Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2005

Я ИДУ НА УРОК

 

Неметаллы

Обобщение знаний

В начале урока я сообщаю учащимся тему урока, цель и план работы. Мы записываем вопросы к сказке – мини-спектаклю. Мини-спектакль я готовила с ребятами заранее после уроков. На это обычно уходит полчаса.

Вопросы

1. Без какого химического элемента не может быть сделан противогаз?
2. Что такое алмаз?
3. В каких продуктах много фосфора?
4. Для чего применяют ацетилен?
5. Из каково минерала состоит мел?
6. В чем польза серы?

Затем учащиеся смотрят мини-спектакль и устно отвечают на вопросы.

Бунт неметаллов

Действующие лица: ведущий, двое слуг, царь, неметаллы – Углерод, Сера, Кислород, Фосфор.

Ведущий. В одной далекой стране жил-был царь. Был он очень взбалмошный. Глупость какая-нибудь в голову придет, он ее и делает. Да это еще полбеды. Царь был очень жадный, обожал золото и драгоценные камни. Вдобавок ко всему был он неучем, т. к. в школе плохо учился. И вот однажды царь думу подумал и сказал своим подданным.

Царь (вертит в руках монету). Ах, как я люблю золото! Вот это металл так металл. Блестит, аж дух захватывает! И твердый – не разгрызешь. (Пробует на зуб.) Эй, слуги! Приказываю! Пишите. (Слуги пишут.) С сего дня в школах изучать только металлы. А эти, как их, неметаллы, изучать не надо.

Ведущий. Учителя с царем спорить не стали, побоялись. А вот сами неметаллы, как услышали, что их изучать не будут, сразу решили пойти к царю и защитить свою честь и достоинство. Так и сделали. Царь ужинать заканчивал, торт свой доедал, когда к нему во дворец ворвалась толпа разъяренных неметаллов.

Царь доедает кусок торта.

Слышны крики: «Это что же такое? Что за безобразие? Да как он посмел! Да кто он такой!» Царь в страхе прячется за стул, коробка от торта остается на стуле. В царские покои входят неметаллы.

Углерод. Мы пришли изложить наши требования.

Царь (заикаясь). Кто вы такие?

Углерод (показывает на табличку у себя на груди). Мы – неметаллы и гордимся этим.

Царь (разочарованно). Ах, неметаллы. Я уже все решил. Незачем вас изучать. Толку от вас никакого. И пользы никакой.

Кислород. Вот я вас сейчас кислорода лишу. И посмотрим, как вы тогда дышать будете.

Царь надевает противогаз.

Углерод. Ай-ай-ай, он – царь, а не знает, что именно на поглотительной способности активированного угля основано действие противогазов. В противогазе главное – это неметалл углерод.

Углерод показывает опыт. в стакан с водой насыпает немного марганцовки – вода розовеет. Затем бросает в стакан таблетку активированного угля, и постепенно розовая окраска исчезает.

Царь (обидчиво). Может, я это и не знаю, но в школе химию учил.

Углерод. Тогда возьмите мел и пишите.

Кислород (перебивает его). Подождите, подождите. Уважаемый царь, а мел из чего состоит, вы знаете?

Царь. Как из чего, из чего? Из мела, конечно.

Кислород. Из кальцита он состоит. А это – соединение углерода, основной карбонатный, т.е. углеродный, минерал.

Царь (в замешательстве). Так что писать-то?

Углерод. Пишите реакцию получения ацетилена.

Царь. Напомните только, что такое ацетилен.

Углерод. Ацетилен используют для резки металлов.

Царь. Так, значит, неметаллом можно твердый металл разрезать?

Фосфор. Получается, что да. И ацетилен – это опять же соединение углерода.

Углерод пишет:

Царь. Сейчас действительно припоминаю, говорили мне в школе про ацетилен. Просто память что-то стала подводить.

Фосфор. Видно, меня у вас в мозгах мало. Ведь еще академик А.Е.Ферсман говорил, что фосфор – это элемент жизни и мысли. Ешьте, уважаемый, больше яиц, мяса, молока и хлеба – и ваша память сразу улучшится.

Царь. А почему кушать их надо?

Кислород. Он – фосфор, а в этих продуктах фосфора много.

