Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2005

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. Начало см. в № 1, 2, 3, 4, 5, 6/2005

Уроки 5–6. Cоли

Упражнения
(окончание)

39. Фосфат натрия + бромид бария



40. Фосфат натрия + хлорид меди(II)



41. Фосфат натрия + нитрат меди(II)



42. Фосфат натрия + хлорид магния



43. Фосфат натрия + нитрат магния



44. Карбонат натрия + бромид бария



45. Карбонат натрия + бромид кальция



46. Карбонат натрия + нитрат кальция



47. Сульфид натрия + хлорид железа(II)



48. Сульфид натрия + нитрат железа(II)



49. Сульфид натрия + нитрат никеля(II)



50. Сульфид натрия + нитрат ртути(II)



51. Сульфид натрия + нитрат свинца



52. Сульфид натрия + нитрат меди(II)



53. Сульфид натрия + бромид меди(II)



54. Нитрат бария + сульфат калия



ЗАДАНИЯ

По каждому сокращенному ионному уравнению составьте два молекулярных уравнения.

1. Ca2+ + = CaCO3,



2. 3Ag+ + = Ag3PO4,



3. Hg2+ + 2I = HgI2,



4. Al3+ + = AlPO4,



5. Fe2+ +S2– = FeS,



6. Fe0 + Cu2+ = Fe2+ + Cu0,



7. Pb0 + 2Ag+ = Pb2+ + 2Ag0,



8. Al0 + 3Ag+ = Al3+ + 3Ag0,



9. S2– + 2H+ = H2S,



10. + 2H+ = CO2 + H2O,



11. + 2H+ = SO2 + H2O,



12. Zn2+ + 2OH = Zn(OH)2,



13. Mn2+ + 2OH = Mn(OH)2,



14. Cr3+ + 3OH = Cr(OH)3,

ЧАСТЬ В. Задания для самоконтроля

1.  Дополните определение:

... – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков.

2. Установите соответствие химических формул названиям веществ.

Название:

вариант I

1) сульфат алюминия;
2) нитрат железа(III);
3*) гидрофосфат натрия;

вариант II

4) cульфид алюминия;
5) нитрат железа(II);
6*) дигидрофосфат натрия.

Формула:

а) Al2S3;
б) Al2(SO4)3;
в) Fe(NO3)3;
г) Fe(NO3)2;
д) NaH2PO4;
е) Na2HPO4.


3. Определите, к каким классам веществ относятся ряды формул приведенных ниже веществ.

Ряд веществ:

вариант I

1) K2SO4, BaCl2, AgNO3;
2) H2SO4, HCl, HNO3;
3*) KHCO3, NaHSO4, Ca(HCO3)2;

вариант II

4) NaOH, Ba(OH)2, Al(OH)3;
5) CO2, Fe2O3, MgO;
6*) (CuOH)2SO4, FeOHNO3, MgOHCl.

Класс веществ:

а) оксиды;
б) кислоты;
в) средние соли;
г) основные соли;
д) основания;
е) кислые соли.


4. Какие продукты реакций получаются из заданных исходных веществ?

Исходные вещества:

вариант I

1) 2NaOH + H2SO3 ... ;
2) 2NaOH + CO2 ... ;
3*) NaOH + H2SO3 ... ;

вариант II

4) 2NaOH + H2SO4 ... ;
5) 2NaOH + SO2 ... ;
6*) NaOH + H2CO3 ... .

Продукты реакции:

а) Na2SO4 + 2H2O;
б) Na2SO3 +2H2O;
в) NaHSO3 + H2O;
г) Na2SO3 + H2O;
д) NaHCO3 + H2O;
е) Na2CO3 + H2O.


5. Установите соответствие приведенных схем типам реакций.

Исходные вещества:

вариант I

1) CaCO3 ... ;
2) NaOH + CuCl2 ... ;

вариант II

3) FeCl2 + Zn ... ;
4) CaO + SO2 ... .

Тип реакции:

а) соединение;
б) разложение;
в) замещение;
г) обмен.


6. Вещества, с которыми взаимодействует раствор:

вариант I – карбоната натрия,
вариант II – хлорида бария, –

это:

1) Cu, CuO, SO3, HCl;
2) Na2SO4, H2SO4, CuSO4;
3) CuSO4, HNO3, Na2SO4;
4) HCl, BaCl2, Ca(NO3)2.

(Обведите кружком номер правильного ответа.)

7. Укажите, какой ряд содержит:

вариант I – только растворимые соли,
вариант II – нерастворимые соли.

1) СaCO3, CaCl2, Ca(NO3)2;
2) CuCl2, AgNO3, FeSO4;
3) CuSO4, CuS, BaSO4;
4) AgCl, BaSO4, Cu3(PO4)2.

(Обведите кружком номер правильного ответа.)

8. Отметьте реакцию:

вариант I – идущую до конца,
вариант II – не идущую до конца.

1) NaCl + KOH ... ;
2) NaCl + AgNO3 ... .

