Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2005

Я ИДУ НА УРОК

 

КИСЛОТЫ

8 класс • Урок-путешествие

Фото Л.ЛарионовойЦели обучения. Учащиеся должны знать определение кислот, их состав и классификацию; изучить отношение кислот к индикаторам.
Цели развития. Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, усвоить правила работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.
Цели воспитания. Вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Оборудование и вещества для опытов. Самодельный плакат «Основные классы неорганических соединений», плакат по технике безопасности, кодоскоп, кодограммы, колба, воронка; вода, H2SO4 (конц.), уксус, кефир, яблоко, лимон, 5%-й раствор соды. На cтолах учащихся: билеты для химического путешествия, дневники наблюдений, карточки с формулами кислот, аскорбиновая кислота (одно драже), индикаторы, универсальная индикаторная бумага, разбавленные кислоты, пробирки.
Эпиграф. «От кислых яблок – сразу кисну» (В.Шекспир).

ХОД УРОКА

На доске написаны этапы маршрута – названия станций.

1. Оксиды. Основания. Повторительная.
2. Информационная.
3. Кислота. Определительная.
4. Дегустационная.
5. Правила техники безопасности.
6. Экспериментальная.
7. Закрепительная.
8. Домашнее задание.

В билетах, выданных учащимся, указаны даты, время, изучаемая тема, этапы маршрута, станции, дифференцированное индивидуальное домашнее задание.
Раздается звонок.

Учитель.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный…
Я путешествие хочу вам предложить,
Чтоб было интересней химию учить.
«Путешествие в страну кислот» –
С таким названием урок пройдет.
Мы на вокзал, конечно, не пойдем,
Вояж свой в кабинете проведем.
Немножко выдумки, фантазии чуть-чуть –
И наш химический экспресс осилит путь.
Для путешествия есть нужный антураж –
Необходимый всем химический багаж:
Воронки, колбы, палочки, штатив,
Кислоты разные возьмем в актив.
К изучению общих свойств кислот приступаем
И очень многое узнаем.
Будем экспериментировать,
Опыты анализировать.
Работы много предстоит,
Никто без дела не сидит!

Прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить готовность к путешествию. Задача ваша – попасть в страну Кислот, узнать, что это такое, какие они бывают, где применимы, а также познакомиться с некоторыми их свойствами. Путь проходит через станцию 1 – «Оксиды. Основания. Повторительная». Поможет вам ответить на вопросы плакат «Основные классы неорганических соединений».

Основные классы неорганических соединений

Оксиды Основания Kислоты Соли
ЭхОy M(OH)n HхKy MхKy
Оксид элемента (?) Гидроксид металла (?) …кислота …металла (?)
+? –2
ЭхОy
+n  –1
M(OH)n
+1 –?
HхKy
+? –?
MхKy
Газы:
СО, СО2, NO,
NO2, SO2.
Жидкости:
H2O, Cl2O7, ClO3.
Твердые вещества:
Al2O3, Fe3O4, SiO2,
CaO, ZnO
Растворимые
в воде (щелочи):
LiOH, NaOH, KOH,
Ca(OH)2, Ba(OH)2.
Нерастворимые в воде:
Cu(OH)2, Fe(OH)2,
Mg(OH)2, Al(OH)3
Безводные жидкости:
HNO3, H2SO4, HClO4.
Водные растворы:
HCl, H2S, [H2CO3].
Твердые вещества:
H2SiO3, H3PO4, HIO3
Средние,
кислые,
основные,
комплексные,
двойные

Примечание. Вместо знака вопроса (?) ученики называют элемент (неметалл или металл), степень окисления, а вместо точек (...) – конкретную кислоту или соль.

Вопросы

1. Что такое вещество?
2. Что такое простое вещество?
3. Что такое сложное вещество?
4. Что такое оксиды?
5. Какие оксиды вы встречаете в природе?
6. Что такое основание?
7. Как классифицируют основания?
8. Какие индикаторы вы знаете?
9. Как изменяется цвет индикаторов в растворе основания?
10. Какое из перечисленных веществ лишнее: СаО, NaOH, Сu(ОН)2, Fe2O3, H2SO4?

Учитель. Вы правы, что исключили формулу H2SO4, относящуюся к еще неизвестному вам классу неорганических веществ. Следующая станция 2 – «Информационная».

