Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2005

Я ИДУ НА УРОК

 

Генетическая связь между
классами соединений

Конспект урока

Задача урока. Закрепить представления о взаимосвязи генетических рядов металлов и неметаллов.

Оборудование и реактивы. Эмблемы, маршрутные листы, карточки-задания, музыкальная запись полонеза М.К.Огиньского, стаканы; сера S и кальций Са, две колбы с кислородом О2, вода.

ХОД УРОКА

Ведущий. С незапамятных времен жили в некотором царстве, в тридесятом химическом государстве два древних славных рода – Металликус и Неметалликус. Процветало и множилось потомство славных родоначальников Металла и Неметалла. Были среди них Оксидовичи и Гидроксидовичи основные, были и кислотные, да и амфотерные встречались. Но не было в семействе мира и согласия, дружбы и доверия. И решила царица Химия замирить эти два славных рода. Созвала она их на ассамблею и приказала по всей форме друг другу представиться, беседы вести, танцы танцевать, в игры играть, да и дело разуметь, чтобы к концу ассамблеи наступили мир и согласие.

Наша ассамблея открывается!

Химия. Предоставим первое слово благородному представителю рода Металликус – убеленному сединами серебристыми Аргентуму, он же Серебро.

Серебро. Приветствую благородное собрание и представляю славный род свой: Na, Ca, Mg, Ag2O, Nа2О, СаО, МgО, АgОН, Са(OH)2, Мg(ОН)2. Особо прошу отметить, что каждый из нас имеет знаки отличия – валентности – одну или две и не более.

Царица Химия и кавалер Аргентум (он же – Серебро)
Царица Химия и кавалер Аргентум
(он же – Серебро)

Химия. Виват, славному роду Металликус! А теперь слово досточтимой госпоже Сульфурум, она же Сера из рода Неметалликус.

Сера. Почтенные дамы, уважаемые господа! Наш древний род представлен на этом собрании наиболее известными своими согражданами: С, Р, N, SО3, СО2, Р2О5, N2O5, Н2SO4, Н2СО3, Н3РО4, НNО3. Наши знаки отличия – валентности элементов – могут доходить и до семи, а в семействе кислот мы различаем одно-, двух- и трехосновные. Основность кислоты вы узнаете по числу атомов водорода.

Химия. Виват, славному роду Неметалликус! Подданные мои, верные! Благодарю вас за то, что вы здесь собрались по моему зову. Нет здесь только соединений амфотерных, замешкались они по своей слабости, ну да простим их. Сейчас же, любезные жители химические, наступила пора бесед, танцев и развлечений.

Господа и дамы рода Металликус, ищите себе партнеров для бесед и танцев, вносите имена их в листы, да не забудьте записать результаты – столковались вы друг с другом или нет. То же предстоит сделать и представителям рода Неметалликус при подходе партнеров. А кто без пары вовсе остался или малое количество партнеров найдет, пусть подойдет к главам своих родов да получит задания. По прошествии же отведенного времени по сигналу моему главы родов собирают все записи и мне передают.

Примеры реакций:

2Na + S = Na2S,

3Ca + N2 = Ca3N2,

Mg + H2CO3 = MgCO3 + H2,

CaO + 3C CaC2 + CO,

MgO + SO3 = MgSO4,

6NaOH + P2O5 = 2Na3PO4 + 3H2O,

Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O,

Mg(OH)2 MgO + CO2.

Химия. Гости дорогие, вы уже познакомились, и между вами установилось согласие. Постройтесь парами на прощальный полонез, и пусть «химический ручеек» покажет, хорошо ли вы друг друга запомнили.

Пары формируются по правилам реакций. За правильностью составления пар следят главы родов – помощники-распорядители Серебро и Сера. Учитель в это время проверяет работы на листах.

Ведущий. Ну что ж, потешились все, натанцевались, а теперь сядем рядком и поговорим ладком. Вот, послушайте, быль это или небыль, да попробуйте догадаться, о чем в сей сказке поведано.

В нашем славном царстве, химическом государстве жили-были добрый молодец из рода Металликус да девица-краса Неметалликусова рода. Повстречались они как-то, понравились друг другу, и заладилось дело у них к свадьбе, да не так все обернулось.

Аккурат на Масленицу, как зиму провожать, собралась молодежь на праздник. И как водится, хороводы с песнями водили, блины пекли, через костры прыгали. Вот подошла очередь прыгать невесте нареченной. Но только вознеслась она над костром, как вспыхнула синим пламенем и поднялась к небу облачком белым. Растерялись все, онемели. Бросился в безумном порыве за невестой своей молодой жених – сгорел в огне, осталась от него лишь горсть землицы белой.

Заголосил, заплакал честной народ, видя такое горе-злосчастье, слезы рекой потекли, да и природа-матушка залилась дождем. И растаяло облачко белое в проливном дожде, а землица белая воскипела жаром небывалым. И слились они воедино в потоке бурном.

А как окончился дождь, то увидели все, что небесследно пропали молодые: появилось на свет дитя от их союза – славный Сульфит Кальциевич.

Учащиеся обсуждают химические процессы, описанные в сказке, и записывают уравнения реакций.

Демонстрационные опыты

Сжигание серы. Поместить в ложечку для сжигания веществ немного серы. Нагреть ее на горелке до воспламенения. Опустить ложечку с горящей серой в сосуд с кислородом, не закрывая плотно пробки. Когда горение кончится, плотно закрыть сосуд пробкой.

Горение серы в кислороде
Горение серы в кислороде

Уравнение реакции:

S + O2 = SO2.

Реакция газа SO2 c водой. В сосуд с полученным оксидом серы(IV) добавить немного воды и взболтать. Испытать полученный раствор по отношению к индикатору – раствору синего лакмуса.

Уравнение реакции:

SO2 + Н2О = Н2SO3.

Сжигание кальция. Крупную стружку кальция аккуратно расплющить молотком в очень тонкий слой. Взять стружку щипцами, нагреть расплющенный кончик в пламени спиртовки докрасна и быстро опустить в банку с кислородом. Если кончик стружки достаточно тонкий, металл легко загорится:

2Са + О2 = 2СаО.

Взаимодействие оксида СаО с водой. После охлаждения банки с образовавшимся оксидом СаО в нее следует добавить немного воды, взболтать и оставить на некоторое время – часть образовавшейся извести растворится. Полученный раствор испытать фенолфталеином.

Уравнение реакции:

СаО + Н2О = Са(ОН)2.

Реакция нейтрализации. К раствору извести Са(ОН)2 прилить раствор сернистой кислоты:

Н2SO3 + Са(ОН)2 = CaSO3 + 2H2O.

Ведущий (подводит итоги урока). Итак, ассамблея наша закончилась, воцарились в царстве-государстве химический мир и согласие, а мы с вами выполнили задачу урока.

Лучшие ученики награждаются сувенирами и медалями. За выполненные работы (запись уравнений реакций генетической связи) выставляются оценки.

А.А.ЛЕТЮК
(пос. Канаш, Калининградская обл.)