Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №3/2005

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Продолжение. Начало см. в № 1, 2/2005

Лабораторная работа 1. Реакции кислот

При выполнении лабораторных работ строго следуйте указаниям инструкции, выбирая только тот уровень, с которыми вы справитесь. Если в инструкции не указан номер уровня, значит, этот опыт одинаковый для всех.
Помните о правилах техники безопасности при работе с кислотами. При выполнении химических опытов будьте внимательны и аккуратны.

ОПЫТ 1. Действие кислот на растворы индикаторов.

Раствор серной кислоты налейте в три пробирки. В первую пробирку добавьте раствор фиолетового лакмуса, во вторую – метилоранжа, в третью – фенолфталеина. Что вы наблюдаете? Результаты опыта оформите в виде таблицы.

Таблица

Изменение окраски индикатора при подкислении
нейтрального водно-спиртового раствора

Cреда раствора Индикатор
Лакмуса Метилоранж Фенолфталеин
Kислая Из фиолетовой – в
...
Из желто-оранжевой – в
...
Из бесцветной – в
...

ЗАДАНИЯ

(Выполняйте задания последовательно, переходя от одного уровня к другому.)

Уровень 1

Запишите уравнение электролитической диссоциации серной кислоты.

Уровень 2

Запишите уравнение диссоциации серной кислоты с образованием иона гидроксония. Если вы испытываете затруднение, используйте справочную страницу к уроку 2–3.

Уровень 3

Запишите уравнение ступенчатой диссоциации серной кислоты.

ОПЫТ 2. Взаимодействие кислот с металлами.

Налейте в две пробирки по 3 мл раствора серной кислоты. В одну пробирку поместите гранулу цинка, а в другую – кусочек меди. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.

ЗАДАНИЯ

(Выполняйте задания только того уровня, который для вас наиболее приемлем.)

Уровень 1

Оформите результаты опыта. Запишите уравнение практически осуществимой реакции в молекулярном и ионном видах.

Zn + H2SO4 (р-р) = ... + H2,



Сu + H2SO4 (р-р) .


Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду стандартных электродных потенциалов до ... .

Уровень 2

Запишите уравнение практически осуществимой реакции в молекулярном и ионном видах.

а) цинк + серная кислота (р-р)



б) медь + серная кислота (р-р)



Вывод.


Уровень 3

Даны три металла: медь, магний и цинк. Какие из предложенных металлов будут взаимодействовать с разбавленной серной кислотой? Докажите практически. Обратите внимание на скорость этих химических реакций.
Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах. Укажите тип реакций, назовите продукты реакций.

Вывод.


ОПЫТ 3. Взаимодействие кислот с основными оксидами.

Посмотрите опыт, который продемонстрирует вам учитель. Опишите этот опыт по предложенному плану. Выберите тот план, который для вас наиболее приемлем.

ЗАДАНИЯ

Уровень 1

В пробирку налили раствор серной кислоты ... (формула). К этому раствору добавили порошок оксида меди(II) ... (формула) черного цвета. Видно, что ... (растворяется ли порошок?). Затем содержимое пробирки нагрели, соблюдая правила нагревания, а именно:



Раствор становится .... цвета, т.к. в результате реакции образуется сульфат меди(II) ... (формула).
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.
(Не забудьте, что формулы оксидов пишут в молекулярном виде.)

H2SO4 + CuO =



Вывод. Кислоты взаимодействуют



Уровень 2

В пробирку налили раствор ... (формула и название вещества). К этому раствору добавили порошок ... черного цвета. Без нагревания порошок .... (растворяется или нет). Затем содержимое пробирки нагрели, соблюдая при этом правила нагревания, а именно:
После нагревания раствор становится ... цвета, т.к. в результате реакции образуется
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах.
(Имейте в виду, что формулы оксидов записывают в молекулярном виде.)

Серная кислота + оксид меди(II)



Вывод.



Уровень 3

Сделайте описание увиденного опыта. Запишите уравнение соответствующей реакции в молекулярном и ионном видах.




Вывод.



ОПЫТ 4. Взаимодействие кислот с основаниями.

Выполните следующие опыты:

а) соляная кислота + гидроксид кальция ... ;
б) азотная кислота + гидроксид магния ... ;
в) серная кислота + гидроксид бария ... .

Опишите, как выглядят исходные вещества, как вы смешивали эти вещества, какие наблюдали изменения. Напишите уравнения реакций в молекулярном и кратком ионном видах. Сделайте вывод по результатам опыта.



ОПЫТ 5. Взаимодействие кислот с солями.

ЗАДАНИЯ

Уровень 1

 Добавьте в пробирку раствор соляной кислоты .... . Прилейте к этому раствору несколько капель раствора нитрата серебра .... . В результате реакции происходит образование осадка ... цвета. Это является признаком химической реакции.
Запишите уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах. Какое вещество выпадает в осадок?
(Обратите внимание, что формулы веществ, выпадающих в осадок, записывают в молекулярном виде.)



Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями при условии, что



Уровень 2

Проведите реакцию раствора соляной кислоты с раствором нитрата серебра. Что является признаком этой химической реакции?



Составьте уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах.



Вывод.



Уровень 3

Изучите взаимодействие кислот с солями на примере соляной и серной кислот. Какие соли, выданные вам в качестве реактивов (Pb(NO3)2, Na2CO3, BaCl2, Na2SO4), можно взять для проведения таких химических реакций? Ответ поясните. Сделайте краткое описание проведенных опытов по плану: исходные вещества, признаки химических реакций, уравнения химических реакций в молекулярном и кратком ионном видах.



Вывод.

Приведите свое рабочее место в порядок.

Примерные вопросы для творческих заданий

1. Как по химической формуле H2SO4 догадаться, что это:

а) кислота;
б) кислородсодержащая кислота;
в) двухосновная кислота;
г) серная кислота;
д) сильная кислота?

2. Напишите по две химические формулы и названия кислот, обладающих перечисленными ниже свойствами:

а) летучие;
б) неустойчивые;
в) содержат серу;
г) молярная масса 98 г/моль;
д) одноосновные кислородсодержащие.

3. Какая из перечисленных кислот:

а) H2S; б) HF; в) H2SiO3; г) H2SO3

имеет следующие отличительные особенности:

1) запах тухлых яиц;
2) суффикс «-ист-» в названии;
3) нерастворима в воде;
4) tкип 20 °С;
5) существует только в водных растворах?

4. Составьте по два молекулярных уравнения реакций для каждого из следующих кратких ионных уравнений:

а) Н+ + ОН = Н2О;

б) 2Н+ + = Н2О + СО2;

в) 2Н+ + S2– = Н2S;

г) 2Н+ + = Н2SiO3.