Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2006

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

 

О.С.ГАБРИЕЛЯН,
И.Г.ОСТРОУМОВ,
А.К.АХЛЕБИНИН

СТАРТ В ХИМИЮ

7 класс

Содержание

Глава I. Химия в центре естествознания.

§ 1. Химия как часть естествознания. Предмет химии.

§ 2. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.

Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

Практическая работа № 2. Наблюдение за горящей свечой.

§ 3. Моделирование.

§ 4. Химические знаки и формулы.

§ 5. Химия и физика.

§ 6. Агрегатные состояния веществ.

§ 7. Химия и география.

§ 8. Химия и биология.

§ 9. Качественные реакции в химии.

Глава II. Математика в химии.

§ 10. Относительная атомная и молекулярная массы.

§ 11. Массовая доля элемента в сложном веществе.

§ 12. Чистые вещества и смеси.

§ 13. Объемная доля газов в смеси.

§ 14. Массовая доля вещества в растворе.

Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

§ 15. Массовая доля примесей.

Глава III. Явления, происходящие с веществами.

§ 16. Разделение смесей.

§ 17. Дистилляция и перегонка.

Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли.

Практическая работа № 5. Очистка поваренной соли.

§ 18. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.

§ 19. Признаки химических реакций.

Практическая работа № 6. Изучение процесса коррозии железа.

Рассказы по химии.

Рассказы об ученых. М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров.

Рассказы о веществах. Азот. Алюминий. Железо. Золото. Водород. Вода. Хлорид натрия. Карбонат кальция.

Рассказы о реакциях. Фотосинтез. Реакция горения. Коррозия.

Глава 1. Химия в центре естествознания

§ 1. Химия как часть естествознания. Предмет химии

Человек связан с окружающим его миром живой и неживой природы тысячами незримых нитей. Он и сам является ее частью. Природа кормит, поит человека, обеспечивает его повседневные потребности, дарит несказанное удовольствие от общения с ней.

Однако взаимоотношения человека с окружающей средой складываются очень непросто. С одной стороны, человек благоговеет перед природой, восторгается ею, воспевает ее в стихах, запечатлевает в прекрасных картинах и фотографиях (рис. 1).

Рис. 1. «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Рис. 1.
«Как прекрасен этот мир,
посмотри!»

С другой стороны, тот же человек вырубает леса, истребляет животных, загрязняет окружающий мир промышленными и бытовыми отходами, превращает прекрасные и полноводные реки в сточные канавы (рис. 2).

Рис. 2. Так выглядит прекрасный мир в результате варварской деятельности человека: а – вырубки леса; б – отравления атмосферы промышленными выбросами

Рис. 2.
Так выглядит прекрасный мир
в результате варварской деятельности человека:
а – вырубки леса; б – отравления атмосферы
промышленными выбросами

Терпеливая и мудрая природа в ответ наказывает человека землетрясениями и цунами, наводнениями и снежными лавинами, непредсказуемыми сменами климата и погоды (рис. 3).

Рис. 3. Наводнения (а) и смерчи (б) – грозное оружие в руках природы
Рис. 3.
Наводнения (а) и смерчи (б) –
грозное оружие в руках природы

Чтобы взаимоотношения человека и окружающего его мира были добрыми и гармоничными, необходимо знать и понимать природу, бережно к ней относиться, разумно и грамотно вести хозяйственную деятельность. Этому призваны способствовать и изучаемые в школе предметы, которые относятся к естествознанию: география, биология, физика, химия. С некоторыми из них вы уже успели познакомиться на предыдущих этапах обучения в школе.

В этом году вы начинаете изучать физику. И только через год, в 8-м классе, будете знакомиться с таким учебным предметом, как химия. И это не случайно. Ведь химия – эта та учебная дисциплина, которая требует к себе ответственного и взрослого отношения.

Химия – это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие.

Как вы знаете, все окружающие нас предметы принято называть физическими телами, а то, из чего они состоят, – веществами (рис. 4, см. с. 14).

Рис. 4. Физические тела (слева) и соответствующие им химические вещества (справа): изделия из железа и порошок железа, солнечная батарея и кремний
Рис. 4.
Физические тела (слева) и соответствующие им
химические вещества (справа):
изделия из железа и порошок железа,
солнечная батарея и кремний

Всякое тело имеет форму и объем. В свою очередь, каждое вещество индивидуально и неповторимо по своим признакам – свойствам: агрегатному состоянию, плотности, цвету, блеску, запаху, вкусу, твердости, пластичности, растворимости в воде, способности проводить тепло и электрический ток.

Опишем, например, свойства трех различных веществ в трех различных агрегатных состояниях: кислорода, уксусной кислоты и алюминия (табл. 1, см. с. 14).

Таблица 1

Свойства кислорода, уксусной кислоты и алюминия

Свойства вещества Вещество
Kислород Уксусная кислота Алюминий
Агрегатное состояние при обычных условиях Газ Жидкость Твердое вещество
Цвет Без цвета Без цвета Серебристо-белый
Вкус Безвкусный Kислый Безвкусный
Запах Не имеет Резкий специфический Не имеет
Растворимость в воде Плохо растворим Растворима Практически нерастворим
Теплопроводность Низкая Небольшая Высокая
Электропроводность Отсутствует Малая Высокая

Знание свойств веществ необходимо для их практического применения. Например, на рис. 5 (см.
с. 14) представлены области применения алюминия, обусловленные свойствами этого металла.

Рис. 5. Области применения алюминия, обусловленные его свойствами
Рис. 5.
Области применения алюминия,
обусловленные его свойствами

Многие вещества – ядовитые, взрывоопасные и горючие, а поэтому требуют осторожного и грамотного отношения при работе с ними. Теперь вам, очевидно, стало понятно, почему химию изучают на более старшей ступени обучения в школе – в 8-м классе.

Наш курс призван подготовить вас к изучению этого серьезного и важного предмета, поэтому он так и называется: «Старт в химию».

Но является ли химия совершенно новой для вас дисциплиной? Об этом вы узнаете из следующих параграфов.

1. Какие учебные предметы относятся к естественным?

2. Приведите примеры положительного воздействия человека на окружающую среду.

3. Приведите примеры отрицательного воздействия человека на природу.

4. Что изучает химия?

5. Из следующего перечня названий выпишите отдельно тела и вещества: снежинка, капля росы, вода, льдинка, сахар-песок, кусочек сахара, мел, школьный мелок. Сколько тел и сколько веществ названо в этом списке?

6. Сравните свойства веществ (т. е. установите общее и различное между ними): а) углекислый газ и кислород; б) азот и углекислый газ; в) сахар и соль; г) уксусная и лимонная кислоты.

7. Какие свойства алюминия лежат в основе его применения?

8. Почему химию начинают изучать позже, чем биологию, географию, физику?