Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2006

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. Начало см. в № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23/2005

Тема 6. Химические реакции

Урок 31.
Химическая реакция – процесс образования
новых химических связей

1. Укажите, между какими химическими элементами разрываются и между какими элементами образуются новые связи в следующих превращениях:

а) N2 + 3Н2 = 2NН3;

б) Zn + 2НСl = ZnСl2 + Н2;

в) Сu(ОН)2 СuО + Н–О–Н;

г) Ва(NO3)2 + Na2SO4 = ВаSO4 + 2NaNO3.

Разложение гидроксида меди(II) при нагревании
Разложение гидроксида меди(II)
при нагревании



2. Два основных способа расщепления химической связи (разделение общей электронной пары) – радикальный и ионный. Какие из приведенных реакций протекают по радикальному механизму, а какие – по ионному?

3. Гомолитические (от греч. homos – равный) и гетеролитические (от греч. heteros – другой) реакции протекают по разным механизмам. Расскажите об этих механизмах и укажите их особенности.




4. Назовите типы следующих реакций (по числу и составу исходных и образующихся веществ):

5. Завершите уравнения реакций и укажите их типы:

6. Предложите способы получения хлорида калия KCl реакциями четырех разных типов.




7. Сколько молей и граммов оксида магния получится при:

а) разложении 140 г MgCO3;

б) сжигании 40 г Mg?



Урок 32.
Окислительно-восстановительные реакции

1. Окислительно-восстановительными называют реакции


2. Вещества или атомы, которые отдают свои электроны в окислительно-восстановительной реакции, называют ……………….. , а принимают чужие электроны – ………………. .

3. Укажите, какие реакции относятся к окислительно-восстановительным и какие вещества служат окислителями:

а) С2Н6 + 2Сl2 = С2Н4Сl2 + 2НСl;

б) С2Н4 + Н2 = С2Н6;

в) Р2О5 + 3Са(ОН)2 = Са3(РО4)2 + 3Н2О;

г) 3SО2 + 2НNО3 + 2Н2О = 3Н24 + 2NО.




В склянку с азотной кислотой пропускают газ SO2, а на выходе обнаруживают газ NO
В склянку с азотной кислотой
пропускают газ SO2, а на выходе
обнаруживают газ NO

4. Составьте схемы электронного баланса для следующих окислительно-восстановительных реакций, отметьте окислитель и восстановитель:

а) НI + Н2О2 I2 + H2O;



б) Fe2O3 + H2 Fe + H2O;



в) ZnS + O2 ZnO + SO2.



5. В следующих уравнениях внутримолекулярных реакций окисления –восстановления расставьте коэффициенты и укажите степени окисления* элементов, изменяющих ее в процессе реакции:

а) РСl5 РСl3 + Сl2;

б) I2 + NaOH NaIO3 + NaI + H2O;

в) (NH4)2Cr2O7 Cr2O3 + N2 + H2O.

6. Железную пластинку массой 100 г погрузили на некоторое время в раствор медного купороса. Покрывшуюся медью пластинку промыли, высушили и снова взвесили. Ее масса оказалась равной 101,3 г. Сколько граммов меди осадилось на пластинке?




7. Раствор йодоводорода можно получить, пропуская сероводород в воду с измельченным йодом. Составьте уравнение реакции и укажите, как очистить раствор от другого продукта реакции – серы.




Сероводород обесцвечивает желтый раствор йода
Сероводород обесцвечивает
желтый раствор йода

 

Урок 33. Тепловой эффект химической реакции

1. Тепловым эффектом химической реакции называют



2. Экзотермические реакции протекают с ……………….. теплоты.

Например:



Горение топлива – экзотермическая реакция (а) Образование оксида азота(II) в разряде молний – эндотермическая реакция (б): N2 + O2 = 2NO – Q

Горение топлива – экзотермическая реакция (а).
Образование оксида азота(II) в разряде молний –
эндотермическая реакция (б):
N2 + O2 = 2NO – Q

Эндотермические реакции протекают с …………………. теплоты.

Например:



3. Поясните, что такое термохимические уравнения.


4. При сгорании 6,5 г цинка выделилось 34,8 кДж теплоты. Вычислите теплоту образования 1 моль оксида цинка (тепловой эффект реакции).




5. Какие из приведенных термохимических уравнений относятся к экзотермическим реакциям, а какие – к эндотермическим?

а) Н2О + С = СО + Н2 – 132 кДж;

б) 2СО + О2 = 2СО2 + 564 кДж;

в) Н2 + I2 = 2HI – 52 кДж;

г) С2Н4 + 3О2 = 2СО2 + 2Н2О + 1400 кДж.


6. Термохимическое уравнение реакции горения метана:

СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О + 890 кДж.

Какое количество теплоты выделится при сгорании 4,48 л (н.у.) метана?

…………………………………………………………………………………………………………

7. При сжигании серы получено 32 г оксида серы(IV) и выделилось 146,3 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.




8. Какая из следующих реакций сопровождается самым большим тепловым эффектом в расчете на 100 г реагирующих веществ (горючего вещества и кислорода)?

4Аl + 3О2 = 2Аl2О3 + 3260 кДж,

4Р + 5О2 = 2Р2О5 + 3010 кДж,

2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + 2610 кДж,

2Мg + О2 = 2МgО + 1220 кДж.




Урок 34.
Обратимые реакции.
Химическое равновесие

1. Обратимыми называют реакции




2. Необратимыми называют реакции




3. Какой знак используют при записи уравнений обратимых реакций? Укажите обратимые реакции и расставьте коэффициенты:

N2 + O2 NO,

2KClO3 KClO4 + KCl,

NH4NO3 N2O + H2O,

NO + O2 NO2.


4. Назовите три признака протекания реакций ионного обмена до конца. Приведите для каждого типа реакций молекулярное и краткое ионное уравнения.




5. Под константой равновесия Кр понимают отношение произведения концентраций продуктов реакции к произведению концентраций исходных веществ. Например, для реакции

А + В С + D

Кр = ........................... .

6. Химическое равновесие – это такое состояние системы ...................




7. Назовите три основных фактора воздействия на равновесную систему с целью смещения химического равновесия.




8. Сформулируйте принцип Ле Шателье.

9. Каким образом сместить равновесие вправо в следующих равновесных процессах:

3H2 + N2 2NH3 + Q,

2NO + O2 2NO2 + Q,

Сl2 + СО COCl2 + Q?




 


* Степень окисления – это условный заряд атома в соединении.