Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №8/2005

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Методика использования
образовательных ресурсов
на электронных носителях

«Сегодня все понимают, что использование информационных технологий в образовании – необратимый процесс… Перспективы дистанционных методов обучения в России колоссальны… Главная цель информатизации школ… не в том, чтобы оснастить компьютерами кабинеты информатики. Наша задача – с помощью информационных технологий улучшить качество преподавания всех школьных дисциплин. Поэтому на первом этапе информатизации вместе с компьютерами в школы поставлялись компакт-диски, расширяющие возможности учителя… Следующий этап – обеспечение школ сетевыми возможностями, в идеале – доступом в Интернет… С дальнейшим развитием процессов информатизации появится возможность организовывать обучение детей на расстоянии… Например, общеобразовательная школа, реализующая программы дистанционным способом, может обучать в режиме экстерната».

Приведенный текст взят из выступления бывшего министра образования Российской Федерации В.Филиппова на августовских педагогических чтениях 2003 г. В полной мере эти слова можно отнести и к преподаванию химии в школе сейчас. Новые информационные технологии вторгаются в нашу жизнь. Это происходит независимо от нашего желания, сознания и воли, оказывая огромное влияние на всю деятельность человека. Современный урок химии уже невозможно представить без компьютера. Учитель использует различные программы при изучении нового материала, закреплении, повторении пройденного. Новые горизонты в познании окружающего мира открывает проектная деятельность. Тестирование с помощью компьютера позволяет выявить темы, которые не были поняты учеником. Выставление оценки компьютером – это объективное средство оценить знания ученика.

Отдельного разговора заслуживают образовательные ресурсы на электронных носителях. О них и пойдет речь в данной статье.

Целью химического образования является усвоение учащимися основ химической науки и овладение методами познания окружающего мира. Мы познаем мир, используя наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ, синтез, и т.д. Химическое образование направлено на развитие интеллекта учащихся, логического, образного, теоретического и других форм мышления. Активность мыслительных процессов напрямую связана с интересом к предмету. Именно новые информационные технологии заставляют современного школьника удивляться, поражают его воображение.

Несколько лет назад учащиеся, планирующие связать свою дальнейшую судьбу с химией, при подготовке к экзамену в вуз использовали только различные литературные источники или занятия с репетиторами. Сейчас все больше учащихся интересуется программными продуктами на CD-ROM. На помощь компьютера рассчитывают и родители учеников, имеющих слабые знания по химии.

Программные продукты на электронных носителях обладают большим потенциалом и дают возможность:

  • использовать изобразительные возможности (анимация, видеофрагмент) и звук, что делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;
  • сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;
  • моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
  • проиллюстрировать сложные химические эксперименты (например, реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком медленно, и пр.);
  • провести быстрое и эффективное тестирование учащихся;
  • организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом;
  • в случае необходимости организовать дистанционное обучение.

Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Однако современные информационные технологии не могут полностью заменить изучение химии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников [1].

В литературе рассмотрены проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий [2]. Одна из проблем заключается в том, что диалог учащегося с компьютером никогда не сможет заменить общения с настоящим педагогом. Компьютер не может создать настроения. Другая проблема – наличие именно в кабинете химии компьютера и мультимедийного проектора. Без этих технических средств невозможно полностью использовать все плюсы новых информационных технологий. Еще одна проблема – недостаточная подготовка учителей химии в области компьютерных технологий. Необходимо не только уверенно пользоваться готовыми дисками, но и знать основные программы, например Microsoft Office. При уверенном пользовании компьютером учитель может сам разрабатывать тесты и интерактивные приложения. Это требует от педагога дополнительных усилий, но с лихвой окупается в дальнейшем. Компьютер надежно хранит информацию и дает возможность корректировать ее под каждую конкретную задачу.

Преимущество готовых программных продуктов заключается в том, что на них представлены обширные сведения по различным областям химии, приведены справочные материалы, иллюстрации, видеофрагменты и т.д. Здесь же в большинстве случаев имеются тесты по отдельным темам и по всему материалу в целом. Однако часто эти тесты слишком сложны для учащихся средней школы, что затрудняет их использование.

