Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2005

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Из опыта работы

Химический турнир

Урок-путешествие по стране Кислород
(обобщение знаний по теме «Кислород. Оксиды. Горение»)

Цели урока.

1. Повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы.
2. Закрепить умения и навыки:

• составлять химические уравнения;
• решать расчетные задачи;
• обращаться с лабораторным оборудованием.

3. Способствовать развитию интереса к изучению химии.

4. Развивать чувство ответственности, самостоятельности, коллективизм, умение работать в группе.

Девиз урока. «Dum spiro – spero» («Пока дышу – надеюсь»).

ХОД УРОКА

Учитель. Мы закончили изучение темы «Кислород. Оксиды. Горение». Сегодня нас ждет необычный урок – путешествие в страну Кислород. Это будет не простая прогулка, нас ждут испытания, преодолеть которые мы сможем, только используя знания, полученные на предыдущих уроках. В путь отправятся две команды. (Представляются команды.) Наблюдать за нашим путешествием будет жюри. (Представляется жюри.) Итак, в путь!

Состязание 1. «Химический лабиринт»

Путь в страну Кислород лежит через заколдованный «химический лабиринт» (командам раздаются листы с «химическим лабиринтом»). Чтобы добраться до финиша, надо начать с клетки 1. Если суждение, написанное в данной клетке, верное, то продолжить путь по стрелке «да», если ошибочное – по стрелке «нет». Задание выполняется всей командой. Ученики отмечают номера клеток – путь движения по «лабиринту».

По сигналу учителя игра прекращается. От каждой команды один из участников (по мнению команды, внесший наибольший вклад в выполнение задания) обосновывает пройденный путь через «химический лабиринт». Учитель подводит итог (например: командой 1 «лабиринт» пройден без потерь, команда 2 сбилась с пути).

Состязание 2. «Рулевой»

Команда 1 придерживается в дальнейшем выбранного ею пути, а сбившейся с пути команде 2 вырулить на правильную дорогу поможет «рулевой» (к доске приглашается по одному участнику от команды). Ему предстоит, правильно повернув «руль», составить уравнения реакций с участием вещества кислород.

«Рулевым» выдаются «рули» – диски с центром, на которых написаны химические формулы веществ.

Состязание 3. Задача

Пока «рулевой» крутит свой интеллектуальный «руль», членам команд предлагается рассчитать запасы энергии и кислорода, без которых невозможно путешествие. Командам выдаются карточки с условием расчетной задачи.

Одной команде – вычислить количество энергии по термохимическому уравнению. Другой команде – вычислить объем кислорода, выделяющийся при разложении известной массы сложного вещества (Н2О, или Н2О2, или КмnО4). Решает задачу вся команда. Отчитывается за решение задачи один из участников команды.

Учитель и члены жюри оценивают уравнения реакций, написанные на доске «рулевым», и решения задач.

Состязание 4. Опыт

В любом походе очень ценны люди, умеющие работать не только головой, но и руками. По одному представителю от каждой команды вызывается для проведения опыта по получению, собиранию и обнаружению кислорода. Члены команд и жюри внимательно следят за правильностью выполнения опыта, делают замечания, оценивают проделанную работу.

Состязание 5. «Ромашка»

В путешествии по стране Кислород обязательно встретится множество диковинных растений. Одно из них – волшебная «ромашка», на лепестках которой написаны химические формулы. На основании полученных знаний учащиеся определяют лепестки с формулами оксидов и составляют уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ. По одному члену от команды вызывается к доске, где они, демонстрируя «ромашку», обосновывают свой выбор формул оксидов и составляют уравнения реакций.

Учитель и члены жюри оценивают правильность выбора формул оксидов и составления уравнений реакций.

Состязание 6. «Привал»

После трудного пути приятно делать привал. На привале обычно поют песни и читают стихи. Командам предлагается по очереди вспомнить 1–2 строчки из песен или стихотворений, в которых упоминаются слова «кислород», «горение», «дыхание», «воздух».

