Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2005

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7/2005

Уроки 8–9. Оксиды

Справочная страница к уроку по теме «Оксиды»

Общая формула оксидов – .

В табл. 6 приведены формулы некоторых оксидов.

Таблица 6

Классификация оксидов

Группы оксидов Формулы оксидов
Солеобразующие:

   а) основные

   б) кислотные

   в) амфотерные

n

Na2O, CaO, CuO, CrO

SO2, CO2, SiO2, CrO3

ZnO, BeO, Al2O3, Cr2O3

Несолеобразующие N2O, NO, CO, SiO

ЧАСТЬ А

1. Запишите определение.

Оксиды–


2. Почему оксидам не дают определения с позиций теории электролитической диссоциации?


3. Дополните приведенную ниже схему. Проведите классификацию оксидов и для каждого класса оксидов напишите примеры химических формул веществ.

4. Запишите определения всех понятий, которые вам встретились при заполнении схемы в задании 3.



ЧАСТЬ Б

Уровень 1

Классификация и номенклатура оксидов

1. Заполните таблицу.

Таблица

Классификация и названия оксидов

Формула Название Kлассификация
СО ... ...
N2O5

Оксид азота(V)

Солеобразующий, кислотный

SO3 ... ...
CaO ... ...
Cl2O7 ... ...
NO ... ...
Na2O ... ...

2. Заполните таблицу.

Таблица

Соответствие оксидов и гидроксидов

Формула оксида Название оксида,
его характер
Формула соответствующего гидроксида
и его название
Принадлежность гидроксида
к классу веществ
K2O Оксид калия, основный KОН, гидроксид калия Основание
SO2 ... ... ...
FeO ... ... ...
CuO ... ... ...
СаО ... ... ...
SiO2 Оксид кремния(IV), кислотный H2SiO3, кремниевая кислота Kислота

3. Напишите формулы оксидов по их названиям:

а) оксид лития – ;
б) оксид хлора(I) – ;
в) оксид железа(III) – ;
г) оксид азота (III) – .

Уровень 2

4. Для оксидов, приведенных в задании 3, выберите общий признак классификации и объедините эти оксиды в группы.



5. Из приведенных ниже формул веществ выпишите только формулы оксидов и дайте им названия: NaOH, PH3, CuO, HCl, Al2O3, CaBr2, MnO, SiH4, Mn2O7, N2O, NH3.



Уровень 3

6. Составьте уравнения реакции разложения следующих веществ: карбоната кальция, гидроксида меди(II), гидроксида магния, кремниевой кислоты. Назовите продукты реакций, распределите их на группы по нескольким признакам.



7. Заполните таблицу.

Таблица

Сходство и различие отдельных оксидов

Признаки различия Формулы оксидов Признаки сходства

...

NO и N2O3

...

...

Li2O и FeO

...

...

MgO и SO3

...

Химические свойства оксидов

Основные оксиды:

1) взаимодействуют с водой, в результате образуются растворимые или малорастворимые основания;
2) взаимодействуют с кислотами;
3) взаимодействуют с кислотными оксидами.

Кислотные оксиды:

1) взаимодействуют с водой, в результате образуются растворимые кислоты;
2) взаимодействуют с основаниями;
3) взаимодействуют с основными оксидами.

Уровень 1

8. Запишите уравнения реакций, определите их тип, укажите названия продуктов реакций.

а) Оксид углерода(IV) + вода


б) оксид углерода(IV) + гидроксид натрия


в) оксид углерода(IV) + гидроксид кальция


г) оксид натрия + азотная кислота


д) оксид натрия + оксид серы(IV)


е) оксид натрия + вода

9. Выделите несколько признаков, по которым реакции а) – е) в задании 8 можно объединить в группы. Отметьте, к каким выделенным вами группам реакций принадлежат реакции а) – е).

Уровень 2

10. Запишите уравнения практически осуществимых реакций, укажите названия продуктов и типы реакций.

а) Оксид серы(IV) + вода


б) оксид калия + вода


в) оксид меди(II) + азотная кислота


г) оксид кремния(IV) + вода


д) оксид лития + оксид углерода(IV)


е) оксид натрия + оксид железа(II)


ж) оксид цинка + серная кислота


з) оксид фосфора(V) + азотная кислота


и) оксид стронция + вода


к) оксид серы(VI) + гидроксид натрия


л) оксид азота(V) + гидроксид калия


м) оксид фосфора(V) + гидроксид железа(III)


Уровень 3

11. Пользуясь схемами реакций, характеризующими химические свойства оксидов, запишите по два уравнения реакций на каждое из предложенных свойств. Укажите типы реакций, запишите названия продуктов реакций.

а) Основный оксид + кислотный оксид


б) кислотный оксид + основание


в) кислотный оксид + вода


г) основный оксид + кислота


д) основный оксид + вода


12. По заданной правой части допишите левые части уравнений реакций, характеризующих химические свойства: а) оксида натрия; б) оксида фосфора(V). Выделите признаки, по которым эти реакции можно объединить в группы.

а)

... = 2NaOH,

... = 2NaCl + H2O,

... = Na2SO4 + H2O,

... = Na2CO3,

... = Na2SiO3,

... = 2NaNO3 + H2O;

б)

... = 2HPO3,

... 2H3PO4,

... = 2Na3PO4 + 3H2O,

... = Ca3(PO4)2 + 3H2O,

... = 2K3PO4 + 3H2O,

... 2AlPO4,

... = 2Ag3PO4.