На некоторых дисках информация излагается очень сухо, у пользователей не создается должного эмоционального настроения. В статье Т.Н.Курдюмовой [3] подробно освещен этот вопрос. Автор пишет о необходимости обращаться к гуманитарным направлениям и общечеловеческим ценностям и предлагает включать цитаты выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, посвященные соответствующим разделам. Цитаты могут сопровождать и результаты тестирования. Гуманитарный компонент способствует созданию у учащихся необходимой психологической раскрепощенности, расширяет их кругозор, делает диалог с компьютером более продуктивным. Вероятно, при создании следующего поколения образовательных ресурсов на электронных носителях в большей мере будет учитываться способ изложения материала.

Обзор образовательных ресурсов
на электронных носителях

Сейчас на рынке программных продуктов представлено около двадцати готовых обучающих дисков по химии.

1С: Образовательная коллекция.
Общая и неорганическая химия. 10–11 классы

(Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003 г.)

Windows 95/98/ME/NT/2000/XP,
Pentium, RAM 32 Мб, SVGA,
CD-ROM, звуковая карта, мышь.

Курс (рис. 1) предназначен для изучения химии в средней школе и может быть использован при подготовке к экзаменам. Мультимедийный учебный комплекс содержит следующие разделы:

Строение атома.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химическая связь и строение неорганических веществ.
Теория электролитической диссоциации.
Окислительно-восстановительные реакции.
Элементы I, II, III групп. Натрий. Кальций. Алюминий.
Элементы IV группы. Углерод. Кремний.
Элементы V группы. Азот. Фосфор.
Элементы VI группы. Кислород. Сера.
Элементы VII группы. Водород. Галогены.
Элементы побочных подгрупп. Железо. Хром.

В качестве места для представления материала выбран театр. Режимы работы – учеба, опыты, тесты, краткие биографии ученых (рис. 2), предметный поиск.

При работе в режиме «Учеба» можно просматривать страницы поочередно либо выборочно. Для удобства предусмотрен показ эскиза нужной страницы. Параллельно с изображением воспроизводится речь диктора.

Уровень сложности тестов, имеющихся на диске, выбирать нельзя. Поэтому справиться с предложенными заданиями могут лишь ученики, имеющие повышенную мотивацию.

В режиме «Опыты» необходимо определить качественный состав неизвестного неорганического соединения, используя результаты эксперимента, представленные в таблице. В данном режиме находится 4 варианта заданий.

Краткая биография ученых представлена в отдельном разделе. К этому разделу можно перейти из любого режима. Поиск фамилий ученых удобный и быстрый, но биографии очень краткие.

Предметный поиск позволяет быстро перейти к необходимому понятию или элементу.

1С: Образовательная коллекция.
Органическая химия. 10–11 классы

(Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003 г.)

Windows 95/98/ME/NT/2000/XP,
Pentium, RAM 32 Мб, SVGA,
CD-ROM, звуковая карта, мышь.

Курс (рис. 3) предназначен для изучения химии в средней школе и может быть использован при подготовке к экзаменам. Мультимедийный учебный комплекс содержит следующие разделы:

Основные положения органической химии.
Предельные углеводороды.
Этиленовые углеводороды. Алкены. Алкины.
Ароматические углеводороды.
Высокомолекулярные соединения. Природные источники углеводородов.
Спирты и фенолы.
Альдегиды.
Карбоновые кислоты.
Углеводы.
Азотсодержащие органические соединения.

Программа «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия. 10–11 классы» рекомендована Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для общеобразовательных школ по курсу органической химии и поставлена в 8 тысяч городских и поселковых школ России в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды, 2001–2005 гг.». Программа победила на международной выставке-ярмарке MILIA-2000 (Канны, Франция) и в номинации «Обучающие и образовательные программы» на 5-м фестивале российских мультимедиа «Контен-2000».

Программа включает анимации, графические иллюстрации, видеофрагменты, 4 ч дикторского текста, комплексные тесты, виртуальные модели. Для удобства пользователей – предметный указатель и именной указатель на ученых-химиков.

Виртуальные модели (шаростержневая и модель Стюарта–Бриглеба) позволяют учащимся представить пространственную структуру органических веществ и соединений. Имеется виртуальная модель нефтеперерабатывающего завода.

В режиме «Опыты» учащимся предоставляется возможность принять участие в лабораторных работах. Режим «Тест» (рис. 4) позволяет выполнить набор комплексных тестов по базовым разделам курса. Меню двух уровней и система «Preview» (рис. 5) облегчают навигацию по учебному материалу.

Открытая химия. 2.5

(Автор – профессор МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов. Физикон, 2002 г.)

