Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2005

Я ИДУ НА УРОК

Посвящение в химики

Основные классы
неорганических соединений

Урок-путешествие 8 класс

Цели. Выявить и закрепить знания учащихся об основных классах неорганических веществ, сообщить интересные факты о веществах и явлениях, чтобы вызвать интерес к дальнейшему изучению химии.

Эпиграф. «Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в нем прилежно упражнялся».

Оформление класса. Плакаты: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области»; «Обобщение – это установление закономерности, выявленное в результате опыта»; «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»; «Рукой победишь одного, а головой тысячи».

Эмблема старшеклассников. «Семь металлов создал свет по числу семи планет» (магическая фигура алхимиков).

Продолжительность урока – 2 ч.

ХОД УРОКА

Учитель. Дорогие ребята! У нас сегодня занимательно-обобщающий урок. Цель урока – закрепить знания по основным классам неорганических веществ. Разрешите представить наших гостей – это принцесса Химия и ее ученики (на голове принцессы – корона с надписью «Химия», с ней пять учеников 9-го класса, все гости одеты в белые халаты). Они посвятят вас в химики, расскажут о химии. Предоставим им слово.

Химия. Друзья! Сегодня мы посвятим вас в химики. Но для этого необходимо попасть в страну Химия. Предстоит пройти нелегкий путь, встретится много преград, но в то же время вы узнаете много интересного. Перед вами схема пути в страну Химия.

Путь лежит через четыре страны: Основания, Кислоты, Соли, Оксиды, и пройти их можно, только ответив на вопросы и выполнив задания. Я уверена, что вы выдержите испытание. Желаю удачи, ребята!

Учитель. Скоротать время в дороге нам помогут любопытные факты из химии, которые вам расскажут ученики Химии. Итак, в путь!

Магическая фигура алхимиков
Магическая фигура алхимиков

1-й ученик химии. Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет по числу семи планет». Что это были за металлы? Всмотритесь внимательно в нашу эмблему. Считалось, что первые семь металлов, известные в древности, рождаются в недрах Земли под влиянием лучей Солнца и планет Солнечной системы: золото – под влиянием Солнца, олово – Юпитера, серебро – Луны, железо – Марса, ртуть – Меркурия, свинец – Сатурна, медь – Венеры.

2-й ученик химии. Алюминий – это самый распространенный металл в земной коре. А знаете ли вы, что в середине XIX в. алюминий был самым редким металлом? Так, в 1854 г. стоимость
1 кг алюминия составляла 1200 руб., что было в 270 раз дороже серебра. А в наше время это один из самых дешевых металлов.

Схема пути в страну Химия
Схема пути в страну Химия

Кроме того, вам будет интересно узнать, что природные соединения алюминия используются в качестве драгоценных и полудрагоценных камней. Это кристаллы Al2O3: прозрачные – корунд, окрашенные в красный цвет – рубины, камни синего цвета – сапфиры.

Учитель. Ну вот мы и попали в первую страну – Основания. Вход сюда всегда открыт, а выйти из страны можно, только выполнив некоторые задания.

Задание 1 (фронтальная работа). Какие вещества называют: а) оксидами; б) кислотами; в) солями; г) основаниями?

Задание 2. По химической формуле определите класс вещества (оксид, основание, кислота или соль) и назовите это вещество (на карточках нарисованы формулы веществ, карточки с веществами прилагаются): Al(OH)3, NaOH, HCl, HNO3, CO2, Fe2O3, CuCl2, ZnSO4.

Учитель. С первым заданием справились неплохо. Обратите внимание на то, что в конце пути вы можете не только стать химиками, но и получить звание «Почетный химик». Для этого надо работать активно, и принцесса Химия будет вручать вам особые знаки отличия. Если таких знаков у вас наберется больше, чем у других, вы получите это почетное звание и эмблему от учеников Химии. (Наиболее активным учащимся вручаются звездочки.)

3-й ученик xимии. Что такое золото, вы прекрасно знаете. А знаете ли вы, что такое «белое золото», «черное золото», «мягкое золото»? Оказывается, «белым золотом» называют хлопок, «черным золотом» – нефть, а «мягким золотом» – мех. Все они очень ценные, как и само золото.

4-й ученик xимии. Уголь, которым топят печь и используют в технике, известен всем – это каменный уголь. При сгорании он дает много энергии. Хотя в качестве энергии не всегда используется уголь, слово «уголь» применяют в литературе именно в таком смысле. Например, «белый уголь» – движущая сила воды, «бесцветный уголь» – природный газ, «желтый уголь» – солнечная энергия, «зеленый уголь» – растительное топливо, «синий уголь» – энергия отливов и приливов, «голубой уголь» – движущая сила ветров, «красный уголь» – энергия вулканов.

