Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2005

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

О ХИМИИ В СТИХАХ

Сценарий театрализованного представления
«Кто в таблице всех главнее?»

Этот спектакль можно использовать как самостоятельное внеклассное мероприятие, дополнив его теоретическими и практическими заданиями, сообщениями учащихся, или в качестве вступления, например, к вечеру «Посвящение в химики», или как заключительное мероприятие в неделе химии.

Действующие лица: Ведущий, Водород (гордый и высокомерный), Кислород (заносчивый), Озон, Алюминий (осторожный), Кремний («новый русский»), Сера (элегантна и женственна), Углерод (с видом старичка-профессора), Натрий, Фтор (крепкий и спортивный), Азот (с видом «всезнайки»), Гелий (равнодушный), Д.И.Менделеев.

Оформление класса. Установить макет фрагмента таблицы Д.И.Менделеева, приблизительный размер – 2х3 м. Сделать каркас из реек, затянуть его бумагой и прорезать «окошечки» в местах, где должны находиться задействованные в спектакле элементы. Детям-актерам изготовить шапки с символами элементов. Можно отказаться от каркаса и оставить одни шапки с символами или использовать что-то еще, что подскажет ваша фантазия.

ХОД ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ВЕДУЩИЙ.

Как-то ночью при луне,
В предрассветной тишине,
Элементам, что в таблице,
Вот что виделось во сне.

В таблице открывается ячейка «водород», затем последовательно остальные.

ВОДОРОД.

Я – важнейший элемент,
Без меня и Солнца нет.
Я – без запаха и цвета,
Легче газа в мире нету.
Я вхожу в состав воды,
Нефти, всяческой еды.
На планете я пришелец,
Космос – вот где я умелец.
Я – источник света звезд,
Жизнь на Землю я принес,
И в таблице элементов,
Попрошу заметить, первый!

КИСЛОРОД.

Я б молчал, но я скажу:
За всю Землю я дышу.
Я здесь миллионы лет
Распространенный элемент.
Мог бы я и загордиться,
Только синтез прекратится.
Кто окислит углеводы,
Пьет жиры, белки, как воду?
Дел моих не перечислить.
Я – хороший окислитель.
Окисляю все, что хочешь:
И металлы, и не очень.
При горении, в избытке,
Образую с ними оксиды.
И со сложным веществом
Тоже я давно знаком.
Брат родной есть у меня,
Только это – не родня.
Распадается, нестойкий,
Окислитель сильный только,
Появляется в грозу,
Да еще живет в бору.
Я – О2, а он – О3.
В общем, он – позор семьи.

ОЗОН (обращаясь к кислороду).

Может, я тебе позор,
Но несу всю жизнь дозор.
Берегу я всю планету
От, от...
От ультрафиолета.
От лучей, несущих смерть,
Землю я укрыл, заметь!
Я – могучий, я – спаситель,
Люди добрые, смотрите!
Не тревожьте вы Озон,
Вечно другом будет он.
И на Землю жизнь польется
От звезды с названьем Солнце.

АЛЮМИНИЙ.

Спорить я не буду с вами,
Сверху газы, знаем сами.
Только здесь у нас в низине
Всех важнее алюминий.
Серебристый я и легкий,
А веществ даю-то сколько!
Глина, шпат, слюда, боксит,
Но люблю я свой оксид.
Красным цветом он – рубин,
Синим – сказочный сапфир.
Трубы, яхты, корабли,
Самолеты и мосты,
Ложки, провода, кастрюли –
Без меня пропали б люди.
И замечу вам, друзья,
В розыске российском я.
Ищет всякий, стар и млад,
А найдет – бежит сдавать.

КРЕМНИЙ.

Алюминий, ты – нахал!
Аль про кремний не слыхал?
Не смеши-ка братанов,
Кремний здесь и царь, и бог.
На Земле я строил горы
В первобытную эпоху.
Дал скелеты организмам,
Горные воздвиг массивы.
Пляжи я покрыл песком,
Горным сыпал хрусталем.
Первым людям тоже я
Дал орудия труда.
Ну а в нынешнем столетьи
Без меня скучали б дети.
Я в компьютере, друзья:
Чипы – тоже из меня.

СЕРА.

Тише, Бутлерова ради,
Слово вставить дайте даме.
Говорить не буду долго,
Самородная я – в желтом.
Я вхожу в белки, ферменты,
В жидком воздухе я – в белом.
Дама я, могу вспылить,
Всем тогда дам прикурить.

ВОДОРОД.

Про тебя здесь каждый знает:
Атмосферу загрязняешь.

СЕРА.

А в промышленности мне
Нету равных на Земле.

УГЛЕРОД.

Я всех слушал до поры,
Ваши доводы смешны!
Глупость каждый здесь несет,
Миром правит Углерод.
Это я – основа жизни.

НАТРИЙ.

Надоело, можно тише?

УГЛЕРОД.

Помолчите-ка, милейший,
Как-никак я здесь важнейший.
С человеком я дружу,
Тыщи лет ему служу.
Символ мой найдешь везде:
И в угле, и в известняке,
Я – в алмазе, нефти, торфе,
Я – графит, я – газ,
не спорьте.
Все растения и звери
Углерод имеют в теле.
Вот спросите Водорода,
Я да он всему основа.

ФТОР.

Ну, не надо горячиться,
Самый сильный я в таблице.
Силу здесь со всеми мерил,
Где там наш силач Карелин?
Не боись, вылазь на свет,
Фтор всем шлет
физкульт-привет.

АЗОТ.

А позвольте вам заметить:
Всех важнее ум на свете.
Вот возьмем меня, к примеру.
Будь я чуточку сильнее,
С кислородом тогда в паре
Ядовитый газ мы б дали,
А слабей я окажись,
И замрет на свете жизнь.

ГЕЛИЙ.

Ой, не спорьте, элементы.

ВОДОРОД.

Да тебе-то что, инертный.

ГЕЛИЙ.

Да, инертный, да я – гелий,
Но совет я дам вам дельный.
Вы спросите-ка скорее,
Что вам скажет Менделеев.

Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ.

А скажу я вот что, други:
Есть у всех у вас заслуги.
Важность каждого, друзья,
В том, что вертится Земля.
Вы создали всю планету.
Верно, жизни без вас нету.
Больше сотни вас, друзья,
Для меня вы как семья.
Вместе, дружно, сообща
Вы творите чудеса.
Ваша сила – в вашем братстве,
Мощь – в количестве реакций.

ВОДОРОД.

Гляньте, ночь уже прошла.

АЛЮМИНИЙ.

Ой, примчится детвора.

УГЛЕРОД.

Соберутся, забияки.

СЕРА.

Будут путать наши знаки.

КИСЛОРОД.

Наши свойства забывать.

КРЕМНИЙ.

Им бы только все взрывать.

МЕНДЕЛЕЕВ.

Ай-ай-ай, неужто, братцы,
Дети к знаньям не стремятся?
Нет, не верю! Кто-то должен
Труд, мной начатый,
продолжить.
Передайте это детям:
Глупым скучно жить на свете.

ВЕДУЩИЙ.

А что скажете, друзья,
Если к ним отправлюсь я?
Думаю, что будет толк.
Здравствуйте, начнем урок
И докажем, что не зря
Тратим время с сентября.
Буду задавать вопросы,
Не раздумывайте долго.
Кто окажется быстрее
Да к тому же всех умнее,
Знак отличия получит,
Что не зря предмет мой учит.

С.Г.ТАКТАШЕВА,
учитель химии школы № 26
(г. Зима, Иркутская обл.)