Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №23/2005

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Из опыта организации
обобщающе-контролирующего
урока-игры

Уроки-игры дети любят. А учител любят их показывать как открытые уроки. Интерес детей к таким урокам сохраняется дольше учительского. «А мы еще когда-нибудь в элементы играть будем?» – спрашивают меня семиклассники. Но интересы детей с учительскими совпадают нечасто. Подготовка урока-игры требует и больше времени, и некоторых материальных затрат, чем подготовка просто хорошего обобщающего урока или урока-контроля.
Кроме того, на мой взгляд, как и у каждого типа урока, у урока-игры (в групповой форме работы) есть не только положительные, но и отрицательные стороны.

Плюсы:

1. Работа в группах способствует общению, что очень важно для подростков.
2. Актуализируется весь пройденный в теме материал, ученики осмысливают приобретенные знания, т.к. обнаруживается его социальная значимость.
3. Учитель может оценить фактический уровень знаний, умений, навыков, дифференцированный по уровню усвоения (репродуктивному, конструктивному, творческому), подготовив задания разной сложности.

Минусы:

1. Общаться могут и любят не все, особенно если правила общения в группе не вырабатывались учителем ранее.
2. Осознаются приобретенные знания теми учащимися, у которых они есть. Задания игры выполняют на самом деле не все, а лишь лидеры групп.
3. Оценка знаний будет количественной и качественной, но не индивидуальной. За спинами «сильных» легко спрячутся «слабые» и «лентяи», освоившие тему поверхностно (они умеют создавать видимость бурной деятельности).

Поработав администратором школы и экспертом учителей, побывав на многих уроках-играх, я в них несколько разочаровалась. Никогда их не показываю учителям и администрации, приглашаю на такие уроки только родителей учащихся и их классных руководителей, потому что только они – значимые для учеников «посторонние» лица. Накопив игровой материал, я поняла: детям эти уроки гораздо нужнее, а запас разнообразных дифференцированных заданий позволит игре при правильной ее организации стать настоящим уроком закрепления, обобщения и контроля знаний.
Огромную помощь в накоплении материала для таких уроков мне оказали мои коллеги – учителя химии, присылающие свои разработки в вашу газету «Химия» (ИД «Первое сентября»), а также авторы использованной мною литературы: Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993; Учителю химии о внеклассной работе. Сост. А.Х.Гусаков, А.А.Лазаренко. М.: Просвещение, 1978; Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988; Леенсон И. Рабочая тетрадь «Химические элементы и химические законы». М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995.
Не претендуя на новизну содержательности заданий, я хочу поделиться с коллегами (особенно молодыми) способом организации урока-игры для детей, т.е. не открытого и не показательного, но полезного и востребованного учащимися.

ПОБЕГАЕМ ПО СИСТЕМЕ

Урок-игра по теме
«Первоначальные химические понятия»
пропедевтического курса химии 7 класса
(конец I полугодия при 1 ч в неделю)

Цели урока

1. Обобщить, скорректировать, актуализировать знания символов химических элементов, их положение в периодической системе химических элементов (ПСХЭ) Д.И.Менделеева, первоначальные сведения о применении простых веществ и соединений элементов.

2. Проанализировать уровень осознания и усвоения понятий «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», навыки выполнения расчетов по химическим формулам, умение различать чистые вещества и смеси.

3. Развить творческие и аналитические способности учащихся (путем выполнения творческих заданий).

Примечание. В зависимости от привычного темпа коллективной работы и объема выполненных заданий этот урок может уложиться в один, два или три реальных урока и не в один день.

Дидактическая наполненность и оборудование

1. Задания группам, размноженные на ксероксе (или набранные на компьютере) в формате А2, А3, по числу групп. Группа не может быть более семи человек. Самое удобное число участников группы – шесть.

2. Индивидуальные задания капитанам команд.

3. Приготовленные каждым участником игры в качестве домашнего задания задачи-сказки (или не сказки) на расчеты по химическим формулам или кроссворды по символам химических элементов (из 5–10 слов).

Домашнее задание выполняется к предшествующему игре уроку на двойных листах из школьной тетради. На первой странице двойного листа – текст задачи (сказки) или соответственно кроссворд с его заданиями. На третьей странице двойного листа – фамилия ученика, составившего задачу (кроссворд), решение задачи (ответы на кроссворд). Учитель проверяет работу и оценивает ее на третьей странице, затем отрезает второй лист двойного листа, так что для игры остается только первый лист с задачей (кроссвордом). Этот лист и будет индивидуальным заданием каждому ученику на уроке-игре.

На самом деле учащиеся не отличаются исполнительностью при выполнении домашнего задания, недостающие первые листы я выдаю из запаса от других классов или прошлых лет либо просто выдаю карточки с типичными задачами по теме.

4. Жетоны-оценки скорости выполнения задания из цветного картона (красные, синие, зеленые).

5. Стопки чистых тетрадных листов для ответов команд, простые (мягкие) карандаши и ластики (для работы на листах с заданиями).

