Дэви (1778–1829). Иногда восприятие лекций вызывало у нее затруднения, но после бесед с мужем все прояснялось. Некоторые опыты, которые она наблюдала на лекциях, Джейн повторяла в домашней лаборатории.

В конце 1802 г. у нее созрело решение написать книгу по химии для школьников. Муж поддержал ее в этом начинании. Они обсудили план книги, взяв за основу те лекции, которые Александр ранее прочел для Джейн, и она приступила к работе. В начале 1804 г. рукопись вчерне была готова, а в 1805 г. книга Джейн Марсе увидела свет.

Почему учебник «Беседы о химии» так долго оставался анонимным изданием? Джейн не была тщеславна и не хотела мешать мужу в его деятельности. Она не считала себя химиком и писала об этом в предисловиях к каждому новому изданию.

Химиком она считала своего мужа. И он действительно был им. Он одним из первых внедрил химические исследования в диагностику почечно-каменной болезни. Его книга, посвященная этим исследованиям, вышла в 1817 г. [4]. Известно, что с 1804 г. он начал врачебную практику в лондонском Гайс-госпитале и одновременно читал там лекции по химии для врачей. В 1811 г. он вместе с четырьмя коллегами по госпиталю опубликовал конспект курса этих лекций [см. 3, р. 188]. Александр разработал план лекционных экспериментов, которому в госпитале следовали много лет. Интересно, что известный шведский химик Берцелиус (1779–1848) заимствовал этот план и использовал его при чтении лекций в Медико-хирургическом институте в Стокгольме [4].

Среди историков химии сложилось устойчивое мнение, что все свои знания по химии Джейн Марсе почерпнула на лекциях Дэви. Нам представляется, что это не так. Эти знания дал ей ее муж Александр. Его систематические лекции, их совместная работа в домашней лаборатории, где они провели много исследований и отработали до мелочей опыты на достаточно сложном по тому времени оборудовании, впоследствии приведенные в ее книге, – все это служит достаточным доказательством такой точки зрения.

Портрет Джейн Марсе
Портрет Джейн Марсе

Если же говорить о лекциях Дэви, то, несомненно, они расширили кругозор Джейн, но они никогда не были систематическими. Эти лекции не имели определенной программы и не были курсом химии. Их целью было показать, как успехи химической науки связаны с практикой и чем наука может быть полезной в повседневной практике: в металлургии, переработке полезных ископаемых и т.п.

Книга Марсе последовательным изложением предмета в доступной форме открыла химию для широкого круга читателей, а у некоторых предопределила их жизненный путь. Так, например, знаменитый английский физик и химик Майкл Фарадей (1791–1867) заинтересовался наукой благодаря знакомству с учебником «Беседы о химии». Книга попала ему в руки, когда он подростком работал в типографии. Позже он писал, что, взяв ее в руки, уже не смог оторваться, и после того, как прочел книгу, он «почувствовал, что нашел якорь своим химическим познаниям и крепко ухватился за него». «Вот где хранится причина моего глубокого уважения к г-же Марсе, – писал Фарадей далее. – Во-первых, она доставила мне лично глубокую радость и оказала истинное благодеяние, а во-вторых, она сумела открыть молодому, необученному, пытливому уму явления и законы необъятного мира естественно-научных знаний. Можете представить мое восхищение, когда я лично познакомился с г-жой Марсе. Как часто я обращался к прошедшему и сравнивал его с настоящим, так часто я думал о моей первой учительнице и всегда считал долгом посылать ей свои сочинения как выражение благодарности, и эти чувства меня никогда не покинут» [5].

В Великобритании считают, что в XIX в. три человека в равной мере способствовали распространению химических знаний среди англичан – это Г.Дэви, М.Фарадей и Дж.Марсе.

«Беседы о химии» была первой, но не последней книгой Марсе научно-популярного характера. За свою долгую жизнь, а она прожила 89 лет, Джейн написала еще 31 книгу. Темы, которые она затрагивала, были удивительно разнообразны: минералогия, политическая экономия, ботаника, филология, география, история. Ее считают выдающимся популяризатором науки XIX в. Она написала много книг специально для детей, объясняя им доступным языком явления окружающего мира. Поэтому Джейн Марсе считают также и выдающимся педагогом XIX в.

В Великобритании в ознаменование 200-летия выхода учебника «Беседы о химии» Королевское химическое общество предполагало выпустить в 2005 г. электронную версию 10-го издания этой книги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Conversation on Chemistry. In Two Volumes. The Third Edition, revised, corrected, and considerably enlarged. V. I, 347 p., v. II, 363 p. London: Longman, 1809.

2. Polkinghorn B. Jane Marset an Uncommon Woman. Еngland: Ipswich Book Co., 1993, 133 р.

3. Golinski J. Science as Public Culture. Chemistry and Enlightenment in Britain, 1760–1820. Cambridge: Univ. Press, 1992, 342 p.

4. Rosenfeld L. The Chemical Work of Alexander and Jane Marset. Clinical Chemistry, 2001, v. 47, № 4, p. 784–792.

5. Кудрявцев П.С. Фарадей. М.: Просвещение, 1968, 165 с.

Н.В.ФЕДОРЕНКО

Рейтинг@Mail.ru