Подведение итогов. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся обсудить результаты путешествия по стране Кислород. Жюри оглашает итоги игры, награждает команду-победителя. Учитель выставляет оценки участникам испытаний. Учащиеся делятся впечатлениями от урока по пунктам «я», «мы», «дело»:

• «я» – насколько активно принимал участие в игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в работу команды;
• «мы» – насколько сплоченно работала команда, все ли удалось в игре;
• «дело» – какие знания по изученной теме помогли в игре, что нужно повторить, какие умения необходимо отрабатывать.

Урок-путешествие по стране Вода
(Обобщение знаний по теме «Вода. Растворы. Основания»)

Девиз урока. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь» (Антуан де Сент-Экзюпери).

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя о целях урока и условиях его проведения. Класс разбивается на две команды, которым представляется жюри (по одному ученику от каждой команды, гости урока).

Состязание 1. Кроссворд

К заранее подготовленной доске вызывается по одному члену команды для разгадывания кроссвордов.

1

По горизонтали:

3. Сложное вещество, состоящее из атомов двух химических элементов, один из которых – кислород.
4. H2O.

По вертикали:

1. Сложное вещество, состоящее из атомов металла и гидроксигрупп.
2. Однородная система, содержащая растворитель и растворяемое вещество.

2

По горизонтали:

3. Сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотных остатков.
4. Сложное вещество, состоящее из атомов металла и кислотных остатков.

По вертикали:

1. Реакция между кислотой и основанием, в результате которой образуются соль и вода.
2. Растворимое основание.

Состязание 2. «Химический лабиринт»

Во время разгадывания кроссвордов остальным участникам команд раздаются листы с «химическим лабиринтом».

Чтобы добраться до финиша, надо начать с клетки 1. Если суждение, написанное в данной клетке, верное, то продолжить путь по стрелке «да», если ошибочное – по стрелке «нет». Задание выполняется всей командой.

По сигналу учителя прекращается работа с кроссвордом и «химическим лабиринтом». Вызванные учащиеся обосновывают ход решения своих заданий. Учитель и жюри оценивают деятельность команд.

Состязание 3. Задача

К доске вызывается по одному члену от каждой команды для решения задач по приготовлению растворов.

Задача

К 20%-му раствору соли массой 450 г добавили:

1-я команда – 50 г воды,
2-я команда – 10 г соли.

Вычислите массовую долю соли в новом растворе.

Состязание 4. Вопросы

Пока на доске решаются задачи учитель работает фронтально с остальными членами команд. Каждой команде поочередно задается по 2–3 вопроса. Если одна команда не отвечает, вопрос передается другой команде.

Вопросы

1. Что можно сказать о валентности металла по формуле его основания?

2. Чем отличаются понятия «реакция обмена» и «реакция нейтрализации»?

3. Что общего в составе кислот и солей?

4. Что общего в составе оснований и солей?

Учащиеся у доски объясняют ход решения задач. Жюри оценивает работу команд в состязании 3.

Состязание 5. «Ромашка»

По одному члену от команды вызывается для составления уравнений получения оснований, изображенных на лепестках «ромашки»:

1) взаимодействием металлов с водой;
2) взаимодействием оксидов металлов с водой.

Состязание 6. Задача

Оставшимся учащимся предлагается задача: организм человека на 65% состоит из воды. Сколько воды приходится на всех членов вашей команды?

Учитель и жюри оценивают результаты состязаний 5 и 6.

Состязание 7. Опыт

Вызванным учащимся предлагается проделать лабораторный опыт: среди трех пробирок с растворами обнаружить основание (NаОН или КОН), нейтрализовать его кислотой (Н24 или Н3РО4) и составить уравнение реакции.

Все наблюдают за правильностью выполнения эксперимента.

Состязание 8. Музыкальная пауза

Командам предлагается по очереди вспомнить 1–2 строчки из песен или стихотворений о воде.

Подведение итогов. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся обсудить результаты путешествия по стране Вода. Жюри оглашает итоги игры, награждает команду-победителя. Учитель выставляет оценки участникам испытаний. Учащиеся делятся впечатлениями от урока по пунктам «я», «мы», «дело»:

• «я» – насколько активно принимал участие в игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в работу команды;
• «мы» – насколько сплоченно работала команда, все ли удалось в игре;
• «дело» – какие знания по изученной теме помогли в игре, что нужно повторить, какие умения необходимо отрабатывать.

З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии
экономической школы-лицея
(Москва)