Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №22/2005

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

 

Дифференцированный подход
при решении химических задач

Согласно планированию уроков учитель химии отводит учебные часы на изучение решения типовых расчетных задач по различным темам.

Как правило, мы сталкиваемся с тем, что часть учащихся достаточно легко справляется с поставленными задачами, а остальные... Остальные даже и не пытаются их решать, зная, что они не смогут это сделать никогда. Они привычно списывают ответы с доски либо из тетради соседа. Но, несмотря ни на что, мы требуем и от тех, и от других вдумчивого и полного решения задачи, забывая (или не задумываясь), почему ученик слабый и почему он никак не может решить эту легчайшую задачу. Как правило, проблемы у этих ребят были заложены уже в начальной школе. Вначале им плохо давалась математика, потом физика и вот, наконец, химия!

К сожалению, учитель химии не может исправить создавшееся положение. А вот помочь отстающим не чувствовать себя ущемленными можно. Для всех учащихся необходимо ставить посильные цели и сообщать о конкретной оценке за совершенные действия.

Проводя самостоятельные работы по решению типовых задач, я заранее оговариваю, за какую задачу можно получить такую-то оценку. И даже привожу в тексте работы основные формулы для расчета. Ведь, как известно, повторенье – мать ученья. И если ученик не знает формулы (не выучил, забыл от волнения, не был на данной теме, да мало ли еще какие причины), у него все равно есть шанс решить задачу, а может быть, даже и понять то, что раньше никак не давалось понять. При этом для того, чтобы ученик сразу же мог оценить решение своей задачи, я предлагаю к ним ответы (правда, только для задач на «3» и «4»). Таким образом я делаю все возможное, чтобы ученик заработал свою «кровную» тройку. Ну а чтобы получить «4» и «5», нужно будет потрудиться.

Предлагаю вариант самостоятельной работы для 8-го класса – решение задач по теме «Вычисление массовой доли». В работе шесть задач. При решении первых двух задач ученик получает оценку «3», вместе со вторыми двумя – «4», а за решение 5-й и 6-й задач – оценку «5».

Задачи на массовую долю вещества

Массовая доля вещества обозначается буквой и определяется по формуле:

= m(в-ва)/m(смеси).

Объемная доля вещества обозначается буквой и определяется по формуле:

= V(в-ва)/V(смеси).

Вариант 1

1. Массовая доля (%) натрия в хлориде натрия NаСl равна:

1) 23 : 35,5•100; 2) 23 : 58,5•100;

3)35,5 : 23•100; 4) 35,5 : 58,5•100.

Ответ. 2.

2. В 105 г воды растворили 35 г соли. Вычислите массовую долю растворенного вещества.

Ответ. 25%.

3. 200 г 16%-го раствора соли упарили наполовину. Какой стала массовая доля соли в полученном растворе?

Ответ. 32%.

4. Определите количество вещества в 250 кг известняка (карбонат кальция), содержащего 10% примесей.

Ответ. 2,25 кмоль.

5. Сколько по объему воздуха (в м3) нужно переработать для получения 1 м3 кислорода? Степень извлечения кислорода из воздуха – 95%, кислорода в воздухе содержится 21% по объему.

6. Требуется приготовить 1 кг 15%-го раствора аммиака из 25%-го раствора. Сколько граммов 25%-го раствора аммиака и воды необходимо для этого взять?

Вариант 2

1. Массовая доля (%) углерода в карбонате кальция СаСО3 равна:

1) 12; 2) 40; 3) 48; 4) 100.

Ответ. 1.

2. Вычислите массовую долю растворенного вещества, если в 68 г воды растворили 12 г соли.

Ответ. 15%.

3. Имеется 20 кг 10%-го раствора соли. Вычислите массовую долю соли в растворе, полученном при добавлении 2 кг воды в первоначальный раствор.

Ответ. 9%.

4. Определите количество вещества в 600 кг красного железняка (оксид железа(III)), содержащего 12% примесей.

Ответ. 3,3 кмоль.

5. Зная, что объемная доля азота в воздухе равна 78%, вычислите объем воздуха, который необходим для получения 1 л азота. Степень извлечения азота из воздуха 95%.

6. В 87,5 мл воды растворено 12,5 г СuSО4•5Н2О. Какова массовая доля безводной соли в получившемся растворе?

Е.В.ЗЯБЛОВА,
учитель химии
средней школы № 1930
(Москва)