(Обведите кружком номер правильного ответа.)

9. Какие пары ионов одновременно:

вариант I – существуют в растворе,
вариант II – не существуют в растворе (образуют осадок)?

1) Ca2+ и Cl, Ca2+ и ;
2) Ca2+ и Cl, Na+ и ;
3) Ca2+ и , Ag+ и Cl.

(Обведите кружком номер правильного ответа.)

10*. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции между:

вариант I – фосфатом калия и нитратом серебра,
вариант II – сульфатом железа(III) и гидроксидом натрия.



11. Объем углекислого газа, выделившегося при взаимодействии с соляной кислотой карбоната кальция массой:

вариант I – 20 г,
вариант II – 200 г,

равен ............. литрам.

12*. Рассчитайте массу основания, прореагировавшего с оксидом углерода(IV) с образоваванием кислой соли.

Вариант I. Основание – гидроксид натрия, масса СО2 4,4 г.
Вариант II. Основание – гидроксид калия, масса СО28,8 г.



13*. Какая масса раствора гидроксида натрия с заданной массовой долей щелочи (NaOH) потребуется для нейтрализации раствора соляной кислоты определенной массы m(р-ра HCl) c известной массовой долей (HCl)?

Вариант I. (NaOH) = 0,2, m(р-ра HCl) = 200 г, (HCl) = 3,65%.
Вариант II. (NaOH) = 0,02, m(р-ра HCl) = 400 г, (HCl) = 7,3%.



Лабораторная работа 4.
Химические свойства солей

При выполнении лабораторных работ строго следуйте инструкции, выбирая только тот уровень, с которым вы справитесь. Если в инструкции к лабораторному опыту не указывается номер уровня, значит, этот опыт для всех одинаковый.

Выполняя лабораторную работу, соблюдайте правила техники безопасности, будьте внимательны.

ЗАДАНИЯ

Уровни 1 и 2

ОПЫТ 1. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Поместите в пробирку с порошком железа раствор сульфата меди(II) CuSO4, а в пробирку с порошком меди – раствор сульфата железа(II) FeSO4. Что вы наблюдаете?

1-я пробирка:


2-я пробирка:


Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах:

Fe + CuSO4 =


Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами.

Вывод.


ОПЫТ 2. Взаимодействие растворов солей друг с другом.

В пробирку 1 с раствором хлорида калия и в пробирку 2 с раствором хлорида бария добавьте раствор сульфата натрия. Что вы наблюдаете?

1-я пробирка:


2-я пробирка:


Осаждение сульфата бария при смешивании растворов BaCl2 и Na2SO4

Осаждение сульфата бария
при смешивании растворов
BaCl2 и Na2SO4

Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном видах. Помните, что формулу вещества, которое выпадает в осадок, нужно записывать в молекулярном виде и в ионных уравнениях реакции.

BaCl2 + Na2SO4 =



Сделайте вывод, в каком случае растворы солей взаимодействуют друг с другом.

Вывод.



Приведите свое рабочее место в порядок.

Уровень 3

ОПЫТ 1. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Поместите в пробирку с порошком железа раствор сульфата меди(II), а в пробирку с порошком меди – раствор сульфата железа(II). Что вы наблюдаете?

1-я пробирка:


2-я пробирка:


Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах. Дайте названия продуктам реакций. Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами.



Вывод.


Дополнительное задание. Дана соль – нитрат меди(II). Приведите по два примера металлов, которые: а) будут взаимодействовать с раствором данной соли; б) не будут взаимодействовать с ней. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Напишите вывод.

Вывод.

ОПЫТ 2. Взаимодействие растворов солей друг с другом.

Даны растворы солей: хлорида бария, сульфата натрия, хлорида калия. Какие из этих растворов будут взаимодействовать друг с другом? Подтвердите предположение экспериментально. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.



Используя полученное сокращенное ионное уравнение, запишите два молекулярных уравнения с другими веществами (не BaCl2 и Na2SO4). Сделайте вывод о возможности протекания реакций между растворами солей в водных растворах.

Вывод.


Приведите свое рабочее место в порядок.

Примерные вопросы для творческих заданий

1. В трех пробирках находятся растворы хлорида натрия, соляной кислоты и гидроксида натрия. Предложите план распознавания этих веществ.



Окраска лакмуса в: кислой (а), нейтральной (б) и щелочной (в) средах

Окраска лакмуса в:
кислой (а), нейтральной (б) и щелочной (в) средах

2. Перечислите классы веществ, при взаимодействии которых с кислотами можно получить соли. Какие из этих веществ относятся к простым, а какие – к сложным? Запишите четыре уравнения реакции получения солей в молекулярном и кратком ионном видах.



3. К раствору, содержащему 49 г серной кислоты, прибавили 20 г гидроксида натрия. Какая соль при этом образовалась? Определите ее массу.



4. Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений:

Zn ZnSO4 Zn(OH)2 ZnCl2 ZnCO3 ZnO.