13. На рисунке изображены пересекающиеся круги. В круг 1 входят реакции обмена, в круг 2 – реакции, характеризующие химические свойства оксидов. В какой круг (или в их пересечение) следует внести каждую из следующих реакций:

а) MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O;

б) СаСO3 + SiO2 CaSiO3 + CO2;

в) MgCl2 + Ba(OH)2 = Mg(OH)2 + BaCl2;

г) SO2 + H2O = H2SO3;

д) СаO + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O;

е) СuSO4 + BaCl2 = BaSO4 + CuCl2?

14. Из перечисленных ниже типов реакций выберите «пересекающиеся» (это будет средний круг на схеме):

а) реакции соединения;
б) реакции разложения;
в) реакции, характеризующие химические свойства основных оксидов.

Укажите буквами (а–в), какому кругу соответствует каждый тип реакции.

Ниже приведены уравнения реакций. Их номера следует внести в круги а, б или в, причем либо в их непересекающиеся части, либо в области пересечения.

1) Mg + Cl2 = MgCl2;

2) MgO + CO2 = MgCO3;

3) CaO + H2O = Ca(OH)2;

4) CuO + H2 Cu + H2O;

5) 2HgO 2Hg + O2;

6) 2Al(OH)3 Al2O3 + 3H2O.

ЧАСТЬ В. Задания для самоконтроля

1. Дополните определения.

1) ... – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления –2.

2) ... – это оксиды, которым соответствуют основания.

3) ... – это оксиды, которым соответствуют кислоты.

4) ... – это оксиды, которым соответствуют гидроксиды (кислоты и основания) и соли.

5) ... – это оксиды, которые не образуют ни гидроксидов, ни солей.

2. Установите соответствие химических формул классам веществ.

Ряд веществ:

вариант I

1) CuO, Na2O, MgO;
2*) CrO3, P2O5, Mn2O7;

вариант II

3) CO2, SO2, N2O5;
4*) NO, CO, SiO.

Класс веществ:

а) кислотные оксиды;
б) основные оксиды;
в) несолеобразующие оксиды;
г) кислоты.

3. Установите соответствие названий веществ и их химических формул.

Название:

вариант I

1) оксид бария;
2) оксид серы(VI);

вариант II

3) оксид бериллия;
4) оксид серы(IV).

Формула:

а) SO2;
б) SO3;
в) BaO;
г) BeO.

4. Какие гидроксиды получаются из заданных оксидов?

Оксиды:

вариант I

1) FeO;
2) Fe2O3;
3*) Cl2O7;

вариант II

4) SO2;
5) SO3;
6*) Cl2O.

Гидроксиды:

а) HClO;
б) HClO4;
в) HСlO3;
г) Fe(OH)3;
д) Fe(OH)2;
е) H2SO3;
ж) H2SO4.

5. Пары веществ, взаимодействующих между собой:

вариант I

1) CuO + H2O ... ;
2) CaO + SO2 ... ;
3*) Cl2O7 + H2O ... ;

вариант II

4) SO2 + H2O ... ;
5) SiO2 + H2O ... ;
6*) SeO3 + SrO ... .

(Обведите кружком номер правильного ответа.)

6. Главное свойство:

вариант I – кислотных оксидов,
вариант II – основных оксидов –

это реакция с:

1) кислотами; 2) щелочами; 3) солями.

(Обведите кружком номер правильного ответа.)

7. Установите соответствие исходных веществ и продуктов реакции.

Исходные вещества:

вариант I

1) Fe2O3 + 6HCl ... ;
2) SO3 + 2KOH ... ;
3*) SeO2 + 2KOH ... ;

вариант II

4) FeO + 2HCl ... ;
5) SO2 + 2KOH ...;
6*) SeO3 + 2KOH ... .

Продукты реакций:

а) FeCl2 + H2O;
б) 2FeCl3 + 3H2O;
в) K2SO4 + H2O;
г) K2SO3 + H2O;
д) K2SeO3 + H2O;
е) K2SeO4 + H2O.

8. Установите соответствие приведенных схем типам реакций.

Схема реакции:

вариант I

1) Na2O + H2O ... ;
2) CuO + HNO3 ... ;

вариант II

3) Cu(OH)2 ... ;
4) CuO + H2 ... .

Тип реакции:

а) соединение;
б) разложение;
в) замещение;
г) обмен.



9. Рассчитайте массовую долю элемента в его оксиде:

вариант I –

1) серы в оксиде серы(IV);
2) мышьяка в оксиде мышьяка(V);

вариант II –

3) cеры в оксиде серы(VI);
4) мышьяка в оксиде мышьяка(III).



10. Чему равно количество вещества оксида фосфора(V) (в моль), образующегося при взаимодействии:

вариант I – 0,4 моль фосфора,
вариант II – 0,8 моль фосфора –

с необходимым количеством кислорода?



11. Рассчитайте массу соли, образующейся при взаимодействии 200 г раствора серной кислоты с массовой долей 2SO4):

вариант I – 9,8%,в
ариант II – 19,6% –

с оксидом меди(II) массой 160 г.