Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2005

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

CОВЕТЫ
молодым специалистам
и не только…

У многих молодых специалистов возникают проблемы с дисциплиной учащихся. Чтобы заинтересовать учащихся изучением химии, приходится искать и разрабатывать различные методические приемы. Особенно важна такая работа на первых этапах изучения предмета. Я разработала несколько приемов, преследующих цель показать связь школьной программы по химии с реальной жизнью учащихся. Хочу поделиться с вами одним из них.

Применение кислот в жизни человека: а – для дезинфекции сантехники, очистки плит, при пайке металлов; б – для получения лекарств, удобрений, красителей, взрывчатых веществ; в – в кулинарии; г – в производстве минеральных удобрений, лекарств, моющих средств, красок, искусственного волокна; д – для отбеливания при стирке

Применение кислот в жизни человека:
а – для дезинфекции сантехники, очистки плит, при пайке металлов;
б – для получения лекарств, удобрений, красителей, взрывчатых веществ;
в – в кулинарии; г – в производстве минеральных удобрений, лекарств,
моющих средств, красок, искусственного волокна;
д – для отбеливания при стирке

На изучение кислот в 8-м классе отводится три часа, при изучении этой темы учащиеся должны выполнить лабораторную и практическую работы. Тема «Кислоты» в курсе химии средней школы – одна из тем, наиболее тесно связанных с повседневной жизнью учащихся.

С органическими кислотами ребята сталкиваются почти каждый день при приеме пищи, газированных вод, фруктов и сладостей. В последнее время кислоты стали «популярными» из-за проблемы кислотных дождей.

При выполнении лабораторной работы в 8-м классе предлагаю вместо соляной, серной, азотной кислот использовать соки, полученные из апельсина, лимона, красного и зеленого яблок. Выжать сок из апельсина и лимона и разлить его по пробиркам, а если сока мало, то можно в него добавить дистиллированную воду. Что же делать с яблоками, ведь из них учитель не может выжать сок без помощи техники? Эту проблему можно решить следующим образом. Яблоки разрезать на маленькие кусочки так, чтобы на них можно было капнуть индикатор. Можно также использовать фруктовые соки.

Если выдавить в заваренный чай сок из лимона, то цвет чая становится светлее. Так действует лимонная кислота (рис. 1).

Рис. 1. Осветление чая лимонным соком
Рис. 1.
Осветление чая лимонным соком

С помощью соляной кислоты в железных кастрюлях заделывают дырки и повреждения. Соляная кислота служит также для паяния металлов (рис. 2).

Рис. 2. Смесь соляной кислоты с цинком помогает чинить дырки

Рис. 2.
Смесь соляной кислоты
с цинком помогает чинить дырки

Серная кислота используется в аккумуляторах: больших – в машинах и маленьких – в аккумуляторных батарейках (рис. 3).

Рис. 3. Серная кислота в аккумуляторах
Рис. 3.
Серная кислота в аккумуляторах

При изучении темы «Кислоты как электролиты» в 9-м классе можно провести опыты-демонстрации. Для этого необходимы газированные воды: «Пепси-кола» или «Кола-кола», «Фанта» (лимонный и апельсиновый вкус). Опыты позволяют доказать, что в состав всех газированных вод входят различные кислоты. Сначала нужно прочитать этикетки на бутылках и раздать буклеты с химическим составом вод учащимся на столы (таблица).

Таблица

Состав газированных вод

«Пепси-кола» «Фанта»
(лимонный вкус)
«Фанта»
(апельсиновый вкус)
Вода Н2О Вода Н2О Вода Н2О
Диоксид углерода СО2 Диоксид углерода СО2 Диоксид углерода СО2
Ортофосфорная кислота H3PO4 Лимонная кислота

Лимонная кислота

Kофеин

Эфиры глицерина

Изо-бутират (ацетат) сахарозы
Бензоат натрия

Бензоат натрия

Аскорбиновая кислота Аскорбиновая кислота

В состав всех вод входит угольная кислота. Чтобы обнаружить другие кислоты, надо избавиться от угольной кислоты. Для этого в три стакана наливают разные газированные воды. Затем их кипятят, чтобы выделился оксид углерода(IV). В состав «Пепси-колы» и «Кока-колы» входит ортофосфорная кислота, а в состав «Фанты» – лимонная кислота. После того как выделится весь оксид углерода(IV), по таблице растворимости кислот, оснований и солей следует найти, какие соединения образуют осадки с ортофосфорной кислотой.

Соли ортофосфорной кислоты почти все нерастворимы, за исключением соединений калия, натрия и аммония. При добавлении хлорида алюминия в раствор «Пепси-колы» и осторожном подщелачивании раствора в осадок выпадает ортофосфат алюминия. Это доказывает, что в состав «Пепси-колы» входит ортофосфорная кислота.

В «Фанту» также можно добавить хлорид алюминия, осадок не образуется. Если добавить соду, то выделится углекислый газ.

Учащиеся получают задание написать реакции ионного обмена, о которых говорилось выше. Тему «Кислоты» можно продолжить при изучении органической химии.

Р.О.МАГОМЕДОВА,
учитель химии
школы № 184
(Москва)