Учитель. Вот мы в стране Кислоты, и перед нами новое препятствие.

Задание 3 (работа по табл. 1). Составьте формулы солей, образованных указанными в табл. 1. металлами и кислотами. Назовите полученные соединения.

Таблица 1

Формулы солей

Kислоты Металл
Zn K
HCl

ZnCl2
хлорид цинка

 
H2SO4    
HNO3    

Сначала отводится 5 мин на самостоятельную работу с табл. 1, затем двое учащихся заполняют таблицу у доски.

Учитель. Вы успешно преодолели второе препятствие. Прежде чем продолжить наш путь, объявляю привал. Отдохнем, поиграем, займемся отгадыванием загадок.

Работу на привале проводят старшеклассники.

Задание 4 (игровое). Загадки.

1. «От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но я бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда».

(Метилоранж.)

2. Об одном из природных веществ сказано: «Живая кровь, без которой нет человека... Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». Что это за вещество?

(Вода.)

3. Какая кислота находится в желудке у человека?

(Соляная кислота HCl.)

4. «Попасть в кислоту, есть ли горше удача,
Но он перетерпит без вздоха, без плача,
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина».

(Фенолфталеин.)

5. Шарада (составить слово по слогам). Назовите, какое слово пропущено (название одного из классов неорганических веществ).

«Мы первым слогом позовем кота,
Вторым измерим толщу вод,
Союз как третий подойдет,
А целым станет ... ».

(Кислота.)

Учитель. Ребята, вы отдохнули. Сейчас с новыми силами и с большим энтузиазмом продолжим свой химический путь.

5-й ученик химии. Знаете ли вы, почему железо называют «небесным» камнем? Это объясняется легко: все найденные на Земле небесные метеориты оказались состоящими из самородного железа. А на Земле железо в свободном виде не встречается, оно лишь входит в состав железных руд.

1-й ученик химии. Сплавы металлов могли изготавливать уже в 200 г. н. э. Так, в Китае была найдена гробница полководца Чжоу-Чжу, похороненного в 297 г. н. э., которая состояла из очень прочного сплава (40% меди, 5% магния, 55% алюминия). По этой причине гробница и сохранилась до наших дней.

Учитель. Теперь мы в стране Соли, и впереди новая преграда. Чтобы продолжить путь, необходимо выполнить два задания на карточках.

Задание 5 (работа с раздаточными материалами). Карточки раздают всем. Двое учащихся работают у доски. В карточках – задания по химическим свойствам веществ разных классов. Тем, кто их выполнил, вручают звездочки. Вот некоторые примеры заданий по теме «Основные классы неорганических веществ».

Карточка 1

1. Укажите, с какими из перечисленных веществ реагирует соляная кислота:

Cu, Fe2O3, Mg(OH)2, SO2.

Запишите уравнения реакций.

2. Осуществите следующие превращения:

Ca CaO Ca(OH)2 CaSO4.

Карточка 2

1. Допишите уравнения тех реакций, которые идут до конца:

а) NaOH + HCl … ;

б) CuCl2 + KOH … ;

в) NaOH + CaO … ;

г) Сu + HCl … .

2. Напишите формулы кислот, кислотные остатки которых входят в состав следующих солей:

CuCl2, Ca3(PO4)2, Zn(NO3)2, MgSO4.

Проведите классификацию полученных кислот: а) по составу; б) по основности.

Карточка 3

1. Из заданных формул веществ выпишите отдельно:
а) оксиды, б) соли, в) кислоты, г) основания:

Ca(OH)2, SO3, NaNO3, CaO,

K3PO4, Ba(OH)2, H2CO3, H2S.

2. Напишите уравнения реакций нейтрализации, в результате которых образуются соли:

а) AlCl3; б) BaSO4.

Учитель. С этим заданием вы тоже справились. Послушайте интересные сведения об органических соединениях (их изучают в 10-м классе).

2-й ученик химии. Знаете ли вы, что резина, из которой изготавливают многие вещи, в том числе и мячи, состоит из каучука? Впервые каучук был завезен в Европу в 1493 г. Христофором Колумбом. Это случилось так. Во время своего путешествия у островов Гаити Христофор Колумб увидел туземцев, игравших большим плотным мячом (такой игрушки в Европе еще не знали). Мяч, ударяясь о землю, довольно высоко подскакивал в воздух. Колумбу это показалось невероятным, и он привез удивительное вещество в Европу.

3-й ученик химии. Знаете ли вы, ребята, что искусственные органы человека изготавливают из химических полимеров, ими успешно пользуются многие тысячи людей? Так, по данным департамента науки и техники Японии, на планете в 1990 г. искусственные кости и суставы получили примерно 15 000 человек, кровеносные сосуды – 240 000 человек, клапаны сердца – 900 000 человек и искусственные почки – 11 000 000 человек.

