Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2006

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЮ, АБИТУРИЕНТУ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОМУ ШКОЛЬНИКУ

Вышла в свет новая книга: Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. М.: Академкнига, 2005, 288 с. Она заметно отличается от других изданий, рекомендованных в качестве дополнительной литературы при изучении химии.

Основная цель этой книги – увлечь читателя, причем не внешней красотой химии (разноцветные фейерверки, изменение окраски растворов, мгновенная кристаллизация и др.), а той красотой, которая скрыта внутри самой науки.

В химии существуют примеры, когда исследование представляет собой удивительное сочетание знания, логики и интуиции. Это позволяет иногда с помощью цепочек рассуждений обнаружить неизвестные ранее соединения или предсказать структуры новых молекул. Существуют даже задачи, правильное решение которых может быть найдено исключительно с помощью рассуждений, без постановки опытов и с минимальным количеством вычислений. Иногда перед постановкой эксперимента необходимо провести предварительные рассуждения или решить несложную логическую задачу. Именно этой стороне творчества химиков посвящена первая глава «Не снимет всех проблем багаж обширных знаний».

Необычность изложения материала состоит в том, что перед рассказом о какой-либо химической проблеме автор вместе с читателем разбирает простую логическую задачу на бытовую тему, после чего постепенно переходит к самой химии.

В процессе рассказа о важных химических открытиях автор фокусирует внимание на том, какие именно наблюдения или незначительные на первый взгляд детали привели ученого к ценным выводам. Все это превращает сухие научные факты в увлекательные истории. Кстати, и сами химические элементы в определенный момент повествования становятся почти одушевленными объектами со своей драматической судьбой, отягощенной обстановкой соперничества.

Автор книги не довольствуется простым изложением фактов, каждый его рассказ – это интересное и в то же время простое и вполне доступное каждому читателю исследование. Например, в главе «Исследуем то, что стало привычным» предметом исследования (в химическом аспекте) стали такие необычные объекты, как поэтические произведения, язык химиков и даже школьный учебник по химии. Исследование последнего привело к интересным прогнозам.

Не отделяя искусственно химию от других наук, автор показывает, сколь результативным может быть сочетание химии с математикой и физикой. Особенно интересна та часть повествования, где химик возражает математику либо без всяких видимых усилий формулирует задачу, которая «по плечу» далеко не каждому математику.

Продолжением такого совместного рассмотрения естественных наук стала глава «И химик, и физик, и биолог...», где в простой и доступной форме рассказано о научном подходе к наблюдаемым (в том числе и бытовым) явлениям. Речь идет о том, что же именно помогает нам разобраться в потоке псевдонаучных сведений, которыми нас снабжают газеты, радио и телепередачи. Усиливающееся распространение псевдонауки давно беспокоит ученых, однако популярное изложение этой темы встречается очень редко.

Книгу читать легко и интересно, она написана доступным языком, для простоты изложения некоторые громоздкие химические формулы заменены упрощенными схемами и геометрическими символами. Во всех случаях, когда необходимо употребить малоизвестный научный термин, автор дает краткое пояснение.

Справедливости ради необходимо отметить, что некоторые разделы, например те, где обсуждаются молекулярно-массовые распределения, реакции последовательного замещения, соотношения циклических изомеров или химические основы магнетизма, требуют вдумчивого чтения. При этом, чтобы не утомить читателя, изложение сложных вопросов автор непременно перемежает небольшими образными отступлениями.

Вся книга наполнена выразительными рисунками, чаще шутливого характера, даже просто перелистывать эту книгу уже интересно.

Глава «Ирония науке не помеха» читается на одном дыхании: тут и полностью вымышленное научное исследование, и предсказание судьбы по таблице Д.И.Менделеева, и рекомендации, как стать в химии знаменитым.

В книге использован интересный методический прием: некоторые главы завершаются тематическими кроссвордами, для решения которых следует обратиться к предыдущим главам, причем в нужном месте в тексте кроссворда есть соответствующие пометки. Кроссворды оформлены привлекательными рисунками по теме.

В книге много занимательных фактов, ярких историй и необычных примеров, которые помогут преподавателю сделать занятия более увлекательными. Любознательным школьникам и абитуриентам книга поможет развить фантазию, раскрепостить воображение, научит находить нестандартные пути решения задач, а родители смогут с ее помощью привлечь внимание своих детей к изучению химии.

А.Ю.РАБКИНА,
кандидат химических наук
(г. Москва)

Рейтинг@Mail.ru