Сообщения учащихся

1-й ученик.

Мы с вами в сельской местности живем
И летним утром в огород пойдем.
У каждого из нас не просто огород,
А царство дивное кислот.
Растет крапива у забора,
И вы без лишних разговоров
Крапиву с корешком сорвете –
Нет места ей на вашем огороде!
Однако же крапива больно жжется,
И вам, конечно же, придется
Перчаткой руку защитить –
От жгучих волосков крапивы оградить.
От волосков тех – маята,
В них – муравьиная кислота.
Есть место кислоте муравьиной
И в яде пчелином.
Муравьи защищаются от нападения,
Разбрызгивая муравьиную кислоту за мгновение.

2-й ученик.

На грядочке щавель произрастает,
И вкус его, конечно, каждый знает.
Щавелевая кислота – в растенье этом,
И щи из щавеля мы сварим летом.

3-й ученик.

На яблоне большие шаровидные плоды –
Так окупились наши прежние труды.
Яблочная кислота есть в яблоках чудесных,
Необычайно вкусных и полезных.

4-й ученик.

Кавказская легенда утверждает,
Что если вас змея, или паук, иль скорпион кусает,
То надо вам, конечно, первым делом
На ранку сок лимона выжать смело.
Но далеко от нас Кавказ!
И скорпионы, право, не про нас!
Лимончик, шаровидный, золотой,
Насыщен лимонной кислотой.
Лимонной кислоте повсюду место есть:
В плодах крыжовника ее не счесть.
В малине, хвое, соке свекловичном
Имеется она в наличии.

5-й ученик.

Уксус нам в быту знаком –
Мы за обеденным столом
Пельмени поедать готовы,
Взяв уксус как приправную основу.
Уксусная кислота человеку нужна –
Используется в промышленности она:
Для приготовления синтетического волокна,
Для консервирования мясных и рыбных продуктов,
Для консервирования овощей и фруктов.

6-й ученик.

Молочная кислота распространена
в природе:
Мы в кислом молоке ее находим,
И в наших мышцах есть ее немало.
Она является продуктом расщепления
животного крахмала,
Когда при физической нагрузке человек
переутомляется.
Молочная кислота в кожевенном
производстве применяется,
В красильном деле и в медицине
употребляется.

7-й ученик. В конце XVIII в. английский химик и философ Джозеф Пристли впервые приготовил газированную воду, растворяя в воде углекислый газ, растворение сопровождается образованием угольной кислоты. Такой раствор под названием «содовая вода» широко использовался в качестве напитка. За это открытие Пристли был награжден золотой медалью.

8-й ученик. В одном из своих рассказов М.М.Пришвин поведал, что в кормлении волчат участвует не только волчица, но и волк. У волчицы в молоке не хватает необходимой для питания волчат соляной кислоты. Для того чтобы восполнить ее недостаток, волк отрыгивает волчонку часть своей пищи, содержащей соляную кислоту.

Учитель демонстрирует кодограммы.

Учитель. Следующая станция 3 – «Кислота. Определительная».
Что же объединяет все кислоты, перечисленные на станции «информационная»? Посмотрите на карточки кислот на ваших столах и определите общее в составе кислот. Да, это атом водорода. Записываем определение: кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.

Если сразу с водорода
Вдруг да формула начнется,
То таких десяток формул
Выучить тебе придется.
Вот – подружка с кислородом,
Бескислородная – вон та,
Но у них одна природа –
Все с названьем «кислота».

Обратите внимание на водород и кислотный остаток. Вспомните степени окисления элементов. Рассчитайте степени окисления элементов в Н24, Н3РО4.
Запишите классификацию кислот.

Приведите примеры кислот по записанной классификации.

Несложно рассчитать заряд кислотного остатка: он отрицателен и равен числу атомов водорода в кислоте. Общее в составе и строении кислот обусловливает и общие их свойства. Именно это мы и выясним на станции 4 – «Дегустационная».
Большинство кислот кислые на вкус. В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение правил техники безопасности. Но сегодня я разрешаю вам определить вкус драже аскорбиновой кислоты, которое лежит перед каждым из вас. Есть и другие кислоты, например салициловая – сладкая, а никотиновая — горькая.
Поезд отправляется дальше, но красный свет светофора предупреждает о том, что следующая станция 5 – «Правила техники безопасности»
.
Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты. Термометр показывает, что наблюдается сильное разогревание раствора.
Учитель. В связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту, поскольку вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Запомните: кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть ее водой и 5%-м раствором соды. (Раствор соды на столе.)