6. Учебники по химии для 8-го класса с ПСХЭ Д.И.Менделеева.

7. Лотки с химическими стаканчиками, в которых находятся чистые вещества и смеси веществ, магниты, стакан с водой (по числу групп). Смеси и вещества для распознавания могут быть следующими: восстановленное железо в опилках плюс сера в порошке, толченый древесный уголь, стружка магния (или опилки), сода и т. п. (по числу групп).

8. Карточка с перечислением выданных веществ и смесей.

9. Записанные на второй доске или оформленные на ватмане «Правила сотрудничества».

10. Колокольчик (таймер или свисток).

11. Карточки размером 7х8 см с символами шести-семи химических элементов (комплекты по числу групп).

План урока

1. Вводное слово учителя о правилах сотрудничества и системе оценивания.

2. Представление команд (название, девиз, капитан).

3. Этапы командной игры:

а) разминка (ребусы и загадки);

б) командная игра;

в) физкультминутка (подвижная игра);

г) конкурс капитанов и индивидуальные задания;

д) практикум (распознавание веществ).

4. Подведение итогов командной игры и оглашение результатов индивидуальной работы.

Организация пространства

Парты разворачиваются «лицом» друг к другу и устанавливаются так, чтобы никому из участников не приходилось сидеть спиной к доске.

Правила сотрудничества

1. Ведущий (учитель) общается только с капитаном команды, а капитан только со своей командой.

2. Все выполненные задания принимаются только в письменном виде (кроме задания физкультминутки).

3. Команды – это соперники, поэтому внутри команды участники общаются так, что слышат друг друга, но их не слышат другие команды, т. е. шепотом или очень тихим голосом.

4. Ведущий объявляет результаты каждого задания, выдавая жетон за скорость его выполнения
(I – красный, II – cиний, III – зеленый) и выставляя оценку за качество. Оценки фиксируются на листах с ответами и на доске.

5. Время выполнения задания ограничивается звонком (колокольчика).

Примечание. Все материалы для этапов игры разложены на столе учителя в порядке выполнения заданий.

Примеры заданий

1. Для этапа «Представление команд» нужно назвать команду и сочинить девиз, в котором было бы что-то химическое (2 мин).

2. Для «Разминки» разгадать загадки и ребусы.

Загадки

Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать.

(Ответ. Na (натрий).)

Я – газ, простое вещество,
Двузначен номер мой,
А слог мой первый – божество,
Река – мой слог второй.

(Ответ. Rn (родон).)

Основа моя – сухая трава,
С обоих концов – согласные.
В целом я – газ, дорогие друзья,
И кто я, думаю, ясно вам.

(Ответ. Xe (ксенон).)

Накопить таких загадок можно много и собрать их в нетолстый школьный альбом: на лицевой странице – текст загадки, а на обороте – символ химического элемента (отгадка).

Ребусы

Ребусы лучше выполнить также в нетолстом альбоме, покрупнее, красиво.

3. Примеры заданий для этапа «Командной игры» приведены в приложении 1.

4. Заданием физкультминутки может быть «Химическая эстафета». Участники каждой команды, стоящие один за другим (как в обычной эстафете), бегут к доске и пишут на ней (под зафиксированным названием своей команды) символы химических элементов какой-то группы или периода ПСХЭ.

Возможна также игра «По порядку номеров». Команды выстраиваются шеренгами лицом друг к другу. У ведущего находятся комплекты карточек разного цвета с символами химических элементов (по числу участников команды). Ведущий отдает комплекты карточек капитанам, а те по сигналу раздают их по одной членам своей команды, которые перестраиваются так, чтобы символы химических элементов на карточках в их руках расположились по порядку увеличения атомных номеров.

5. Примеры задач домашнего задания, сочиненные ребятами в предыдущие годы.

Братья-близнецы Водороды и их приятель Кислород создали кооператив «Вода». Каждый брат Водород внес в уставный капитал по одной тысяче рублей, а их приятель Кислород – шестнадцать тысяч.

Каков уставный капитал кооператива «Вода» и какова доля братьев в нем?

Повар испек торт «Сахар». Для этого он взял двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода и одиннадцать атомов кислорода.

Какова масса испеченного торта и какую долю в нем составляет углерод?

6. Примеры заданий для конкурса капитанов приведены в приложении 2.

7. Задание по распознаванию смеси или вещества.

Описать физические свойства вещества: агрегатное состояние, форму частиц, их блеск, твердость, плотность в сравнении с водой (больше или меньше 1 г/см3), растворимость, способность намагничиваться.
Определить, выдано одно вещество или смесь двух веществ. Найти по карточке-определителю, что именно было выдано.

Карточка-определитель предоставляется после выполнения описания физических свойств.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Химические элементы и химические законы

1. Просмотрите внимательно периодическую таблицу химических элементов и выпишите из нее как можно больше названий элементов вместе с их символами, которые связаны:

а) с географическими названиями

Элемент Символ
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….

