Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2005

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Предисловие

«Рабочая тетрадь по химии. 11 класс» предназначена для изучения химии в 11-м классе средней школы в комплекте с учебником Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия-11». Этот учебник широко используется в нашей стране. Предлагаемая рабочая тетрадь может быть использована и при обучении по учебникам «Химия-11» О.С.Габриеляна или Р.Г.Ивановой, в которых аналогичное расположение материала: общая и неорганическая химия.
Рабочая тетрадь составлена в форме 60 уроков по 10 темам. Уроки содержат вопросы по разделам программы химии 11-го класса. В завершение каждой темы следует урок с контрольными вопросами, затем приводятся ответы и решения для контроля правильности выполнения заданий. В пособии много вопросов в виде тестов с выбором ответа из нескольких предложенных. Имеются задания в форме таблиц, используются подсказки, с чего начать решение, кроссворды. Большое внимание уделено решению расчетных задач. Последний урок – зачет «Вся школьная химия» (6 вариантов).
Предполагается, что первичными сведениями по химии учащиеся 11-го класса уже владеют. Дополнительную информацию они получают из объяснения учителя на уроке и из учебника, после этого закрепляют материал, отвечая на вопросы рабочей тетради. В результате формируются навыки, необходимые для сдачи экзаменов по химии – школьных (ЕГЭ или устного) и вступительных в вуз.
Первые две темы посвящены органической химии: обобщение знаний по углеводородам и кислородсодержащим соединениям, азотсодержащие соединения. Далее рассмотрены вопросы общей химии: понятия и законы химии, периодический закон, химическая связь, химические реакции, дисперсные системы, а также вопросы неорганической химии: неметаллы, металлы. В заключение – тема 10 «Значение химии в жизни человечества». В конце рабочей тетради содержится словарь терминов. По ключевому слову в словаре можно найти, в каком уроке рассмотрено интересующее вас понятие. Настоящая рабочая тетрадь поможет учащимся лучше понять и усвоить курс химии 11-го класса средней школы. Тематические и итоговые задания будут полезны учителям при работе на уроке и при контроле знаний учащихся.

Содержание

Тема 1. Обобщение знаний по углеводородам и кислородсодержащим органическим соединениям.

Урок 1. Многообразие органических соединений.

Урок 2. Изомерия. Структурные формулы органических соединений.

Урок 3. Классы органических соединений. Углеводороды.

Урок 4. Кислородсодержащие органические соединения.

Урок 5. Химические свойства органических соединений.

Урок 6. Контрольные вопросы к теме 1.

Ответы на упражнения и контрольные вопросы к теме 1.

Тема 2. Азотсодержащие органические соединения.

Урок 7. Амины – состав и строение.

Урок 8. Химические свойства аминов. Анилин.

Урок 9. Аминокислоты.

Урок 10. Белки.

Урок 11. Синтетические волокна.

Урок 12. Контрольные вопросы к теме 2.

Ответы на упражнения и контрольные вопросы к теме 2.

Тема 3. Важнейшие понятия и законы химии.

Урок 13. Современные представления о составе вещества.

Урок 14. Количественные законы химии.

Урок 15. Задачи по уравнениям химических реакций.

Урок 16. Задачи на установление химических формул веществ по данным об их составе и плотности в газообразном состоянии.

Урок 17. Контрольные вопросы к теме 3.

Ответы на упражнения и контрольные вопросы к теме 3.

Тема 4. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете современных представлений.

Урок 18. Элементарные частицы в атоме и периодический закон.

Урок 19. Различия электронов в атомах. Электронные формулы атомов.

Урок 20. Изотопы. Ядерные реакции.

Урок 21. Периодическая система как отражение закономерностей электронного строения атомов.

Урок 22. Изменение свойств атомов простых и сложных веществ в периодах.

Урок 23. Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе.

Урок 24. Контрольные вопросы к теме 4.

