Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2006

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Наглядно о решении задач по химии

Для большинства учащихся решение расчетных задач по химии представляет немалые трудности. А не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. По сравнению, например, с физикой в химии не так уж и много величин, требуемых для решения задач. Как говорится, «заблудился в трех соснах». Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, т.к. от этого будет зависеть и дальнейший успех.

Приведенный ниже «химический человечек» призван помочь в разрешении этой проблемы. Приведу пример из практики. Так, с вводным контролем (задача в два действия) справилось только 20% учащихся, а после знакомства с «химическим человечком» с задачей такой же сложности в выходном контроле справилось уже 85% учащихся, и это на одном уроке. Будет замечательно, если такая схема окажется у каждого ребенка в тетради.

Думается, что учитель сам сможет оценить структуру и достоинства «химического человечка» и разработает методы его использования на уроках.

Задача

Масса 10%-го раствора фтороводорода равна 400 г. Найти объем растворенного фтороводорода (н.у.).

Дано:

m(р-ра) = 400 г,

= 0,1.

Найти:

V (г.).

Решение

Данный раствор – это смесь растворенного газа (фтороводорода) и растворителя воды, поэтому m(смеси) = 400 г. Двигаемся по схеме от m(смеси) через m и к V (г.):

m = m(смеси)• = 400•0,1 = 40 г,

= m/M(HF) = 40/20 = 2 моль,

где M(HF) = 1 + 19 = 20 г/моль,

V (г.) = •22,4 = 2•22,4 = 44,8 л.

Ответ. Объем растворенного фтороводорода равен 44,8 л.

С.В.ДРУЖИНИН,
учитель химии
(пос. Ватамановская,
Архангельская обл.)