Царь. Ага, понятно.

Звучит музыка: ария индийского гостя из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко».

Царь. А это что еще за музыка?

Сера. Да это я включила, Сера. От меня пользы всякой много, но здесь про другое. Хочу, чтобы вы знали, что алмаз – это аллотропная модификация углерода. Я слышала, что вы золото и драгоценности очень любите.

Царь. Каюсь, не знал. Алмазы – это же так чудесно. (Вдруг голос его становится заискивающим.) Может быть, вы, Углерод, подарите мне хоть один алмазик, а я приказ издам, чтобы вас изучали?

Ведущий. Неметаллам стало так противно смотреть на царя, что они повернулись и ушли из дворца, хотя могли рассказывать еще очень-очень долго о том, какие они полезные.

После мини-спектакля проводится три тура логической игры.

Логическая игра

К доске вызывается один из сильных учащихся. Учитель сообщает ему шепотом тему. Например, в
1-м туре ученик будет выбирать из всего сказанного только то, что относится к фтору. Учитель перечисляет сведения, присущие каким-то веществам. Одну за другой он называет пять цепочек из слов. Назвав первую цепочку, учитель тихо сообщает ученику за первой партой то слово, которое сейчас выберет ученик у доски. И ученик у доски произносит именно это слово. Дети удивлены. Поэтому такую логическую игру называют еще игра-фокус. После того как ученик у доски высказывается по всем пяти пунктам, учитель говорит: «Кто первый отгадает, какое задание получил ученик у доски, тот получит оценку».

1-й тур
(задание посвящено фтору)

1. Это вещество: газ, не сжижающийся при обычной температуре*; газ, сжижающийся при обычной температуре; жидкость; твердое вещество.
2. Цвет вещества: буровато-коричневый; желто-зеленый; светло-желтый; черно-фиолетовый, с металлическим блеском.
3. Запах вещества: горького миндаля; прелого сена; резкий, раздражающий; тухлых яиц.
4. Название вещества в переводе с греческого означает: желто-зеленый; разрушающий; фиолетовый; зловонный.
5. Это вещество выделил в свободном виде: А.Ж.Балар; Б.Куртуа; К.В.Шееле; А.Муассан.

2-й тур
(задание посвящено оксиду серы(VI) SO3)

1. Это вещество реагирует с: водой; кислородом; оксидом серы(IV); водородом.
2. Это вещество: бесцветный газ с характерным резким запахом; бесцветная, сильно дымящаяся во влажном воздухе жидкость; ядовитый газ.
3. Образует соли: сульфиты, гидросульфиты, сульфаты.
4. Валентность элемента-неметалла в этом соединении: III, IV, V, VI.
5. Молярная масса соединения равна: 64 г/моль; 80 г/моль; 32 г/моль; 98 г/моль.

3-й тур
(задание посвящено оксиду углерода(II))

1. Это вещество взаимодействует с: щелочами; водой; оксидами переходных металлов; водородом.
2. В организме образует соединение: фосфин; карбоксигемоглобин; силан; соляную кислоту.
3. По отношению к воде вещество: растворимо; малорастворимо; нерастворимо.
4. Применяется при: выплавке чугуна; тушении пожаров; получении «газировки».
5. Это вещество получают взаимодействием: угарного газа и кислорода; углерода с углекислым газом; взаимодействием водорода и кислорода.

После логической игры вниманию ребят предлагаются анаграммы. На доску вывешивают пять листочков со словами, в которых перепутаны буквы. В полной тишине учащиеся должны расшифровать все слова и объяснить, какое слово лишнее и почему. Ученик, который расшифровал все слова и может дать объяснение, поднимает руку и отвечает.

Пример. На доске висят листы бумаги со словами: углерод, кислород, фосфор, галогены, рубидий (в этих словах перепутаны буквы). Отвечающий ученик говорит, что рубидий – металл, а остальные элементы – неметаллы.

В завершение можно сделать вывод, подчеркнуть общие свойства неметаллов, поставить оценки за урок и задать домашнее задание.


*Здесь и далее курсивом выделен верный ответ. – Прим. авт.

Н.И.ДИАС ПАСКУАЛЬ,
учитель школы № 985
(Москва)