Ответы на упражнения и контрольные вопросы к теме 4.

Тема 5. Химическая связь и строение вещества.

Урок 25. Ковалентная и ионная химические связи.

Урок 26. Донорно-акцепторная и водородная связи.

Урок 27. Строение молекул. Гибридизация электронных облаков (орбиталей).

Урок 28. Кристаллические и аморфные вещества.

Урок 29. Комплексные соединения.

Урок 30. Контрольные вопросы к теме 5.

Ответы на упражнения и контрольные вопросы к теме 5.

Тема 6. Химические реакции.

Урок 31. Химическая реакция – процесс образования новых химических связей.

Урок 32. Окислительно-восстановительные реакции.

Урок 33. Тепловой эффект химической реакции.

Урок 34. Обратимые реакции. Химическое равновесие.

Урок 35. Скорость химической реакции.

Урок 36. Катализ и катализаторы.

Урок 37. Контрольные вопросы к теме 6.

Ответы на упражнения и контрольные вопросы к теме 6.

Тема 7. Дисперсные системы.

Урок 38. Дисперсные системы. Коллоидные растворы.

Урок 39. Растворы и растворимость.

Урок 40. Способы выражения концентрации растворов.

Урок 41. Реакции в неводных растворах.

Урок 42. Контрольные вопросы к теме 7.

Ответы на упражнения и контрольные вопросы к теме 7.

Тема 8. Неметаллы.

Урок 43. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Урок 44. Изменение окислительных и восстановительных свойств простых веществ-неметаллов.

Урок 45. Оксиды неметаллов.

Урок 46. Кислородсодержащие кислоты.

Урок 47. Водородные соединения неметаллов.

Урок 48. Контрольные вопросы к теме 8.

Ответы на упражнения и контрольные вопросы к теме 8.

Тема 9. Металлы.

Урок 49. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов.

Урок 50. Физические свойства металлов. Получение металлов.

Урок 51. Реакции металлов главных подгрупп.

Урок 52. Свойства металлов побочных подгрупп.

Урок 53. Сплавы металлов.

Урок 54. Оксиды и гидроксиды металлов.

Урок 55. Важнейшие минералы и применение металлов.

Урок 56. Контрольные вопросы к теме 9.

Ответы на упражнения и контрольные вопросы к теме 9.

Тема 10. Значение химии в жизни человечества.

Урок 57. Материальность окружающего нас мира и явлений, в нем происходящих.

Урок 58. Химия в технике.

Урок 59. Химия и экология. Защита окружающей среды от загрязнения.

Ответы на упражнения к теме 10.

Урок 60. Зачет «Вся школьная химия».

Ответы на вопросы зачета.

Словарь терминов.


Тема 1.
Обобщение знаний по углеводородам
и кислородсодержащим органическим
соединениям

Урок 1.
Многообразие органических соединений

1. На рисунке приведены шаростержневые модели молекул предельных углеводородов:

а) н-бутана;

б) метана;

в) 2-метилпропана;

г) пропана;

д) этана.

Подпишите под моделями молекул соответствующие им названия и молекулярные (вида СхНу) формулы.

2. На рисунке приведены полусферические модели молекул непредельных углеводородов:

а) ацетилена;

б) пропилена;

в) пропина;

г) этилена.

Подпишите под каждой моделью молекул соответствующие им названия веществ и структурные (вида СН2=СН2) формулы.

3. Допишите в приведенный ниже текст недостающие слова из следующего набора: брожение, окисление, глюкоза, этанол, уксусная кислота.

Название процесса превращения виноградного сахара .................... в спирт ................... – .......................... . Вино (винный спирт) на воздухе прокисает с образованием разбавленного раствора ............................................. . Этот процесс – ............................................ .

4. Запишите в приведенном ниже тексте к упоминаемым веществам соответствующие им химические формулы: С, СН3ОН, СН3СООН, СН3С(О)СН3.