Windows 95/98/ME/NT/2000/XP,
Microsoft Internet Explorer 5.0,
Pentium 150 МГц,
RAM 64 Мб, HDD 200 Мб,
устройство для чтения компакт-дисков или DVD-дисков,
SVGA, мышь.

Полный мультимедийный курс химии (рис. 6) включает в себя разделы по общей, органической химии, термодинамике, физической химии, химической кинетике и биохимии. Курс прошел экспертизу качества, получил сертификат Министерства образования РФ.

Курс содержит следующие разделы:

Введение.
Электронное строение атомов.
Химическая связь.
Химическая термодинамика.
Химическая кинетика.
Растворы.
Химические источники тока.
Химические свойства элементов.
Координационные соединения.
Химия окружающей среды.
Ядерная химия.
Органическая химия.
Биохимия.

Интерактивный курс включает в себя учебник с большим количеством справочного материала, десятки интерактивных учебных моделей и анимаций (рис. 7), более сотни графиков и схем, задачи с решениями, интерактивную таблицу Менделеева (рис. 8).

При выполнении тестов можно самостоятельно формировать количество и степень сложности заданий, а также выбирать отдельные темы для тестирования. Эти возможности позволяют использовать тесты для разных групп учащихся, в том числе и для слабых учеников.

К услугам преподавателя журнал учета работы учеников, который позволяет оценить уровень знаний учащегося по каждой теме курса. Здесь указано общее количество заданий, а также количество заданий, на которые ученик дал правильные ответы. В таблице приведена колонка, в которой подсчитывается рейтинг учащегося по каждой теме (отношение количества правильных ответов к максимально возможному количеству в процентах). К сожалению, оценка учащемуся не выставляется, но ее можно выставить, используя вспомогательную таблицу.

Встречаются и досадные ошибки. Например, в моделях, показывающих образование различных видов химической связи, в качестве примера ковалентной полярной связи показано образование молекулы хлороводорода, а ковалентной неполярной и ионной связей – молекулы хлорида натрия. При этом в описаниях моделей указаны правильные соединения (хлороводород, водород, хлорид натрия). Также встречается ошибочное написание химических формул (пример – NaCO3). Степени окисления в ряде случаев указаны без знака заряда.

TeachPro. Химия 7–11 (2 CD)

(Равновесие-Медиа, 2003 г.)

Windows 95/98/ME/NT/2000/XP,
Pentium 100, SVGA
CD-ROM, звуковая карта, мышь.

На двух дисках представлены все темы химии, изучаемые в школе и необходимые для поступления в нехимический вуз. На первом диске размещается теоретическая часть, на втором – решение задач по темам.

Материал на первом диске оформлен в виде лекционного курса. Лекции читают преподаватели московских вузов. Одновременно с наглядной демонстрацией происходит синхронное объяснение материала. Создатели диска максимально приблизили курс к занятиям с репетитором. Темы, освещаемые на первом диске:

Общая химия

Основные понятия и законы химии.
Периодический закон Менделеева и строение атомов.
Химическая связь.
Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
Растворы. Теория электролитической диссоциации.
Важнейшие классы неорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.

Неорганическая химия

Водород. Галогены.
Подгруппа кислорода.
Подгруппа азота.
Подгруппа углерода.
Общие свойства металлов.
Металлы главных подгрупп.
Металлы побочных подгрупп.
Генетическая связь между неорганическими соединениями.

Органическая химия

Основные положения органической химии.
Углеводороды.
Кислородсодержащие органические соединения.
Азотсодержащие органические соединения.
Генетическая связь между органическими соединениями.

Предусмотрено три режима проведения занятий: непрерывный, пошаговый и контрольный. Разделы, пройденные каждым учеником, фиксируются в разделе статистики.

На втором диске находятся задачи по всем темам курса с подробным объяснением решения. Задачи имеют различный уровень сложности. К недостаткам можно отнести тот факт, что задачи в каждой теме пронумерованы, из-за чего затруднен их поиск. Кроме того, отсутствуют задачи для самостоятельного решения.

TeachPro. Химия. Неорганическая химия

(Магнамедиа, 2000 г.)

Windows 95/98/NT/2000,
SVGA, CD-ROM,
звуковая карта, мышь.

