Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2005

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Тетрадь адресована учащимся, изучающим тему «Основные классы неорганических соединений с позиций теории электролитической диссоциации». Тетрадь можно использовать для работы по многим школьным учебникам и по разным программам. Представленная система разноуровневых дифференцированных заданий позволяет адаптировать данную рабочую тетрадь под индивидуальные особенности учеников. Тетрадь также позволяет максимально развить индивидуальные способности учащихся в процессе обучения.
Примечание. звездочками в заданиях на протяжении всей тетради обозначены более сложные задачи, необязательные для выполнения.

СОДЕРЖАНИЕ

Урок 1. Теория электролитической диссоциации.
Уроки 2–3. Кислоты.
Уроки 4–5. Основания.
Уроки 6–7. Соли.
Уроки 8–9. Оксиды.
Урок 10. Подготовка к контрольной работе.
Ответы на задания для самоконтроля.

Урок 1.
Теория электролитической
диссоциации

ЧАСТЬ А

1. Запишите определения.

Электролиты –
Неэлектролиты –
Электролитическая диссоциация –
Кислоты –
Основания –
Соли –

2. Дополните следующую схему:

3. Запишите схему механизма диссоциации веществ с ионной и ковалентной сильнополярной связью. Выделите общее и различное.

ЧАСТЬ Б

Уровень 1

1. Даны названия и формулы следующих веществ: бромоводород – HBr, вода – H2O, хлор – Сl2, гидроксид калия – КОН, сульфат натрия – Na2SO4, кислород – О2. Запишите формулы и названия этих веществ в соответствующие графы таблицы.

Вещества с ионной связью Вещества с ковалентной полярной связью Вещества с ковалентной неполярной связью

...

...

...

Уровень 1

2. Запишите формулы веществ из первого задания, водные растворы или расплавы которых будут проводить электрический ток.




Уровень 2

3. Схематически изобразите процесс диссоциации йодоводородной кислоты и нитрата калия. Откуда берутся ионы в растворах электролитов?




4. Запишите уравнения электролитической диссоциации предложенных ниже веществ.

Уровень 1

. HCl, K2SO4, NaOH, Ca(NO3)2.




Уровень 2

. Хлорид меди(II), сульфат цинка, ортофосфорная кислота, нитрат железа(III), гидроксид калия.




Уровень 3

5. Приведите по два примера формул веществ разных классов, являющихся электролитами. Запишите уравнения электролитической диссоциации этих веществ. Для кислот запишите уравнение диссоциации с образованием иона гидроксония.




Уровень 3

6. На рисунке изображены пересекающиеся круги. В круг 1 входят простые ионы, а в круг 2 – анионы. Распределите приведенные ионы в соответствующие круги: Na+, , Cl, Ca2+, , , S2–.

Уровень 3

7. Изучите вопрос о ступенчатой диссоциации кислот. Составьте уравнения ступенчатой диссоциации сернистой и ортофосфорной кислот.




ЧАСТЬ В. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Допишите определения.

1) Частицы, заряженные отрицательно, называют ... , а положительно заряженные – ... .
2) ... – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков.
3) ... – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы гидроксигрупп.
4) ... – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотных остатков.

2. Установите правильную последовательность.

Механизм диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью последовательно включает следующие процессы:

– гидратация;
– ориентация;
– диссоциация;
– ионизация.

3. Вставьте в предложение правильные по смыслу слова.

Вещество, которое подвергается диссоциации – это ... ,
а не подвергается диссоциации – ... .

Варианты названий веществ: глюкоза, сульфат калия.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

1. Напишите, какие вещества растворяются в воде, но не проводят электрический ток. Как называют такие вещества? Почему их растворы неэлектропроводны?




2. Под действием каких сил разрушается ионная кристаллическая решетка растворимых в воде солей и оснований, когда эти вещества помещают в воду?




3. Соли и щелочи в твердом состоянии не проводят электрический ток. По какой причине расплавы этих веществ, не разрушающихся при плавлении, электропроводны?




4. Что такое ион гидроксония и как он образуется? Какие еще элементы 2-го периода периодической системы Д.И.Менделеева наряду с кислородом имеют неподеленную электронную пару? (Таких элементов два, и они способны образовывать ониевые соединения.)