При пиролизе древесины без доступа воздуха наряду с древесным углем .................................... получается жидкость, представляющая собой водный раствор уксусной кислоты ................................... , метилового спирта .................................... и ацетона .............................. .

5. Замещением одного или нескольких атомов водорода на атомы галогенов из метана СН4 получают галогенпроизводные. Они служат растворителями, реагентами в синтезе, антисептиками. Напишите формулы: а) йодистого метила – ........................ ; б) метиленхлорида – ......................... ; в) хлороформа – ........................... ; г) четыреххлористого углерода – ............................ .

6. Впишите в предложения пропущенные названия классов веществ.

Дегидрированием (–Н2) алканов получают ....................... и ...................... .

Гидратацией алкенов получают .................................. .

Замещением гидроксильной группы в спиртах на атом галогена получают ............................ .

При окислении альдегидов получают ................................ , а при восстановлении альдегидов – ....................................... .

7. Вставьте в приведенные ниже предложения пропущенные названия веществ: а) поливинилхлорид; б) полиэтилен; в) стирол; г) этан; д) этиленгликоль; е) этилбензол.

Этилен получают дегидрированием ................................................ .

Реакцией полимеризации из этилена получают ............................ .

Название синтетического волокна на основе хлорэтилена – ...................... .

Окислением этилена получают этиленоксид, гидратация которого дает ............................. .

Взаимодействием бензола с этиленом получают этилбензол, дегидратация которого дает ароматический алкен – ............................. .

Урок 2.
Изомерия. Структурные формулы
органических соединений

1. Что называют структурной формулой вещества (молекулы)?

........................................................................................................................

........................................................................................................................

2. Какие вещества называют изомерами?

........................................................................................................................

........................................................................................................................

3. Выберите пары изомеров среди следующих соединений:

........................................................................................................................

4. Составьте структурные формулы изомеров по молекулярным формулам веществ: а) С3Н4;
б) С2Н4О; в) С2Н4SO.

........................................................................................................................

........................................................................................................................

5. Сгруппируйте попарно вещества с изомерией разных видов:

а) углеродной цепи;

б) положения заместителей или функциональных групп при главной углеродной цепи;

в) межклассовой; г) пространственной (цис, транс).

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

6. Чему равна массовая доля углерода в гексахлорбензоле С6Cl6? Приведите формулы и названия двух хлоруглеводородов, у которых массовая доля углерода была бы: а) больше; б) меньше этого значения.

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

Урок 3.
Классы органических соединений.
Углеводороды

1. Впишите в кроссворд по горизонтали в пунктах 1–4, 6 названия классов углеводородов, а в пунктах 5 и 7 – названия их отдельных представителей с шестью атомами углерода в молекуле.

2. Укажите, к каким классам углеводородов принадлежат следующие соединения:

а) пропан; б) пропен; в) бутадиен; г) бензол; д) пентин; е) циклопропан.

Напишите общие формулы их гомологических рядов.

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

3. По структурным формулам соединений дайте им названия и определите принадлежность к классам углеводородов:

4. Выберите, какие структурные особенности определяют принадлежность углеводородов к разным классам – алканам, циклоалканам, алкенам, алкинам, диенам, аренам.

а) В молекуле все связи С–С одинарные и нет циклов;

б) в молекуле имеется одна двойная связь;

в) в молекуле есть две двойные связи;

г) в молекуле все связи С–С одинарные и есть цикл;

д) в молекуле имеется бензольное кольцо;

е) в молекуле есть одна тройная связь.

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

5. У соединений каких классов углеводородов массовая доля углерода одинаковая?

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

6. Напишите структурную формулу углеводорода, содержащего четвертичный атом углерода, массовая доля углерода в котором составляет 83,72%.

........................................................................................................................

........................................................................................................................

........................................................................................................................

Печатается с продолжением

Рейтинг@Mail.ru