б) с фамилиями исследователей

 

Элемент Символ
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….
……………………………………… ……………………………………….

Победителями в этом соревновании были Вася и Петя, которые любили не только химию, но и географию (например, они знали старинные латинские названия России, Франции, Парижа, Стокгольма, Кипра, Копенгагена).

2. Заполните пустые клетки так, чтобы по горизонтали читались русские названия химических элементов: Ag, Br, Fe, H, I, O, Sn.

3. Впишите по вертикали названия химических элементов, и в выделенной строке вы прочтете фамилию великого русского ученого.

1 – С; 2 – О; 3 – Al; 4 – N; 5 – Zn; 6 – I; 7 – P; 8 – H; 9 – Pb.

4. Задание «Угадай-ка».

Найдите закономерность расположения символов химических элементов в круге и впишите вместо вопросительного знака соответствующий символ. В первом круге каждого из вариантов содержится пример ответа.

Угадайте, по какому принципу расположены элементы в каждом из вариантов.

5. Задание «Найди ошибку».

Найдите и вычеркните неверно записанные символы химических элементов.

He Fr Tb H Ha Na C Cu Th Si
O Np Os Ca Sc Fi N Nb Zn Fe
Ni Zp Eh V Cl Va P Mg B K
W AL As Ab Ac Au Am An Ar At
B Ba Be Bu Bi Br Bm Bk Xe Sn

6. Вася и Петя любили составлять и разгадывать анаграммы — слова (обычно фантастические), в которых порядок букв переставлен. Попробуйте разгадать некоторые из их «химических анаграмм».

Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента. Если на разгадку всех названий элементов у вас ушло меньше десяти минут, можете поставить себе пятерку с плюсом. Если же вы не сможете этого сделать до конца учебного года, снизьте себе оценку, насколько сочтете возможным.

Итак, расшифруйте названия химических элементов.

Без этого элемента вы не отрежете и куска хлеба.

Е З Е Л О Ж
           

Без этого элемента не проживете и десяти минут.

С Л И К О Д О Р
               

Этот элемент помогает расшифрованному первому элементу бороться со вторым.

Е К Л И Н Ь
           

Этот элемент можно найти в некоторых электрических лампочках грибовидной формы.

П Р И Т О Н К
             

Этот элемент помогает спирали держаться в лампочке.

М Е Д И Н Л О Б
               

Этот элемент ищите среди камней.

М Н И К Р Е Й
             

Без этого элемента в печке не будет огня.

Л Е О Д Р У Г
             

Блестит, но не золото.

Н А П Л И Т А
             

Младший брат предыдущего расшифрованного элемента.

О Р Р Е Б Е С
             

У этого элемента действительно большая удельная масса.

Ц И Н В Е С
           

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Знакомимся с символами и названиями химических элементов

1. Однажды собрались на Олимпе за праздничным столом 13 богов и героев: Нептун, Афина Паллада, Зевс, Гелиос, Уран, Афродита, Тантал, Ниоба, Геракл, Прометей, Церера, Аполлон и Плутон. К сожалению, мест оказалось только девять, поэтому зашел спор о том, кому где сидеть. Боги сами не смогли решить эту проблему и попросили Васю и Петю рассудить их. Любовь к химии помогла ребятам быстро выявить четверых лишних и вежливо попросить их прийти в следующий раз.

Попробуйте повторить подвиг ребят: используя таблицу Д.И.Менделеева, объясните ушедшим и очень расстроенным богам, почему именно они оказались лишними.

2. Вася и Петя очень любили химию, а Коля ее терпеть не мог. Поэтому Коля никогда не понимал содержания записок, которыми обменивались Вася и Петя. Дело в том, что они передавали записки через Колю, а он из любопытства всегда в них заглядывал.

Попытайтесь расшифровать одну фразу из такой записки. Ключ к расшифровке вы найдете в периодической таблице Д.И.Менделеева.

…………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

Составьте зашифрованные по этому принципу слова или короткие фразы и запишите их расшифровку.

Дополнительный вопрос: как вы думаете, чего кроме химии не знал Коля?

3. А теперь, когда вы уже достаточно хорошо ориентируетесь среди химических элементов, поиграем с ними в шарады. Под рисунками впишите символы и названия химических элементов.

Хвастовство элементов

– Если отбросить первую букву в моем названии, я превращусь в напиток, если изменить первую букву – в другой химический элемент, а если изменить третью букву – в церковь. Кто я?

– А я при добавлении одной буквы в начале превращаюсь в метель.

– При замене первой буквы в моем названии я превращаюсь в столярный инструмент.

– А я при добавлении впереди одной буквы превращаюсь в полупроводниковый прибор.

Если вам понравилась такая игра, придумайте другие шарады с названиями химических элементов и дайте их отгадать товарищам.

И.М.КОСТИКОВА,
учитель химии средней школы № 4
(г. Большой Камень, Приморский край)