Учитель. Вот мы в последней стране – Оксиды – на пути к цели. Остается только справиться с предлагаемым заданием. Работать будем по вариантам.

Задание 6 (игровые таблицы).

Вариант 1. В клетках табл. 2, отвечающих характерным для каждого оксида химическим свойствам, напишите знак «+». Если какое-то свойство у данного оксида отсутствует, то поставьте в клетке «–».

Оценивая каждый «+» в 8 баллов, а каждый «–» в 0,5 балла, посчитайте сумму баллов в табл. 2. Она должна быть равной относительной молекулярной массе оксида хрома(II) СrO.

Таблица 2

Реакции оксидов

Химические свойства Оксид
SO3 CaO CO2 Li2O
Взаимодействует с щелочами        
Взаимодействует с кислотами        
Взаимодействует с водой с образованием кислоты        
Взаимодействует с водой с образованием основания        

Вариант 2. Выпишите из табл. 3 номера клеток, отвечающих характерным для каждого основания химическим свойствам. Сумма номеров правильных ответов равна относительной молекулярной массе сульфида марганца(II) MnS.

Таблица 3

Реакции оснований

Химические свойства Основание
NaOH Cu(OH)2 Ba(OH)2 Fe(OH)3
Взаимодействует с кислотами 1 2 3 4
Взаимодействует с растворами солей 5 6 7 8
Действует на индикаторы 9 10 11 12
Разлагается при нагревании 13 14 15 16

Учитель. Наконец мы у цели – в стране Химия.

Химия. Дорогие ребята! Вы смело прошли через все преграды, и я могу спокойно и уверенно посвятить вас в химики. Повторяйте за мной клятву химиков.

Клянусь тебе, о химия,
Всегда тебя любить!
Кислоты, основания,
Металлы с неметаллами,
Ионы и молекулы,
Реакции и опыты
В душе своей носить.
Клянусь!

Учитель. Звание «Почетный химик» получают…

Учитель называет фамилии отличившихся учащихся. Им вручают эмблемы. Ученики Химии поздравляют всех с посвящением и в честь этого события устраивают фейерверк.

Демонстрационный опыт «Фейерверк в стакане» (проводят старшеклассники). В цилиндр на 200 мл наливают 50 мл концентрированной серной кислоты. Осторожно по стенке цилиндра приливают сверху такой же объем этилового спирта. Спирт надо приливать так, чтобы между слоем спирта и кислотой сохранялась четкая граница. Далее в цилиндр бросают несколько кристалликов КMnО4 (чем крупнее кристалл, тем лучше). На границе кислоты и спирта с треском вспыхивают огоньки в виде фейерверка – это загорается спирт от сильных окислителей HMnO4 и Mn2O7, образующихся в реакции KMnO4 c Н2SO4 (конц.).

Химия. Друзья! Отныне вы в рядах химиков. Закончим же наш праздник гимном химиков (на мелодию песни «Все выше»).

Гимн химиков

Нам суждено пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется,
Мы рождены, чтоб химию любить.

Припев:

Все выше, выше и выше
К вершинам наук мы идем,
И, если с пути не собьемся,
Достигнем всего мы умом.

Учитель. Сегодня вы стали настоящими химиками. И действительно, вы хорошо поработали, показали свои знания. Большое спасибо гостям: Химии и ее ученикам, которые рассказали вам сегодня много интересного и помогли в проведении праздника.

Сдайте свои работы по всем заданиям, по ним будут выставлены оценки.

Если останется время, то можно решить кроссворд.

Химический кроссворд

По горизонтали: 1. Вещества, в состав которых входит кислотный остаток. 3. Вещества, которые образуются при взаимодействии кислот с основаниями. 5. Вещество, состоящее из атомов водорода и кислорода. 6. Класс неорганических веществ. 8. Элемент, входящий в состав воды. 9. Газ, входящий в состав воздуха в самом большом количестве.

По вертикали: 1. Газ, поддерживающий горение. 2. Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. 4. Вещества, изменяющие цвет под действием кислот и щелочей.
7. Название реакции между кислотой и щелочью. 8. Смесь газов, в состав которой входят кислород, азот и некоторые другие.

Ответы на химический кроссворд

По горизонтали: 1. Кислоты. 3. Соли. 5. Вода. 6. Основания. 8. Водород. 9. Азот.

По вертикали: 1. Кислород. 2. Оксиды. 4. Индикаторы. 7. Нейтрализация. 8. Воздух.

Д.А.УРУМОВА-БОРАНУКОВА,
учитель химии республиканского лицея
(а. Хабез, Карачаево-Черкессия)