Структура данного курса такая же, как и у «TeachPro. Химия 7–11», но освещаются только вопросы неорганической химии. Разделы курса следующие:

Водород. Галогены.
Подгруппа кислорода.
Подгруппа азота.
Подгруппа углерода.
Общие свойства металлов.
Металлы главных подгрупп.
Металлы побочных подгрупп.
Генетическая связь между неорганическими соединениями.
Задачи на повторение.

В курс включен большой объем озвученного интерактивного материала, который может пригодиться как абитуриентам, так и отстающим школьникам. Ученик слышит голос преподавателя, читающего лекцию, и видит на экране, как он пишет формулы, чертит графики, рисует схемы и т.д. Длительность лекций – 15–20 мин. В непрерывном режиме лекция идет без остановки, в пошаговом – после каждого фрагмента лекция останавливается, пользователю предоставляется возможность вернуться назад или пролистать пройденный материал.

Курс снабжен поисковой системой, помогающей быстро отыскать необходимую информацию. Имеется возможность воспользоваться алфавитной системой поиска либо поиском по ключевым словам.

1С: Репетитор. Химия

(1С, 2001 г.)

Windows 95/98/ME,
Pentium, RAM 32 Мб,
HDD 15 Мб,
SVGA 1 Мб видеопамяти,
CD-ROM,
звуковая карта, мышь.

Диск предназначен для старшеклассников, учителей и абитуриентов, имеет сертификат Министерства образования России. Серия «1С: Репетитор. Естественные науки» названа продуктом года (Мир ПК, 2000 г.).

На диске представлен весь школьный курс химии. Имеются разделы:

Теоретическая химия.
Неорганическая химия.
Органическая химия.
Подготовка в вуз.

Для удобства пользователей на диске есть калькулятор, кнопка вывода на печать, словарь основных терминов, таблица, в которой представлены справочные материалы, исторические сведения (биографии ученых).

В альбоме собраны видеоматериалы, анимации, иллюстрации. Альбом сгруппирован по разделам: основы теоретической химии, неорганическая химия (по группам элементов), органическая химия. Имеется большое количество видеофрагментов с показом опытов. При помощи анимации представлены структурные формулы веществ, процесс электролиза, некоторые химические процессы и др.

Этот диск можно использовать при изучении нового материала, закреплении пройденного, обобщении, подготовке к олимпиаде или экзамену.

Проверь себя. Химия

(Руссобит-М, 2002 г.)

В составе этого курса (рис. 9) имеется учебник и тестовая система, содержащая более 700 вопросов. Вопросы охватывают все разделы химии – общую, неорганическую и органическую. К услугам пользователя – цветные иллюстрации, таблицы и схемы, делающие материал более наглядным и доступным.

В случае затруднения при работе с тестами можно воспользоваться режимом подсказки.

К сожалению, тесты для среднего ученика чрезвычайно сложны и утомительны. Можно рекомендовать данный продукт абитуриентам.

Химия-8 (4 CD)

(Просвещение, 2002 г.)

Windows 98/ME/2000/ХР,
Pentium 166 МГц,
ram 32 Мб, svga,
звуковое устройство,
16-скоростное устройство для чтения
компакт- или DVD-дисков,
HDD 32 Мб, микрофон,

модем для выхода на образовательный портал.

Издание электронной библиотеки «Просвещение» (рис. 10) осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 гг.». В этих учебных пособиях органично сочетаются традиции отечественного образования, новейшие компьютерные технологии и перспективные направления развития российской школы.

Теоретический материал изложен очень подробно и включает разделы:

Вещества и их превращения

Вещества.
Смеси и химические соединения.

Атом и молекула

Знакомство со структурой атома.
Периодическая система химических элементов и ее применения.
Стехиометрические соотношения.

Водные растворы

Вода – соединение водорода и кислорода.
Растворимость и концентрация веществ в растворах.

Основные классы неорганических соединений

Оксиды.
Кислоты.
Основания.
Соли.

Полноэкранные видеосюжеты позволяют демонстрировать около 200 экспериментов. Многие химические процессы рассмотрены на микроуровне и представлены в виде анимаций. Большое количество фотографий, а также трехмерных моделей повышают интерес к материалу и, следовательно, улучшают качество его восприятия. Интерактивная таблица элементов Менделеева дает возможность наглядно классифицировать химические элементы. На диске имеются биографии знаменитых ученых и словарь химических терминов.

К недостаткам данного продукта можно отнести необходимость часто заменять диски в CD-ROM при переходе от одного раздела к другому.