Следующая станция 6 – «Экспериментальная».
Заполним на этой станции дневник наблюдений.
Рекомендации: соблюдайте правила техники безопасности, пользуйтесь малым количеством реактивов.

Работа в группах. Группы дифференцированные по уровням и обученности.

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Название кислоты Серная кислота Соляная кислота
Химическая формула    
Действие на индикаторы:
а) лакмус;
б) метиловый оранжевый;
в) фенолфталеин
   

Учитель. Для закрепления полученных знаний отгадайте загадки.

От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда,
И я бросаюсь в воду без оглядки,
Чтоб не могла заесть меня среда.

(Метиловый оранжевый.)

 

Попасть в кислоту – для него неудача,
Но он перетерпит без вздоха, без плача,
Зато в щелочах у такого блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.

(Фенолфталеин.)

Первым ввел отвары в качестве индикаторов Роберт Бойль (1627–1691). Лакмус получали из лишайников. Латинское слово «indicator» означает «указатель». Универсальная индикаторная бумага содержит смесь нескольких индикаторов.
На станции «Экспериментальная» убедимся, что HCl и H2SO4 проявляют общие свойства с яблочной кислотой (действуем индикатором на яблоко), лимонной кислотой (действуем индикатором на лимон), уксусной и другими кислотами.

Вывод. Изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено общностью свойств кислот и связано с особенностями их строения.

Станция 7 – «Закрепительная». Работаем с карточками, на которых приведены формулы кислот.

1. Поднимите карточку с формулой бескислородной кислоты.
2. Поднимите карточку с формулой кислородсодержащей кислоты.

Работаем по карточке с вариантами.

Вариант
I   II   III   IV   V   VI
СuCl2
KOH
НВr
Zn(ОН)2
СаО
Р2О5
Нg(NO3)2
2O3
Н24
AgCl
СО2
ВаSO4
Са(ОН)2
НСl
FеСl2
Н3РО4
SiО2
KNO3
Сu(ОН)2
Li2О
SO2
ZnCl2
HI
NаОН
Н2СО3
СuO
МgSO4
Аl(ОН)3
РbS
Аg2О
H2S
Mg(OH)2
N2О5
МgО
СаСl2
Ва(ОН)2
NаNО3
KВr
Н23
Сu2О
Аl2О3
Zn(NO3)2
MgCl2
СаО
HF
3
KОН
Н2SiО3
Fe(ОH)3
Н2SO4
NаВr
МgО
НNО3
СО2
ZnSО4
HgO
НСl
Са(ОН)2
K3РO4
Сr(ОН)3

1. Найдите бескислородную кислоту. Назовите ее.
2. Найдите кислородсодержащую кислоту. Назовите ее.
3. Найдите одноосновную кислоту. Назовите ее.
4. Найдите многоосновную кислоту. Назовите ее.

Работа в парах по проверке знаний.
Критерии оценки знаний:

одна ошибка – «4»,
две ошибки – «3»,
более двух ошибок – «2».

Учитель. Станция 8 – «Домашнее задание». В вашем билете для химического путешествия указан вариант для карточки с вариантами. Распределите десять веществ по классам, назовите их.

ДОПОЛНЕНИЕ К СОДЕРЖАНИЮ УРОКА

Шарада.

Мы первым слогом позовем кота,
Вторым измерим с судна толщу вод,
Союз на окончание пойдет,
И целым станет слово...

(Кис-лот-а.)

 

О серной кислоте

Своим появлением на свет серная кислота обязана арабскому алхимику Джабиру ибн Хайяну (Геберу), жившему в VIII–IX вв. До XIV в. серную кислоту называли купоросным маслом, т.к. получали ее из купоросов. Н24 образуется в атмосфере из SO2. В заметных количествах серная кислота обнаружена на Венере. Первый серно-кислотный завод был построен в Англии в 1740 г.

Г.И.МАЛЫШЕВА,
учитель химии Новинской средней школы
(п. Новинки, Богородский р-н,
Нижегородская обл.)