Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2005

Я ИДУ НА УРОК

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ НЕОРГАНИЮ

Урок-игра

Цели. Повторить и систематизировать знания учеников о классификации, номенклатуре, свойствах основных классов неорганических соединений;

закрепить умение решать расчетные задачи по уравнениям реакций;

продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях;

закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Оборудование.

• На доске – три схемы превращений, закрытые плакатом, на котором нарисованы три рюкзака с карманами;

• карточки с формулами оксидов, кислот, оснований;

• плакат с сокращенным условием задачи;

• периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

• таблица растворимости.

Тип урока. Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений и их свойствах.

Девиз урока. «Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения».

ХОД УРОКА

Мотивация учебной деятельности

Объявляются тема урока и основные задания, которые необходимо решить на уроке.

Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше трофеев (баллов). Страну Неорганию населяет более 100 тысяч жителей – неорганических соединений. На вашем пути встретятся и реки, и густые леса, и горы. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках. Но я думаю, что все вы не растеряетесь и благополучно вернетесь из похода не с пустыми рюкзаками. А чтобы во время путешествия вы не растеряли свои находки, мне необходим помощник, который будет вести счет ваших баллов (им может быть или лаборант, или классный руководитель). Класс делим на три туристические группы, которые будут продвигаться похожими маршрутами.

Актуализация опорных знаний

Учитель. Прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить вашу готовность к путешествию и собрать вещи. Кто быстрее соберет рюкзак? Для того чтобы получить вещества, которые будут вам нужны, необходимо дать правильные ответы на следующие вопросы (вопросы задаются по очереди).

1. Какие простые вещества вам известны? Как их определить по периодической системе?

2. Что такое оксид?

3. Как назвать и классифицировать BaO?

4. Как назвать и классифицировать SO2?

5. Что это за вещество, формула которого Н3РО4? Ответ поясните.

6. Что можно сказать о веществе, формула которого КОН?

7. Что это за вещество, формула которого Са(ОН)2? Ответ поясните.

8. Какие вещества называются солями?

9. Какие примеры солей и их названий вы можете привести?

10. Какие примеры щелочей и нерастворимых оснований вы можете привести?

Вещества, полученные каждой командой, ученики записывают в тетради:

I группа II группа III группа
SO3 ZnSO4 НNО3
BaCl2 НCl Na23
NaOH KОH Сu(ОН)2

Учитель. Мы выяснили, что:

1) сложные вещества делят на оксиды, кислоты, соли, основания;

2) основный оксид – оксид металла, а кислотный оксид – оксид неметалла;

3) основания состоят из атомов металла и гидроксильных групп ОН и бывают растворимыми и нерастворимыми;

4) кислоты состоят из атомов водорода и кислотных остатков;

5) кислотный остаток может быть кислородсодержащим и бескислородным.

Ученики записывают в тетради обобщающую схему 1:

Cхема 1

Учитель. Быстрее всех собрала рюкзак туристическая группа ……………. .

А знаете ли вы вещества, которые взяли? (Ученики называют полученные вещества.)

Основная часть урока

Учитель. Итак, в путь. На нашем пути – речка. Чтобы перебраться через нее, необходимо построить мост, используя вещества из рюкзака. Главное – не промочить ноги. Помогут вам схемы превращений.

I группа II группа III группа
SO3 Na24 BaSO4 KОH Zn(ОН)2 ZnCl2 Na23 H23 CuCO3

Ученик из каждой группы по заданной схеме записывает уравнения реакций на доске, а остальные – в тетрадях. Каждая группа проверяет эти уравнения и исправляет ошибки.

Вопросы к классу

1. К какому типу принадлежат данные реакции?

2. Почему они происходят?

3. Какой вывод можно сделать?

Вывод. Реакции обмена идут до конца, если образуется нерастворимое вещество или неустойчива кислота.

Ученики записывают вывод в тетради.

Учитель. Через речку мы перебрались, а дальше густой лес. Чтобы найти тропинку и пройти через лес, необходимо на схеме 2 знаки вопроса заменить на формулы веществ, которые при взаимодействии между собой образуют указанную соль и находятся рядом в генетическом ряду металла и неметалла, а также написать уравнения соответствующих реакций.

Cхема 2

Схема 2 написана на доске или изготовлена в виде плаката.

Если у учеников возникают трудности, то дается подсказка:

Вопросы к классу

1. При взаимодействии каких сложных веществ образуется соль?

2. Какой вывод можно сделать?

Вывод. Соль образуется при взаимодействии основного и кислотного оксидов, основания и кислоты, основного оксида и кислоты, кислотного оксида и основания.

Ученики записывают в тетради обобщающую схему 3:

Cхема 3

Учитель. Осталось нам преодолеть гору в виде задачи. Перед началом подъема вспомните, с какими веществами взаимодействует кислота с выделением водорода. Так выглядит в общем виде схема этой реакции:

M + HКисл.ост. HКисл.ост. + Н2.

Однако азотная кислота с металлами реагирует иначе, чем другие кислоты. При действии азотной кислоты на металл водород не выделяется:

На доске приведено сокращенное условие задачи. Вам необходимо самостоятельно восстановить полное условие задачи и решить ее.

Дано: m2SO4) = 9,8 г.

Найти: V(H2).

Каждый ученик решает задачу самостоятельно.

Анализ задачи (фронтальная беседа с классом).

1. Какой металл прореагировал с серной кислотой?

2. Какой объем водорода выделился? (У всех учеников один ответ: 2,24 л.)

3. Почему разные металлы вытесняют из данной массы одинаковый объем Н2?

4. Какой вывод можно сделать?

Вывод. Независимо от того, какой металл взаимодействует с данной массой кислоты, выделяется одинаковый объем водорода, потому что атомы водорода входят только в состав кислоты.

Ученики записывают вывод в тетради.

Подведение итогов, определение победителя, выставление оценок.

Домашнее задание

Учитель. Во время путешествия к вашим рюкзакам прицепились паразиты:

а) 2 атома алюминия;

б) 3 атома фосфора;

в) 10 атомов кислорода;

г) 3 атома водорода.

Необходимо составить из символов этих атомов формулы сложных веществ и написать возможные уравнения реакций.

И.М.ШЕВЧЕНКО,
учитель химии
(г. Нетешин,
Хмельницкая обл., Украина)