1С: Химия. Базовый курс. 8–9 класс

(Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003 г.)

Windows 98/ME/2000/ХР,
Pentium 166 МГц,
RAM 32 Мб, SVGA,
CD-ROM,
звуковая карта, мышь.

Данный обучающий курс (рис. 11) предназначен для изучения химии в 8–9-х классах. Авторы курса стремились создать интересный и привлекательный диск. В качестве места для представления выбран цирк (рис. 12). «Ведь химия похожа на чудо. А что может быть более подходящим для чудес, чем цирк?» – пишут создатели диска.

На диске представлены следующие разделы:

Первоначальные химические понятия.
Периодический закон Д.И.Менделеева.
Свойства неорганических веществ.
Введение в органическую химию.
Химия на службе человека.

Материал изложен интересно, много рисунков, видеофрагментов. Показ картинки сопровождается голосом диктора. Так же, как и в других продуктах серии «1С», предусмотрен режим «Preview» – предварительный просмотр следующего кадра.

Раздел «Химия на службе человека» (рис. 13) позволяет приблизить получаемые сведения к реальности.

Рассмотрены химические явления, происходящие на кухне, в строительстве, при пользовании автомобилем.

Тесты доступны для большинства учащихся, но темы 8-х и 9-х классов часто совмещаются в одном тесте, что затрудняет их использование в курсе 8-го класса.

Диск можно использовать для оживления уроков, в качестве наглядного материала (особенно «Химия на службе человека»), для тестирования по отдельным темам в 9-м классе.

Химия. Решебник. Пособие для абитуриентов

(Руссобит Паблишинг, 2003 г.)

Windows 98/2000/ХР,
Microsoft Internet Explorer 5.5 и выше,
Pentium 300 МГц,
RАМ 64 Мб, HDD 600 Мб.

Этот продукт адресован в первую очередь старшеклассникам и абитуриентам. Содержание основано на анализе программ вступительных экзаменов по химии большинства российских вузов. Основная цель – систематизация знаний по химии. Информация сформирована по принципу «необходимости и достаточности». Имеется горизонтальное и вертикальное меню, экран для просмотра рисунков. Кроме статей по наиболее важным разделам курса химии приведены решения типичных задач. Есть режим поиска по ключевому слову или в алфавитном порядке терминов и определений. Приведены достаточно подробные биографии ученых-химиков. Целый раздел посвящен справочным материалам.

На диске отсутствуют анимации, видеофрагменты, нет тестов и заданий для самостоятельной работы. Изложение материала приближено к учебнику для поступающих.

Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8–9 класс

(Кирилл и Мефодий)

Windows 98/2000/ХР,
RAM 64 Мб,
8-скоростной CD-ROM,
SVGA,
звуковое устройство,
мышь, MS Internet Explorer 5.0.

«Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по химии в основной школе и с учетом требований федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002–2006 гг.». Цель уроков – помочь школьникам 8–9-х классов освоить курс неорганической химии на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания, научиться определять, характеризовать и объяснять свойства веществ и химических реакций.

Курс (рис. 14) включает в себе следующие темы:

Основные понятия химии.
Классы неорганических веществ.
Периодический закон. Строение вещества.
Химические реакции.
Неметаллы.
Металлы.

На диске содержится большое количество иллюстраций, проверочных упражнений и задач.
Также представлены около ста видеофрагментов и справочник с терминами и понятиями. В конце прохождения курса можно оценить результаты обучения, сдав экзамен по курсу.

Уроки могут помочь абитуриентам в подготовке к вступительным экзаменам, а преподавателям – проводить более насыщенные и интересные уроки с использованием современных обучающих технологий. Простое и доступное изложение предмета, эффективная система интерактивных упражнений и тестов позволяет в короткие сроки лучше освоить учебный материал. Система оценки результатов тестирования дает возможность проследить динамику успеваемости и скорректировать процесс обучения в соответствии с показанными результатами.

Каждый урок содержит 12–17 шагов тщательно дозированной информации:

  • представление нового материала;
  • закрепление в форме интерактивных вопросов;
  • выводы и обобщения в конце каждого урока;
  • задания для отработки навыка по теме;
  • информация о количестве правильно решенных заданий;
  • информация о количестве набранных баллов.

Данный диск – один из наиболее интересных продуктов для использования на уроках химии в 8–9-х классах средней школы.

Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10–11 класс

(Кирилл и Мефодий)

Windows 98/2000/ХР,
RAM 64 Мб,
8-скоростной CD-ROM,
SVGA,
звуковое устройство,
мышь, MS Internet Explorer 5.0.

Авторами курса (рис. 15) являются Алексей Кукавкий, соросовский учитель 2001 г., и Алексей Журин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИОСО РАО. Курс полностью соответствует школьной программе и содержит разделы:

Теория химического строения органических соединений.
Предельные углеводороды.
Циклопарафины.
Непредельные углеводороды.
Ароматические соединения.
Спирты и фенолы.
Альдегиды и карбоновые кислоты.
Сложные эфиры и жиры.
Углеводы.
Азотсодержащие органические соединения.
Высокомолекулярные вещества.

Цель уроков – дать возможность учащимся 10–11-х классов усовершенствовать свои знания по органической химии. Практические и контрольные работы помогут учащимся в самостоятельной работе с курсом. Система оценок выполненных заданий позволяет выявить недостаточно освоенные темы и скорректировать учебный процесс.

Возможна регистрация до пяти различных имен пользователей и паролей. Для каждого пользователя ведется персональный дневник, в котором отражаются даты прохождения уроков и оценки по пятибалльной шкале при тестировании.

На диске имеется справочник, содержащий около 300 терминов и понятий, упорядоченных по алфавиту.

На экзамене предлагается более 200 вопросов по темам курса с интерактивными подсказками. Итоговая оценка также заносится в дневник.

В рубрике перехода к интернет-порталу vSCHOOL.ru (виртуальная школа Кирилла и Мефодия) можно познакомиться с новыми интересными и познавательными заданиями.

К сожалению, и здесь присутствуют ошибки. В режиме тестов, например, очень часто не принимается правильное название органического вещества.

Тем не менее можно рекомендовать диск для использования на уроках органической химии.

* * *

Вот неполный обзор готовых программных продуктов, представленных в настоящее время в магазинах. Без сомнения, каждый педагог найдет для себя много полезного на любом из этих дисков. Однако наиболее удачными продуктами в целом стоит признать серии «1С: Образовательная коллекция», «1С: Репетитор», «Уроки химии Кирилла и Мефодия», «Химия-8», «Открытая химия 2.5».

Хочется отметить тот факт, что на большинстве дисков имеются все заявленные разделы. Однако на ряде дисков («TeachPro. Химия», «TeachPro. Химия. Неорганическая химия»), приобретенных не в фирменных магазинах или через Интернет, отсутствуют, например, тесты или задачи для самостоятельного решения. Это может быть связано или с недобросовестностью производителя, или с пиратскими копиями. Виной «отсутствия» может быть недостаточная производительность компьютера.

Выводы

Использование образовательных ресурсов на электронных носителях при обучении химии в современных условиях позволяет существенно улучшить качество преподавания предмета, повысить интерес учащихся к предмету.

Наиболее удачными продуктами в целом можно признать такие диски, как «Химия-8», серии «1С: Репетитор», «1С: Образовательная коллекция», «Уроки химии Кирилла и Мефодия», «Открытая химия 2.5». Диск «Химия-8» будет полезен для изучения начал химии, т. к. материал изложен очень подробно, в доступной форме, имеются задания в конце каждой темы и в конце курса.

Для повышения интереса к предмету можно выбирать диски, где информация представлена в необычной форме. Например, «Химия. Базовый курс. 8–9», где действие происходит в цирке.

Для тестирования на уровне знаний средней школы наиболее пригодны «Химия-8», «1С: Репетитор», «Уроки химии Кирилла и Мефодия», «Открытая химия 2.5».

Абитуриентам будут наиболее интересны «1С: Образовательная коллекция», «1С: Репетитор».

Присутствующие на дисках ошибки, опечатки, несоблюдения правил техники безопасности грамотный учитель может использовать как положительный момент, обращая внимание учеников на необходимость тщательного анализа любой поступающей информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курдюмова Т.Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки. Химия в школе, 2002, № 8, с. 35–37.

2. Раткевич Е.Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования. Химия. Методика преподавания в школе, 2001, № 1, с. 13–18.

3. Курдюмова Т.Н. Гуманитарный компонент в компьютерной технологии обучения химии. Химия. Методика преподавания в школе, 2003, № 4, с. 69–71.

О.Н.ЛЕОНОВА,
учитель химии и биологии
школы № 1317
(Москва)