Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2006

Я ИДУ НА УРОК

 

Классификация солей

Урок-восхождение

На этом уроке объясняется новый материал в 8-м классе по учебнику О.С.Габриеляна. К этому моменту учащиеся знают основные положения теории электролитической диссоциации, химические свойства солей-электролитов. Урок проходит по технологии развивающего обучения. Он состоит из трех блоков, каждый из которых имеет свои цели, логически завершен, но между собой они взаимосвязаны.

Задачи урока.

1. Образовательная – закрепить и углубить знания учащихся о солях, электролитах.

2. Воспитательная – содействовать в ходе урока формированию представлений о причинно-следственных связях и отношениях.

3. Развивающая – развить у учащихся мыслительные умения, переносить знания в новые ситуации.

Цели урока.

1. Обеспечить восприятие и осмысление учащимися понятий «кислая соль», «основная соль».

2. Закрепить опорные знания понятий «электролит», «соль».

3. Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о классификации солей, их диссоциации.

4. Создать условия для развития у учащихся умений классифицировать соли, осознанно работать с формулами.

Оборудование. Видеомагнитофон.

Девиз урока. «Наука никогда не решает вопросы, не поставив при этом десятки новых» (Б.Шоу).

ХОД УРОКА

Мотивационно-ориентационный блок

Учитель. Повторяем с расширением знаний (учащиеся задают вопросы, ответы на которые позволяют дополнить знания по изученной ранее теме).

Осуществите следующие превращения:

Учитель мотивирует работу учащихся фразой: «Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам». Учащиеся выбирают правильно сформулированные вопросы, дают им оценку.

После заданных учащимися вопросов классу показывается видеофрагмент с демонстрационным экспериментом, реализующим схему превращений:

Учитель. Обсудите схему превращений по плану:

1. Даны два генетических ряда. Найдите взаимосвязь между членами ряда.

2. Назовите классы неорганических веществ, участвующих в образовании конечного продукта реакции.

3. Вещество какого класса получено в результате превращений?

Операционно-исполнительный блок

Учитель. Что же такое соли?

Выслушав ответы учащихся, учитель записывает на доске логическую схему:

Учитель. Какие вещества являются исходными для получения солей? Как называется данная реакция, почему?

Учитель записывает на доске логическую схему:

Учитель. Таким образом, схематизировав логические рассуждения, мы подошли к классификации солей. По какому признаку произошло их разделение (классификация)? Что означает «классифицировать»? Классифицировать – распределить по группам, разделам, классам (толковый словарь С.И.Ожегова).

Учитель, объясняя классификацию солей, одновременно ведет запись на доске:

Учитель. В чем отличие и сходство солей?

Выслушав ответы учащихся, учитель проводит обобщение:

1. Соли отличаются по составу в результате неполного или полного замещения Н, ОН.

2. Соли – электролиты.

Закрепление материала

Учитель. Рассмотрим диссоциацию кислой и основной солей:

NaHSO4 = Na+ + HSO4 Na+ + H+ + SO42–,

CaOHNO3 = CaOH+ + NO3 Ca2+ + OH+ NO3.

Отмечается, что вторая ступень диссоциации солей сходна с диссоциацией слабых электролитов, в частности, в первой реакции анион кислотного остатка диссоциирует в незначительной степени.

Учитель. Сформулируйте определение данным солям в свете теории электролитической диссоциации.

Ответы учащихся учитель записывает на доске в виде схем:

Оценочно-рефлексивный блок

Работа в группах

Cколько будет образовано солей, если:

вариант 1 – кислота двухосновная Н2SO3;

вариант 2 – основание двухкислотное

Ва(ОН)2.

Защита задания

Графический диктант

Обозначения:

Даны следующие соли:

Сu(OH)NO3, K2SO4, Са(НСО3)2, KНSО4,

Zn(ОH)Cl, AlCl3, Mg(НSО4)2, Fe2(SО4)3,

(NН4)2HPO4, MgCO3, Al(ОH)Cl2, Mg(ОH)NO3.

Проверка работы всего класса проходит в течение 5 мин по заранее сделанному «ключу»:

Заключение

Учитель. Таким образом, в ходе урока-восхождения мы осмыслили понятия «кислая соль», «основная соль» и на практике научились различать виды солей по формулам, давать им правильные названия.

Возвращение к девизу урока.

Дополнительное задание 1

1. Составить графическую формулу фосфорной кислоты.

2. Составить формулы возможных солей с Са.

Дополнительное задание 2

1. Составить графическую формулу гидроксида железа(II).

2. Составить формулы возможных солей с Сl.

Рефлексия (отношение учащихся к уроку, учебному предмету, учителю)

1. Что понравилось и не понравилось на уроке?

2. Какие вопросы остались неясными?

3. Оцени работу преподавателя и свою. Обоснуй ответ.

Л.А.ЕРЕМИНА,
учитель химии школы № 24
(г. Абакан)